Се днесь низпослал Господь Утешителя, Егоже обещал. И как Он Его нарек, силою: седите, сказал ученикам, во Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. гл. 24, ст. 49); то и пришел Он со изъявлением великаго своего действия. Какую Он во Апостолах произвел внезапную перемену, сие слышали вы ныне из Деяний Апостольских. Стали они совсем иные. Петр, прежде бывый рыболов, и боявшийся одного слова рабынина, и от боязни Христа отрекавшийся, Петр, глаголю, внезапу начал богословствовать с таковым витийством и твердостию, что и самые ученые не моглиб то опорочить; и с толикою небоязненностию, что с веселием шли на биения. Откуду сия измена, ежели не от десницы сошедшаго на них Утешителя? И самые мирские люди, по одним чувствам разсуждающие, от сего пришли в удивление, и не понимая таинств Божиих, назвали их пьяными. Сии пияни суть (Деян. гл. 2, ст. 15).
Сие самое порицание служит доказательством чудесной во Апостолах перемены. Ибо пияный обыкновенно думает и говорит иное, нежели как трезвый; и ежели кто кого не видев прежде пияным, но в упоении узрел бы его, что он и мыслит, и говорит, и поступает совсем инаково; удивился бы, и признал бы, что в нем приключилась внезапная и чудная перемена, и он стал совсем иной.
По сей примеченной во Апостолах перемене названы они пияными. О безразсудные, и силы Духа Божия неразумеющие! Апостолы подлинно пияны; но не от вина, а от особеннаго вдохновения и восторга Божественнаго. Есть пиянство и духовное, о коем Пророк говорит: упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости напоиши их (Псал. 35, ст. 9). От сего упоения могут Апостолы назваться пияными. Иная в них мысль, нежели была прежде, иное воображение, иное мудрование, иной дух, иныя слова. И как пияный телесно бывает весел, на все небоязнен, многословесен, и как бы в некотором восторге, так, что и сам не понимает, откуду все сие ему приходит: подобным некоторым образом, но вышшим и святым, Апостолы стали благодушны, небоязненны, высокомысленны, витийственны, в некотором восторге, так, что и сами, можно сказать, едва понимали, откуду и как все сие им приключилось. Ибо, по глаголу самаго Господа, дух, или ветр, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду грядет и камо идет (Иоан. гл. 3, ст. 8). О пиянство претрезвое! о упоение Божественное, когдаб мы удостоились таковым напитком небесным упоены быть! Заключите из сего, братие, что Духа Божия низпослал Господь Апостолам; но не так, чтоб сие им единым присвоил. В лице их дана сия сила всей Церкви, всем верующим, всем избранным Божиим.
Теперь разделите вы мир на телесный и духовный; узрите великое между ими различие. Один погружен в пиянстве от вина или от страстей; другой погружен в сладости упоения Божия. Один, яко пияный, и мыслит и говорит неосновательное и безскладное; другой и мыслит по правилам Духа Божия, и глаголет, яже дает ему Дух провещавати. Один судит по чувствам, или по наружности; другой судит по просвещению, и по внутреннему духа движению. Один смотрит только на настоящее; другой проницает будущее. Один все свое удовольствие поставляет во услаждении телесном; другой во услаждении душевном, соединяющем его с Богом. Один в пиянстве страстей чувствуя наслаждение, но изтрезвившись теряет то, и приходит в раскаяние; другаго наслаждение есть неизменно, и чрез продолжение времени приходит от силы в силу, доколе достигнет самой вечности.
А посему мир телесный смеется духовному и презирает его; а духовный взирает на него с сожалением и с желанием ему исправления. Мир телесный смеется духовному; и потому называет его пияным. Сии пияни суть. Видит ли своевольный богобоящихся; говорит: сии пияни суть. Видит ли маловер и вольнодумец ходящих по правилам слова Божия, а не по правилам мирским; говорит: сии пияни суть. Видит ли сладострастный других воздержно живущих и роскошию гнушающихся; говорит: сии пияни суть. Видит ли дерзновенный и мстительный других в терпении все сносящих и не жалующихся, ни ропщущих; говорит: сии пияни суть. Видит ли славолюбец других, в смирении свою высоту поставляющих, и ищущих славы от Бога, а не от человек; говорит: сии пияни суть. Видит ли сребролюбец других, имение свое истощавающих на призрение бедных, и на вспоможение человечеству; говорит: сии пияни суть. Видит ли миролюбец других, окаявающих суету мира сего, и токмо о горнем мире помышляющих; говорит: сии пияни суть.
Терпите, терпите, в духовном мире быть удостоенные, таковыя порицания. Образ приимите злострадания и долготерпения Пророков. Се ныне мы ублажаем их претерпевших (Иак. гл. 5, ст. 10, 11). Тоже терпели и Апостолы, коих вы имеете честь быть подражателями. Или паче не терпите, но будьте благодушны: ибо и Апостолы от таковых порицаний не смущалися. Помнили Господне слово: блажени есте, егда поносят вам, и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. гл. 5, ст. 11, 12). Почто вам терпеть, почто смущаться, разве сожалеть о заблуждении ближняго, и молиться о нем? Да и нельзя вам терпеть: ибо сладость небесная, Духом Божиим в сердце ваше влиянная, есть столь велика, что никакое огорчение, никакая скорбь мира сего оную в горесть превратить не сильна. Стойте тверды в сем прямо блаженном состоянии, и никакими искушениями мира сего не соблажняйтеся. Претерпевый до конца, той спасется (Матф. гл. 10, ст. 22).
А из сего узнавайте вы чад мира сего, и чад Божиих. Выше сказанныя приметы суть не ложны: узнав же, одних удаляйтеся, а другим подражайте и почитайте их. Звание Христианина есть совсем иное, нежели звание мира сего. Берегитеся осуждать того, который мыслит, и говорит и поступает вопреки правилам мирским. Правила Духа Божия для избранных Его суть иныя. Бойтеся того времени, егда в дерзновении мнозе станет праведник и осудит осуждавших его.
Но почто я много слов истощаваю? Самый день сей, самое торжество сие, кое совершаем, есть наилучший для нас наставник. Один ли только наружный обряд отправляем мы? Горе нам, и тщетно, ежели только на одной наружности остановляемся. Приникнем во глубину таинства сошествия Духа Божия: поревнуем, дабы таковаяж чудесная измена и в нас воспоследовала, какая была во Апостолах. А поревнуем, ежели душу нашу так расположим, каковая была Апостольская. Были они единодушно вкупе в посте и молитве. Вот требуемое от нас расположение! Ежели между нами будет любовь и согласие, ежели воздержанием укрощать будем страсти свои, ежели дух наш во всегдашнем будет возношении к Богу; то и мы удостоимся таковой же измены, какова воспоследовала во Апостолах. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1801 года, Маия 12 дня.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра