на день Архистратига Михаила

СЛОВО

НА ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

       Бог создал вселенную и управляет оною. Премудрость и благость Его являются в том, что соединив все твари видимыя и невидимыя общим союзом, их же самих к тому направляет, чтоб они взаимно себе содействовали, и взаимно себе помогали. Освещает Он нас солнцем, оживляет воздухом, питает произращениями земли, напоевает стихиею водною. И сие все относится до тела. Душа наша инаго есть свойства. Она инаго требует освещения, инаго стр. 341оживления, инаго питания, инаго напоения; почему и иныя потребны для сего средства.

       Не оставил же Бог промыслить и о душе нашей тем более, чем она в нас есть превосходнее, и яко сотворенная не для времени, но для вечности. Ныне слышали мы, что Апостол среди Церкви возглашал: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми для хотящих наследовати спасение? (Евр. гл. 1, ст. 14). Се видим служебных духов! се видим Ангелов, которых посылает Бог, дабы устрояли спасение избранных Его! Ибо довольно из слова Божия видно, яко суть невидимые и чистые духи, суть Ангелы, которых Бог в различных случаях посылает рабам своим для помощи им, для наставления, для охранения, для избавления и утешения. Свидетельства тому суть безчисленныя. Ангел Господень явися Иосифу (Матф. гл. 1, ст. 20). Се Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих (Псал. 90, ст. 11). Вем, исповедует Петр, яко посла Бог Ангела стр. 342своего, и избави мя из руки Иродовы (Деян. гл. 12, ст. 11). Но знающему, или читающему Священное Писание, сие и без приводу свидетельств преизвестно есть.

       Не меньше из того же Писания явствует, что суть Ангелы и лютые, Ангелы злые, духи нечистые, духи злобы, духи злотворные, и именуются они в Писании диаволы, демоны, бесы, по свойству своего злотворнаго естества. В одном месте пишется, яко Ангелы Божии предстали пред Господа; но и диавол, обошед вселенную, прииде вкупе с ними. И Апостол Петр велит нам весьма их остерегаться. Се бо враг ваш диавол, яко лев рыкая, ищет кого поглотити (1 Петр. гл. 5, ст. 8). Почто неиспытанный в судьбах своих Бог попускает духам злобы нападать на нас, искушать нас, и претыкать нам в благом подвиге нашем, о том что нибудь скажем при окончании сего слова. А теперь разсуждаю я взойти в то, что есть постижимее для нас, что к нам ближе, и что для нас полезнее.

       А что? Слово Божие на многих местах и человеков иных называет стр. 343Ангелами Божиими, а других духами нечистыми, духами злобы. В Апокалипсисе некоторые Пастыри наименованы Ангелами: рцы, пишется там, Ангелу Смирнския Церкви, Ангелу Ефесския Церкви, Ангелу Фиатирския Церкви (Апок. гл. 2, ст. 8, 1, 18). Да и вообще Церковь святая многих восхваляет, что они жили, яко Ангелы в плоти. А напротив злобствующих Иудеев, обличая сам Господь, говорит им: вы отца вашего диавола есте (Иоан. гл. 8, ст. 44). И Он же не усумнился, даже перваго из Апостолов, в некотором случае поразить сим выговором: иди за мною сатано, яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже суть человеческая (Матф. гл. 16, ст. 23).

       И поистинне между самыми человеками некоторые столь блаженны, что суть и заслуживают именоваться Ангелами Божиими; а другие столь несчастливы, что суть и заслуживают именоваться духами нечистыми и духами злобы.

       Поистинне, кто живет простою душею, искренен, открыт пред Богом и человеки, и по всему чист, не естьли стр. 344он Ангел Божий? Но кто ласкательствует, коварствует, лицемерит и пронырствует, не есть ли он дух злобы и дух лестчий? Кто другим благодетельствует с добрым намерением и с чистым сердцем, не есть ли он Ангел Божий? А кто другим злотворствует по злости своего сердца, не есть ли он дух злобы? Кто другаго наставляет на путь истины и добродетели своим добрым учением, или советом, или примером, не есть ли он Ангел Божий? А кто другаго развращает и отводит от истины или суетными мудрованиями, или пагубными советами и писаниями, или безпутными примерами, не есть ли он сын диавольский? Вы отца вашего диавола есте. Кто нагаго одевает, гладнаго питает, сироту вскармливает, бедную девицу снабжает и обручает, и всякими образы вспомоществует страждущему человечеству, не есть ли он Ангел Божий? Но кто похищает, грабит, насильствует, чужое себе неправедно присвояет, и людей, по Псаломнику, снедает вместо хлеба, не есть ли таковый дух злобы преисподний? Кто другаго в неповинности защищает, в суде твердо наблю стр. 345дает правосудие, ни мало не колеблясь ни лицеприятием, ни мздоимством, не есть ли сей Ангел Божий? Но кто доносит криводушно, клевещет безстыдно, поносит безсовестно, и взирая на лица, слабеет и изменяет, а взирая на мзду все продает, не есть ли таковый дух злобы и диавол? Ибо диавол на нашем языке и значит, клеветник. Кто хранит воздержание и чистоту, плоть свою устрояет быть чистым сосудом Духу Святому, роскоши удаляется, мотовство ненавидит и, при благословенной умеренности, во объятиях единой добродетельной своей супруги и благодатных детей восхваляет Господа святым имения своего употреблением; не есть ли сей Ангел Божий? Но кто, предавшись необузданно роскоши и мотовству, валяется во всякой нечистоте яко свиния в кале, и все прервав супружества и целомудрия союзы, жертвует собою и всем единой плоти и крови, не есть ли таковый дух нечистый? Кто хранит веру и благочестие, и так живет, яко прохожий в мире, спешит к своему истинному отечеству, а здешним ничем, яко суетным и тленным не прельщается, не есть ли он Ангел во плоти, Ангел земный, и стр. 346небесный человек? Но кто все святое пренебрегает, яко, по суетному его мудрованию, вымысел, и все духовное ненавидит, яко противное страстям своим, и живет яко животное безсловесное, душу за пар вменяющее, не есть ли таковый дух нечистый, дух пагубный?

