на день Святыя Пасхи

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

       Прошел подвиг поста. Наступил светлый день воскресения. Пост быть тягостным кажется; а день сей вожделенен и радостен; человеку по плоти разсуждающему и живущему, сие после поста наступившее время не иначе представляется, как бы после ненастья ведро наступило. Но истина судит не тако. Пост и Пасха суть между собою союзны, так что одно без другова быть не может.

       Не думайте, чтоб мог тот чувствовать духовную радость воскресения Христова, который подвиг поста не проходил доблественно. Радость духовная есть стр. 27награда за подвиг. Кто не подвизался, тот и награды сей не заслуживает, да и вместить оную не может. Пусть бы она от всещедрой десницы Господни была подаваема; но как сосуд тела и души воздержанием не очищен, то и к принятию ея не способен. Пища подается алчущему, питие жаждущему. Сию духовную алчбу и духовную жажду производить силен един поста подвиг; а едина алчущая и жаждущая душа расположена вкушать и наслаждаться пищею и питием небесным. А без того, не только она истаевает гладом и жаждою во всякое время и в самый великий праздника день; но тем еще несчастливее, что и не чувствует глада и жажды своей. Ибо только о плоти думает, и едину плотскую алчбу и жажду разумеет.

       Но почему же Святый Златоуст в сей день на общую радость обще всех созывает? Воздержницы, говорит он, и ленивии день почтите: постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь. О коликое утешение для грешников!

       Сие не к тому сказано, дабы ленивые в лености оставались, а не постившиеся в невоздержании; но чтоб и ленивые взирая на столь великое открывстр. 28шееся богатство благости Господни, оттрясли леность, и невоздержницы постыдились бы своей слабости.

       Бывает, что и один благодатный случай чудную в человеке перемену производит. Но когда же таковый случай быть может благоприятнее, как не в сей день спасения? Пусть ленивые и непостившиеся противу подвижных и постившихся опоздали временем; но произволением, и усердием и ревностию могут сравняться с ними.

       Есть тому утешительный пример в Евангелии. В одиннатцатый час уже при самом вечере на работу пришедших дому Владыка удостоил награды с трудившимися от перваго часа. Опоздали они временем; но охотою и усердием сравняли себя. Нет места зависти и оку лукавому, где толико благ Господь.

       Так посему и я со Святым Златоустом всех обще на предложенный всем от всещедраго Владыки царский пир днесь созываю. Приидите подвижницы, и восприимите победные венцы. Приидите ленивые, и Духом Господним ободритеся к подвигу духовному. Приидите постившиеся, и вкусите от манны сокровенныя. Приидите непостившиеся, и стр. 29недостаток свой дополните усердием и любовию к Богу и ближнему. Приидите грешники, и возлейте миро слез на ноги Того, иже пришел грешные спасти. Приидите праведники, и внидите в радость Господа своего. Приидите богатые, и купите богатством своим небо уже крестом отверзстое. Приидите нищие, и обогатитеся обнищавшим для вас Господем.

       Приидите днесь вси, внидите в радость Господа своего; одни положив начало благому житию; другие, продолжая неослабно подвиг спасительный; третии благополучно оканчивая течение веры. Друг со другом ликуйте. Грешники радуйтеся о праведниках, а праведники радуйтеся о грешниках. Обще прославите общаго Владыку, яко Он и праведные любит, и грешные милует.

       Приидите же и вы, Ангелы Божии, и вкупе с нами составьте торжество. Вы человеколюбивы и Боголюбивы. Вы радуетеся о едином грешнике кающемся, а мы все; (ибо Бог един весть, кто здесь праведник на земли); мы все грешники. Воспойте, вам свойственным пением, колика есть к грешникам благость Господня, а чрез то возбудите нас к стр. 30истинному покаянию. Нет здесь на земли большей радости, как, естьли грешник перестает быть грешником, и начинает благую по Бозе жизнь. Сия-то будет измена десницы Вышняго (Псал. 76, ст. 11). И я сию измену смело назову воскресением.

       Было воскресение Христово, котораго воспоминание мы днесь торжественно празднуем. Будет воскресение и всех общее. Ибо Христос востав от мертвых, начаток умерших бысть (1 Кор. гл. 15, ст. 20, 16 и 17). Ежели мертвые, говорит Апостол, не востают; то ни Христос воста; аще же Христос воста, то и мы конечно востанем. Он для того и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. гл. 14, ст. 9). В сем совершенно утверждает нас святая вера.

       Но как в некоторых вера слаба, то можем мы, братие! дать тому доказательство от самих себя очевидное. Грешник, когда оставляет грех, и начинает благочестиво жить; он являет живый образ воскресения. Грех есть смерть; покаяние жизнь. Грешник есть стр. 31мертв; чрез покаяние и исправление оживает он. Так Евангелие утверждает о блудном сыне покаявшемся: Сей мертв бе, и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24).

       Воскреснем о грешники мы! воскреснем сим воскресением настоящим, и чрез то уверим себя и других о воскресении нашем будущем. Можем ли мы тогда усумниться о воскресении плоти, когда здесь узрим здесь себя воскресших по душе?

       Да и необходимо нужно сие воскресение, ибо не может никто воскреснуть в славу, ежели он здесь не удостоился воскреснуть благодатию. Воскреснут конечно все: Но сотворшии благая, в воскрешение живота; а сотворшии злая, в воскрешение суда (Иоан. гл. 5, ст. 29).

       О Боже! умерый за нас, и воскресый для нас! воскреси нас умерших грехами, здесь прежде покаянием и оправданием; да воскреснем не в воскрешение суда, но в воскрешение живота. Аминь.

       Говорено 1798 года, Марта 28 дня, в Троицкой Лавре.



Оглавление

Богослужения

25 апреля 2024 г. (12 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.