в неделю третию великаго поста

стр.[187]СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ТРЕТИЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА

       Приидите, проходящие подвиг воздержания, и успокойтеся под древом Креста. Нынешний день для сего посвящен его празднованию. Как проходящие путем и палимые жаром находят отраду под тению древес: так Церковь воздержным подвижникам указывает находить отдохновение под тению Креста Христова.

       Но тотчас непонимающий таинства Креста, или усумнится, или и возразит и скажет: «Крест означает страдание и терпение; какое же может подать он отдохновение? не паче ли подвиг умножит и терпением отяготит? Тогда, кажется, нам будет возвращен покой, когда уже не будем мы принуждены носить Крест более?» Нет! истина Божия, истина Евангелием утверждаемая и Церковию проповедуемая, должна быть неложна и достостр. 188верна. Возмите, напоминает она, возмите иго мое на себе; и обрящете покой душам вашим (Матф. гл. 11, ст. 29).

       Подлинно тягостно сего ига ношение; да и не былоб нужды его носить, ежелиб в мире сем человек не подвержен был безчисленным и непрестанным трудам, искушениям, бедствиям, страданиям. Но как сего никто из смертных миновать не может, и ежедневным опытом сам на себе то изведывает; так и необходимо есть для каждаго Креста ношение. Но утруждаемый ищет покоя, томимый отрады, отягощенный отдохновения. В чем же сего искать? в чем сие найти?

       Мир разныя к тому изобретает и представляет способы; но все они не надежны, все обманчивы; на время некоторое кажутся подавать облегчение, или развлечение, или забытие: но после скоро более умножают тягость, или еще в большее ввергают нещастие. Но Евангелие представляет к тому надежнейшее и единственное средство, Крест. Однако, чтоб сим средством можно воспольстр. 189зоваться, надобно уразуметь Креста таинство.

       Таинство же сие наиболее состоит в том, что оно не всех пользует. Все те, кои хотя великие сносят труды; но для угождения чреву, для выгод мира сего, для умножения корыстей, для снискания временной славы; все таковые таинственною Креста силою воспользоваться не могут. Терпят они, страждут, бедствуют; но в нещастии своем не находят ничего, кроме жалоб, слез, сокрушения, уныния, а иногда и отчаяния. Ибо они ищут только покоя мирскаго и временнаго; а Крест заключает в себе силу только подавать покой душевный, ведущий к покою вечному. Почему они того и не получают, чего не ищут.

       А таинственная сила Креста укрепляет и успокоивает только тех, кои подвизаются и терпят правды ради (Матф. гл. 5, ст. 10): то есть, для преодоления своих страстей, для успокоения совести, для примирения с Богом, для защищения правды, для сохранения веры, для приобретения блаженной вечности. Таковых подвижнистр. 190ков весьма сильно и чудесно укрепляет сила Креста. А как и каким образом; сие трудно объяснить: ибо сила Креста и его действие есть таинство. Потребен для сего на самом деле опыт. Однако можем мы видеть, как таковые подвижники, или сами действующую в них силу Креста проповедуют, или как они все бедствия и страдания великодушно сносят.

       Павел говорит: радуюся во страданиях моих: и вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Колос. гл. 1, ст. 24. Филип. гл. 4, ст. 13). Да он же даже не желает ничем иным хвалиться, как токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. гл. 6, ст. 14). И Давид с ним согласно воспевает: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Сего ради не убоимся, егда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Псал. 45, ст. 1, 2). Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Псал. 117, ст. 11, 12): Да и все праведники стр. 191вообще во всех своих бедствиях единогласно взывали: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Иоан. гл. 5, ст. 4): но притом не так, чтоб они иное говорили, а иными себя на самом деле показывали. Нет! вам известны страдания Святых Мучеников. Может ли лютость человеческая или зверская большия изобрести мучения, паче тех, какия они претерпели? Но и может ли кто из смертных с таковым великодушием их претерпеть, каковое они в сих страданиях оказали? Как будто не в своем, а в чужом страдали они теле, и как будто были духи безплотные; так, что Церковь справедливо об них поет: в разженной пещи, яко во цветнике ликующе пояху.