       Кто сию истину или безпристрастным разсудком не утвердит, или и самым опытом в том не уверен? Должны мы молить Бога, дабы всегда охранял нас стражею Ангелов своих невидимых; но и видимых Ангелов умножал бы между нами число. Должны мы молить Бога, чтоб охранял и избавил нас от искушений и наветов злых невидимых духов. Но не меньше молиться долженствуем, чтоб сохранил нас и избавил от духов злых видимых. Нужда нам прибегать к покровительству Ангелов Божиих и видимых и невидимых. Но едва ли не большая нужда есть всемерно охраняться и убегать от духов злых невидимых и видимых, или наипаче от видимых. Ибо они суть тщательныя орудия злых невидимых духов, и тем опаснее, что иногда, или паче всегда, преобразуются во Ангела светла.

       стр. 347Избегнув от стрел, видимыми духами на нас метаемых, избегнем и того, кто сей смертоносный лук напрягает. Блюдитеся от человек (Марк. гл. 13, ст. 5), предостерегает нас любезный Спаситель наш. И сия предосторожность тем нужнее, что, по причине поврежденнаго нашего естества, скорее и удобнее сообщается зло, нежели добро. Злые духи невидимые, а паче видимые, заслуживали бы наше сожаление по несчастному их состоянию: но понеже они не усыпают, дондеже не сотворят зла и другим, доколе не соблазнят, доколе не развратят, доколе не погубят; то по сему не только нашего отвращения, но и всякаго проклятия достойны.

       Но почто же Бог праведный и милосердый попускает духам злобы невидимым и видимым нападать на нас, искушать нас и соблазнять? Для того, возлюбленне! что Он нас создал не для сей временной, но для будущей вечной жизни, чтоб в оную взошли мы с победою и торжеством. И потому потребен здесь подвиг, потребна брань, потребно сопротивление. Ты злопостражди стр. 348яко добр воин Иисус Христов (2 Тим. гл. 2, ст. 3). Где бы ты одержал победу, ежели бы не было брани? Где бы ты оказал мужество, ежели бы не было неприятеля? Где бы ты заслужил венец, ежели бы не преодолел борца, противу тебя борющагося? Как бы ты оказал воздержание, ежели бы не было прелестей и искушений плоти, которыя ты преодолел? Как бы могли мы оценить твое правосудие, разве судя по тому, что ты попрал своих соперников, лицеприятие и мздоимство? Как бы могли мы восхвалить твою за истину ревность, разве потому, что ты над враждебным тебе ласкательством и коварством взял верьх? Никто, никто поистинне не может стать праведником, разве победив сопротивляющийся ему грех. Для сего-то в подвиге твоем попускает Бог быть духам злым видимым и невидимым, дабы ты, преодолев их, получил достойную мзду, и честь и славу.

       О Боже! Ты поставил над благими Ангелами твоими Архистратига Михаила; но Ты устроил ему быть и противоборцем злым духам. Ты же Царю Царей! стр. 349поставил Благовернаго МОНАРХА Нашего Архистратигом и покровителем всех добрых духов в отечестве нашем; сотвори милостиво, да будет Он охранителем нашим противу всех злых духов видимых, и укротителем их, покорив под нозе Его всякаго врага и супостата. Нынешняго драгаго же Имянинника Михаила, яко сущаго, по младенчеству и по неповинности, Ангела Твоего, Боже, сотвори, да возрастши Он, будет для нас Ангел твой добрыми нравами и примером благим. Аминь.

       Говорено 1801 года, Ноября 8 дня, в Архангельском Соборе.



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.