на день Вознесения Господня

стр.[32]СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

       Вознесся Господь на небо, а мы остаемся на земле... Так уже ли удалился Он от нас толико, колико отстоит небо от земли? На сей вопрос ответствую, что как присутствие Господне с нами, так и удаление Его от нас зависит от произволения нашего. Он всегда с нами не разлучен быти хощет. Известен вам оный сладчайший Его к нам отзыв: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. гл. 28, ст. 20). Но мы по крайнему заблуждению не всегда желаем, дабы Он пребывал с нами; а иногда Его седящаго при дверях наших, и сильно толкущаго в них, еще и отгоняем. На что Он жалуяся, и сожалея о несчастии нашем с горестию отзывается: Иерусалиме, Иерусалиме! коль крат восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле; но не восхотесте (Матф. гл. 23, ст. 37).

       стр. 33А по сему празднуя мы благословенный день Вознесения Господня, можем сказать, что Он вознесся от нас, и не вознесся; и удалился от нас, и пребывает с нами; и благословляет нас, и осуждает нас. Да и то и другое так благопромыслительно расположил, что предоставил нашей воле, или всегда наслаждаться благодатным Его присутствием, и быть с ним неразлучным, или удалиться от Него, или паче удалить Его от себя, и пребывать во тме и мраке.

       Что избираете вы, любезные слушатели? Но постыдно и для меня и для вас предлагать таковый вопрос. Вы ученики Христовы; вы привержены к Нему верою своею; и сия вера собрала вас в священный храм сей предстать пред лице Его, дабы Его сближить с собою и соединиться с Ним, хотябы Он каковым случаем и удален был от вас. При таковом вашем расположении, хощу я показать способ, каким можете вы вознесшагося от земли на небо Господа, паки с неба на землю привлечь, и вселить Его в себя, дабы Он, по обещанию своему, был с нами до скончания века.

       стр. 34Егда Господь возносился на небо, Апостолы зело внимательно взирали на следы возношения Его, доколе уже облак не скрыл Его от очес их. Какой сей столь густый и печальный облак, который от нас скрывает Господа нашего? Но какой бы сей облак ни был, о чем после скажем, может он скрыть Господа от очес телесных; но не может скрыть от очес душевных. Разума есть та сила, что ему все объятно, все проходит, и никакое тело остановить его не может. Ежели же таково свойство есть разума; помыслите, какова должна быть сила веры? Веры существо есть то, что она невидимая представляет, яко видимая; и удаленная, яко присущая; и будущая, яко настоящая. Спаситель об Аврааме утверждает, что он видел день пришествия Его на землю; и виде и возрадовася (Иоан. гл. 8, ст. 56). Каким образом он видеть мог? Ибо жил за несколько веков до пришествия Христова. Видел очами веры: ибо сему зрению ни разстояние мест, ни удаление времен ни мало не препятствуют.

       стр. 35Сею верою можешь ты всегда взирать на Господа своего. А потому Он никогда от тебя вознестися, то есть, удалиться не может; или и вознесшагося паки вера твоя с неба Его к тебе привлечет, и заставит Его обитель сотворить в тебе.

       Но какая есть сия, столь острозрительная и дальновидная вера? Вера, по Апостолу, живая, любовию споспешествуема (Гал. гл. 5, ст. 6). Вера живая. Человек мертвый, хотя и имеет органы зрения, но видеть не может: тоже и вера мертвая. Тело есть живо, когда душею одушевляется. Вера есть жива, когда одушевленна духом жизни. Егда веруеши в Господа Иисуса, яко Он есть Сын Божий, пришедый в мир грешныя спасти; ты тем живишь веру свою: ибо Он есть воскресение и живот. Егда на всякое дело благое ищешь Христовы благодати, и без нея почитаешь себя ничего добраго ни сотворить, ни помыслить не могущим; ты тем живишь веру свою. Ибо без Мене, говорит Он, не можете творити ничесоже. И якоже розга не может пристр. 36носити плода, аще не будет на лозе; тако и вы; аще во Мне не пребудете (Иоан. гл. 15, ст. 5, 4). Егда в служении Ему, не мыслям своим, не мудрованиям своим, ниже других последуешь, но единственно за основание приемлешь глагол Его в законе и Евангелии изображенный, ты тем живишь веру свою. Ибо Господь рек о Себе: Аз есмь путь и истина, и живот: никтоже может приити ко Отцу, токмо Мною (Иоан. гл. 14, ст. 6). И потому благоразумная овца слушает токмо гласа единаго сего Пастыря, по оному: и овцы гласа моего слушают (Иоан. гл. 10, ст. 27). Егда ты почитаешь себя созданным не для земли, но для неба, и здесь странствующим, а на небеси прямым жителем, и яко член стремишься соединитися с главою своею Христом; ты тем живишь веру свою. Ибо житие наше на небесех есть (Филип. гл. 3, ст. 20). Почему и рек вознесшийся на небо: егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. гл. 12, ст. 32).

       Все сие составляет жизнь веры; все сие творит ю живою. Но сия жизнь совершенна ли есть, или нет, требует прилежнаго разсмотрения. Древо, говорит стр. 37Евангелие, чтоб почесть его прямо живым, потребно, чтоб оно приносило плоды. Но когда оно безплодно, напрасно место занимает, и заслуживает посечено быть, и во огнь ввержено. Человек, и естественно разсуждая, хотя и не лишен жизни, но когда так живет, что ничего добраго не творит; безполезен для других, и вреден для себя; он не иначе почитается, как бы мертв был, или по крайней мере жизни недостойным. И для того Царь и Пророк говорит: воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие (Псал. 100, ст. 8). Тоже надлежит сказать и о вере, что она живою не иначе может почитаться, разве когда приносит плоды благих дел. Ты веруеши, яко Бог есть; но и беси веруют и трепещут. Покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. гл. 2, ст. 19, 18). И для того-то Богомудрый Павел сказав, что потребна вера живая, приложил, любовию споспешествуема. Каковою любовию? Любовию к Богу и к ближнему. Кто любит Бога, тот исполняет Его заповеди. Любяй стр. 38Мя, говорит Спаситель, слово Мое соблюдет (Иоан. гл. 14, ст. 23). Кто любит ближняго, тот не токмо ни в чем ему не вредит; но паче во всем ему благодетельствует. Таковая любовь и самой живой веры должна почитаться жизнию.

       Но предлежит вопрос: положив со Апостолом веру живую, почему нужно, дабы она еще любовию была оживляема? Ибо живое не имеет нужды оживляемо быть. Да и Апостол не сказал, вера живая, любовию оживляемая, но любовию споспешествуемая. То есть, любовию препровождаемая, любовию поддерживаемая. Таковый вопрос сам себя решит. Ибо, ежели вера есть живая; тем самым она есть истинная; тем самым она без любви к Богу и ближнему и быть не может: так, как древо доброе тем самым, что есть древо доброе, не может не приносить добрых плодов. Положив источник, потекут из него потоки. Ибо какой бы был источник, ежелибы из него ничего не проистекало? Положив светило, не возможно, чтоб оно не осиявало все окружающее. Тако и вера, положив, что она в прямом смыстр. 39сле есть вера, тем самым будет вера истинная, будет вера живая, а потому и плодоносная, любовию споспешествуема; а без того она и верою именоваться не заслуживает: так как мертвый и писанный человек, хотя и называется человек; но самою вещию не есть человек.

       Однако со всем тем, вера, хотя бы была и живая, может ослабевать, может немоществовать. Петру сказал Спаситель: Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя (Лук. гл. 22, ст. 32). И Павел в одном месте некоторых называет изнемогающими в вере (Рим. гл. 14, ст. 1). Кто в вере ослабевает, кто в вере изнемогает; того вера хотя еще не может почесться мертвою; однако вера недостаточна. Теперь вспомните, что, егда Апостолы взирали на возносящагося Господа, напоследок облак скрыл Его от очес их: и сказали мы, что облак может скрыть Его от очес телесных; но не от очес душевных. Но есть и такой облак, который может скрыть Господа и от очес душевных. Таковый облак должен быть весьма густый, да и весьма пагубный.

       стр. 40Облак сей есть сумнение в вере. Ибо усумневающагося в вере Апостол Иаков уподобляет волнению морскому (Иак. гл. 1, ст. 6). Он раздирает душу на две противныя стороны, и отъемля от нея спокойствие и мир, наполняет смущением и мятежем. Облак сей есть излишное надеяние на себя, надеяние на свои мудрования и на свои силы. Кто много верит себе, тот верит мало Богу: кто много мудрствует о себе, от того тайна веры есть сокровенна. Кто много полагается на свои силы, того праведный Бог предает в неискусен ум, творити неподобная (Рим. гл. 1, ст. 28). Облак сей есть излишное к миру сему пристрастие. Чем более кто гонится за тению; тем более от света удаляется. Иже любит мир, говорит слово Божие, несть любви Отчей в нем (1 Иоан. гл. 2, ст. 15). Облак сей есть одно наружное Богослужение: когда кто почитает себя исправным Богослужителем, ежели одни наружные обряды наблюдает; впрочем о исправлении внутренняго человека ни мало не печется, и от злых дел не отстает. О облак страшный и пагубный!

       стр. 41Христе, свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир! не допусти милостиво, чтоб таковый облак скрывал Тебя от очес веры нашея; а паче да возсияет нам грешным свет Твой присносущный, да тако во свете Твоем взойдем в гору святую Твою. Аминь.

       Говорено 1798 года, Маия 6 дня, в Москве в Вознесенском монастыре.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.