В самом начале создания тварей писание глаголет, яко Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. гл. 1, ст. 2). Был до того весь мир некоторая неодушевленная смесь и состав, или разтвор неустроенный и безобразный. Но, рече Бог: да будет свет: и бысть свет (Быт. гл. 1, ст. 3). Как токмо изрек сие Бог; свет сей все твари оживил, или, так сказать, стал жизнию и душею их. Все пришло в движение; все начало действовать, каждое по роду и виду своему; и при безчисленном в действиях и свойствах различии, составилася единая прекраснейшая связь мира.
Тоже, или зело подобное, видим мы и при устроении Церкви Христовы. И здесь писание свидетельствует, яко Дух Божий ношашеся верху глав Апостольских (Деян. 2). Ибо Апостолы представляли тогда лице всех верующих, лице всея Церкви Христовы. И также, как и в начале создания мира, по свидетельству писания, рече Бог из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове (2 Кор. гл. 4, ст. 6).
Как при начале создания мира, доколе Дух Божий носился над водами, и не возсиял свет Его, все было неустроенная и безобразная смесь; тако и в нравственном мире, доколе Дух Святый не снизшел на Апостолов, все было едино неустройство и безобразие. Разумы всех в познании истины небесной были помраченны; сердца всех, в творении истиннаго блага, были развращенны, ходили все в путех не проходимых; пути же Господня не разумели. Сошел Дух Святый, и из тьмы глубокой возсиял свет пресветлый, и просветил разумы познанием славы Божия о лице Иисус Христове.
Велика сия тайна! и скудная моя мысль оную объят, а бренный язык мой объяснить не может. Я только на сей час с удивлением примечаю, и примечание мое вам, любезным слушателям моим, сообщить желаю, что взирая на видимый сей мир, усматриваю я следы невидимаго устроения Церкви Христовы.
Три, по нашему понятию, суть главныя всех тварей свойства: растение, чувство, и разумение. Иныя твари растут токмо, но не чувствуют; другия и растут и чувствуют; иныя и растут и чувствуют и разумеют. Все сии свойства, но в духовном разуме, суть и в Церкви Христовой. Дух Святый в верующих производит и растение и чувство и разумение, хотя совсем иным образом, нежели как бывает в тварях видимых.
И вопервых скажем мы о растении. Положен предел и мера, до коей верующий расти может. Сия мера заключается в лице Христовом, по учению Павлову; доколе, говорит, достигнем вси в меру возраста Христова (Ефес. гл. 4, ст. 13). И потому в Церкви Христовой суть иные младенцы, иные совершенны возрастом; иные напоеваются млеком, другие питаются твердою пищею; иным говорится: еще много имам глаголати вам; но не можете носити ныне (Иоан. гл. 16, ст. 12); а другим сказывается: вам дано есть разумети тайны царствия Божия (Матф. гл. 13, ст. 11). Многоразличные суть сего духовнаго возраста степени; а потому и ученики и учители духовные должны держаться сего правила неизменно. Ученики, то есть младенцы, и возрастающие о Христе, должны более учиться, нежели учить; повиноваться более, нежели законополагать, дабы не впасть в заблуждение, коего не минуют все те, кои мудрствуют паче, нежели подобает мудрствовати (Рим. гл. 12, ст. 3): ибо преступают они пределы возраста духовнаго. От сего-то раждаются вольнодумства и расколы; и нельзя сему не воспоследовать. Ибо возраст мал и слаб, и только млеком питается, а твердой пищи не приемлет, и оную сварить не может: а ежели безразсудно примет; то разстроит свой слабый состав, лишится здравия, впадет в болезнь и подвергнет себя опасности смертной, да и других сия духовная болезнь заразить может. А от учителей, кои уже возрасли о Христе, сие же правило требует великаго благоразумия, дабы они знали, как кого питать, как кому учение преподавать. По мере слабости младенческаго понятия устроять надлежит и учительство духовное. Млеком вы напоих, говорит великий Апостол, а не брашном (1 Кор. гл. 3, ст. 2). Для чего? Ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне, то есть, крепкую пищу, вышшее учение не могли вы доселе вместить и ныне не можете.
И потому мудрые первенствующия Церкви учители, обращая неверных в веру, помалу и постепенно возводили их на высоту Евангельскаго просвещения. Сперьва требовали от них покаяния, то есть признания, что они в заблуждении и в бедственном находятся состоянии. После сего предлагали им истины простыя, природному каждаго разуму понятныя, а потом уже возводили их до Откровения, или до таин в слове Божием содержимых; но между тем всеприлежно наблюдали, каково их сердце. Ибо чем оно было лучше и непорочнее, тем было вместительнее. Ежели же оно было бы страстями много одержимо; то, хотяб и острое ученика было понятие, почитали его ко вмещению вышших истин не столь способным. А от сего духовнаго растения приходит верующий в совершенство чувств.
Младенец еще почти не понимает ни добра ни зла; довольно для него, что состав его возрастает в здравии, и укрепляется. Но пришедшу ему в некоторый возраст, начинают уже в нем открываться действия чувств, начинает различать очами свет от тьмы; вкусом сладкое от горкаго; слухом согласие от разноты; обонянием благоухание от зловония; осязанием мяхкое от жескаго. Тако и в верующем, возрастающем о Христе, открываются действия чувств духовных. О чем точно говорит Апостол: всяк причащаяйся млека, неискусен слова правды; младенец бо есть: совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обученна долгим упражнением в различении добра и зла (Евр. гл. 5, ст. 13). Сии чувствия духовныя имеют свои очи, и различают истину от лжи; имеют свой слух, и различают гармонию небесную от земной; имеют свой вкус, и различают сладость добродетели от горести порока; имеют свое обоняние, и различают благоухание святыни от зловония страстей; имеют осязание, и различают твердость нравов от гнилости разврата.
Дошедши до сего высокаго степени добрый Христианин, что может различить истину от лжи и добро от зла, восходит уже потом на вышший степень разума и познания славы Божия о лице Иисус Христове. Сие познание славы Божия состоит в том, что он приобретает его не мыслию токмо единою и понятием, но уже начинаем чувствовать его и в сердце. Сие чувствование Апостол называет вкушением дара небеснаго, и добраго Божия глагола, и силы грядущаго века (Евр. гл. 6, ст. 4, 5). Разумом Христовым просвещенный не различает токмо истину от лжи; но к истине всеусердно прилепляется, а лжи страшно чуждится; не различает токмо добра от зла, но добро жарко полюбляет, а зла мерзится; различает небо от земли, и к земле прохлаждается, а к небу с непрестанным и жарким воздыханием стремится; различает жизнь от смерти, и жизнь почитает токмо будущую, а смерть вожделенным к ней прехождением. Различает самаго себя, и по телу почитает себя на время принадлежащим миру, а по душе, единому Богу; различает награды и почести, и здешния почитает дымом и тению, а только одних небесных и жаждет и алчет.
Сей-то есть степень верующаго, степень возвышенный, в коем заключается просвещение разума славы Божия о лице Иисус Христове (2 Кор. гл. 4, ст. 6); чего, благодатию Его и действием Святаго Духа, да сподобимся и мы достигнути в сей жизни, хотя яко в зерцале и в гаданиях, а в будущей лицем к лицу. Аминь.
Говорено в Чудове 1800 года, Маия 27 дня.
26 апреля 2024 г. (13 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра