на день Рождества Христова

стр.[267]СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Явих имя Твое человеком.

       Иоан. гл. 17, ст. 6.

       Вступая в подвиг смерти крестныя Спаситель наш, принес молитву Богу Отцу своему. Сию молитву, по свидетельству Апостола, принес Он с воплем крепким и со слезами, и услышан бысть от благоговеинства (Евр. гл. 5, ст. 7). Сие слово, от благоговеинства, св. Златоуст объясняет, говоря, что видя Отец небесный возлюбленнаго Сына своего с толиким благоговением, смирением и унижением молящагося, толико тем тронут был, что как бы уже стыдно Ему было не исполнить таковаго Сыновняго моления: и услышан бысть от благоговеинства.

       В сей-то великой и поразительной молитве провозгласил Он в начале сказанныя нами слова: явих имя Твое стр. 268человеком. Что такое за имя Божие? уже ли Бог до явления Христова был без имени? или, какое новое открыл Он имя Божие, которое дотоле человекам было не известно? Таковое имя должно быть зело важное, когда оное явила столь великая Особа, и в молитве с воплем и слезами произносимой, и которое дотоле от всего рода человеческаго было сокровенно. Явих имя Твое человеком. Вникнем мы, при помощи Духа Господня, в сию великую тайну, и дерзнем испытать безвестная премудрости Божия: явих имя Твое человеком.

       Вышнее и вечное Существо с самаго начала рода человеческаго имело не токмо едино имя, но и многия имена. – Первое Ему имя есть Бог, как-то самое заглавие слова Божия сим именем ознаменовано: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. гл. 1, ст. 1). Нарицается Он Творец и Создатель (Втор. гл. 32, ст. 18), именуется Господь и Господь Саваоф, или Господь сил (Иерем. гл. 11, ст. 20). Псаломник Его воспевает под именем Вышняго: пою имени Твоему, Вышний (Псал. 9, ст. 3). Покланяемся мы Ему и яко Царю царей, стр. 269и Господу господей, и яко Владыке и Вседержителю (Псал. 135, ст. 3). Но что более? Кажется сам Бог открыл имя свое так, что уже другое какое Его имя являть человекам не осталось. Ибо когда Моисей точно вопрошал Его: какое есть Ему свойственно имя? Он сквозь пламень огненный удостоил Пророка открыть Ему свое имя, сказав, что имя Ему, сый или сущий; и повелел оное объявить и другим: иди, сказал, и рцы, яко сущий посла мя (Исх. гл. 3, ст. 14). После сего толико важнаго имени, и других помянутых имен, какое еще имя Богу остается, которое никто явить человекам не мог, как токмо един великий Посланник Божий? Явих имя Твое человеком.

       Мы, вникая в человеческое состояние, можем несколько видеть, что все помянутыя Божия имена не суть те, которыяб прямо относились к точному блаженству человека. Они все показывают только превыспреннюю верховность и безпримерное величие Божие, но вместе и наше рабство и ничтожество.

       Имя, Бог, означает существо всемогущее, и что мы в Нем и живем, стр. 270и движемся и есмы. Имя, Творец, означает, что Он все сотворил из ничего, единым словом, или паче единым хотением: а мы пред Ним брение или глина в руках художника, могущаго устроить из тогоже брения сосуд, или в честь или не в честь. Имя, Господь, означает Его верховное над нами владычество, и что мы Его рабы. Имя, Вышний, означает, что Он превыше всех небес и всех зданий; а мы животное пресмыкающееся на малейшем кружке земном. Имя, Царя царей и Господа господей, означает, что не только человеки от Его власти зависят; но что и все царства земныя, нам кажущияся великими, по Его воле устрояются, и по Его же власти разрушаются. Имя, Вседержителя, означает, что все тварей и деяния, и слова, и мысли, и хотения, и намерения Им управляются, Им располагаются и приводятся к своим концам; а нам осталось токмо с благоговением и страхом Ему последовать, и видеть, что мы толико ограничены, яко и един влас с главы нашей не может пасть без воли Его. Имя, сый или сущий, означает, что Он есть вечный, ни начала ни конца не имеет, всегда был и есть стр. 271и будет; или паче так Он един есть, что все твари, в сравнении Его бытия, аки не существуют, суть аки ничто. Небеса погибнут, Ты же пребываеши; и вся, яко риза обетшают, и яко одежду, свиеши их, и изменятся; Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Псал. 101, ст. 27, 28). Вот все, или главнейшия имена Божия! Что же мы бедные смертные, какое в них утешение находим? какое они прямое к нашему блаженству имеют отношение? Для выразумения сего надлежит непременно вспомнить, что мы грешники и в праотце своем и сами в себе; что мы нарушители закона по всем Его обязательствам; что мы пием беззаконие яко воду; что мы чрез то подвергли себя проклятию, произнесенному законом на преступников его; что мы стали, по естеству чада гнева (Ефес. гл. 2, ст. 3); а потому лишены сообщения с Богом, и на все казни и временныя и вечныя осужденны.