       Се каково есть таинственное и всесильное Креста действие! Но оно силу свою являет в единых праведных подвижниках. А бедные грешники, каковы мы, уже ли сего действия чужды? О нещастливы мы! нещастливы сугубо: и что страждем, и что не имеем надежды получить какуюлибо отраду. Однако да не отчаеваемся; но паче со страхом и радостию да внемлем сему Спасителя стр. 192нашего гласу: приидох призвати не праведные, но грешные на покаяние (Матф. гл. 9, ст. 13). О чудесе! как будто обходит Он всех праведников; а только одних грешников спешит укрепить силою Креста своего; да и на самом деле то показал. Оставил Он девятьдесять девять овец незаблуждших; а побег за единою овцою заблуждшею. Сей же благоутробнейший Отец на праведника жалующагося, что он блуднаго сына принял с радостию, с пированием и лики, как бы вознегодовал и сказал: не подобаше ли возрадоватися и возвеселитися, яко сей брат твой мертв бе и оживе; изгибл бе и обретеся (Лук. гл. 15, ст. 32). Таковыя уверения, таковые примеры что иное суть для грешника, как не снисхождение крайнейшее, как не любовь безпримерная, то есть такия, кои только свойственны единому безконечно благому; а между человеками, тоже между Ангелами, никак быть не могут. Однако сего не могут себе присвоить грешники вообще все, но одни кающиеся.

       И как покаяние есть подвиг величайший: ибо непременно требует слез, стр. 193рыдания, сокрушения, самоосуждения, умерщвления плоти и страстей; то тотчас при сем и открывается вся сила Креста Христова. Ибо она необходимо при сем потребна, дабы грешник сокрушающийся, и самаго себя до ада осуждающий не введен был врагом во искушение отчаяния. И потому ты плачешь; а сила Креста Христова тебе тайно внушает: блажени плачущии, яко тии утешатся (Матф. гл. 5, ст. 4). Ты сокрушаешься; а она припевает: жертва Богу дух сокрушен (Псал. 50, ст. 19). Ты самаго себя осуждаешь; а она уверяет, яко ниедино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе (Рим. гл. 8, ст. 1). Ты умерщвляешь плоть; а она то похваляет и обнадеживает, яко колико внешний наш человек тлеет, толико паче внутренний обновляется (2 Кор. гл. 4, ст. 16). Ты наклоняешься к отчаянию; но она сильно противу сего вопиет: яко несть грех побеждающь человеколюбие Божие.

       Ежели подлинно грешник таковым образом кается, а сила Креста Христова таковым образом его подкрепляет: стр. 194может ли большее быть пособие, большее ободрение, сильнейшее действие, паче сего? И так да прибегаем надежно к благодатной силе Креста Христова; но не иначе, как взяв к тому в руководителя покаяние.

       А вы, грешники некающиеся, что сотворите? Вы в мире сем не можете быть без того, чтоб много не терпеть, не страдать, не бедствовать: но тем большее есть ваше нещастие, что вы никакой при том отрады, никакой надежды не находите: потому что и несчастия своего не усматриваете. Сынове человечестии! доколе тяжкосерды? вскую любите суету и ищете лжи? (Псал. 4, ст. 3). Нет лучшаго к покаянию средства, как вспомнить о смерти, о вечности и о суде; вспомнить, да и всегда то памятовать. Все наше прейдет в мире, да и самый мир прейдет: но мы предуставлены будущему вечному миру. Памятование о сем может разбудить грешника от сна его.

       Ежели же бы и сие не подействовало, то по крайней мере мира сего всегдашния непостоянства, бедствия и страдания не должны ли заставить грешника, чтоб вместо того, дабы терпеть ему без стр. 195всякой отрады, не лучшели прибегать к силе и действию Креста Христова, и в нем находить ободрение, укрепление и надежду благую на всю вечность. Аминь.

       Говорено в Чудове 1800 года, Марта 11 дня.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.