       Теперь сравни ты, о человече! помянутыя имена Божия и свое нещастливое состояние. Имена те являют величие Божие, всемогущество Его, безпредельную стр. 272державу Его, никакого нечестия нетерпящую, всякия всех тварей сопротивления преоборающую. Отъимет Дух свой, и вся изчезнут, и в персть свою возвратятся; призирает на землю, и творит ю трястися; прикасается горам, и дымятся (Псал. 103, ст. 29, 32). Воображая, ты человек, таковое оными именами являемое Божие величие и силу и святыню, находя же себя преступником наглым и умышленным того закона, которой тебе дан от онаго всемогущаго Бога, Творца, Господа сил, Вседержителя, Вышняго, Царя царей, и Предвечнаго, находя себя преступником таковаго закона, в какой должен ты притти страх и ужас и отчаяние, воспоминая оныя Божия имена?

       И самые святейшие духи благоговеют к Его имени: что же тот, который есть преступник Его закона, противник и враг Ему? Ежелиб осужденный на казнь, и заключенный в темнице, слышал только, что Царь его осудивший, есть могущественный, сильный, никакого безчиния, кольми паче противящихся Ему не терпящий; какое бы тот нещастный мог из таких напоминаний почувствовать утешение и надежду?

       стр. 273О Боже! не вниди в суд с рабы Твоими: яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. 142, ст. 2). О Господи Саваоф! яви нам нещастным человекам другое и новое имя Твое; имя, кое изъявляло бы Твое о нашем несчастии сострадание; имя, кое в нашей горести подало бы нам утешение; имя, которое ободрило бы нас благою надеждою; имя, которое бы заключало Твое милосердие к нам грешным, и любовь отеческую к нам блудным детям; имя, в коем открывалась бы тайна нашего оправдания и спасения, им же образом весть премудрость Твоя. Яви нам сие Твое возделеннейшее и вселюбезнейшее имя чрез возлюбленнаго и единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже послал Ты в мир, не да судит миру, но да спасет мир.

       Но приидите уже, о грешники! возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Псал. 94, ст. 1). Сие имя благословенное благоволил Он нам явить, и явить чрез возлюбленнаго Сына своего. Явих имя Твое человеком. Сие имя есть стр. 274Отец, Бог Отец, Авва. Сострадание, снизхождение, прощение, помилование, кротость, любовь суть свойства Отеческия. Явих имя Твое человеком. Сказах им имя Твое и скажу, да любы, еюже Мя Отче еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Иоан. гл. 17, ст. 26).

       Прежде явления Христова нигде и никогда Бог не был призываем и покланяем под именем Отца. Ибо хотя и прежде от начала мира Бог признаваем был Отцем; но не в той силе, а по причине творения; поелику Он есть начало всякаго бытия, и по причине всеобщаго промысла, по коему Он всех благ мирских есть источник и податель: и посему Он есть Отец не токмо человеков, но и всех без изключения тварей. Но в разсуждении сострадания к нам несчастным, снисхождения, помилования, безпримерной любви, есть Он свойственно Отец, да и Отец единых верующих в Него, и в посланнаго от Него Иисуса Христа. И таковый и толикий Отец, что нашедши нас обезобразивших Его образ, отродил водою и Духом, и дал нам власть чадами стр. 275Божиими быти. Таковый и толикий Отец, яко послал и Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем (Гал. гл. 4, ст. 4). Таковый и толикий Отец, тако возлюби мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть за него (Иоан. гл. 3, ст. 16).

       Посему весьма свойственно Он есть Отец наш, и мы недостойные можем себе присвоять великую титлу чад Божиих; и для того Спаситель, явивый сие имя человекам, научил нас молиться и призывать Бога, под именем Отца: Отче наш, иже еси на небесех и проч. (Матф. гл. 6, ст. 9). Сию тайну Церковь выразумев, определила, чтоб сию молитву читать единым верным. И потому оглашенным, или крещением неотрожденным, и усыновления еще несподобленным, не дозволяла сию молитву употреблять.

       О новое и сладчайшее имя! о имя пребожественное и спасительное! о Отче наш, иже еси на небесех, да святится сие имя твое! о Отец! о Авва! явивыйся нам в Сыне любви Твоея. Слава Твоему снизхождению! слава Твоему помилованию! стр. 276слава Твоей Отеческой любви! слава и нашему усыновлению чрез единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

       Говорено 1800 года, Декабря 25 дня, в Троицкой Лавре.



Оглавление

Богослужения

26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.