на Крещение Господне

стр.[172]СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       О чада благообразная, церковная! желаете ли вы убраны быть блистательною и пребогатою одеждою? Желаете ли вы одеты быть во всю утварь Царскую? Желаете ли вы, дабы на вас, яко на жениха, возложен был венец, и, яко невеста, украшены бы вы были красотою? Но се уже с тем и поздравляет вас великий Павел: елицы, восклицает он, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27).

       Что слышу? Я токмо призываю вас к сей великой почести, и испытываю, есть ли ваше к тому желание; а Апостол уверяет, что вы уже и предстоите днесь пред лицем Бога своего, яко Царица, рясы златыми одеянна и преиспещренна. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

       стр. 173Что за чудо? Я уже и не смел о том вас вопросить, думая, что вы не посмеете того и пожелать. Довольноб было и предовольно, чтоб мы одеты были в ризы Христовы, во облачение, в кое облачается сам Бог: но Апостол уверяет, (и кто ему не поверит?) что мы одеты уже не в ризы Христовы, не в облачение Божие, но в самаго Христа; что несказанно есть более, нежели ризы и облачение Его. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Преимущество, коему могли бы позавидовать и самые Ангелы; да некоторым образом, ежели смею сказать, и завидуют. Ибо Апостол Петр утверждает, что в тайну сию и самые Ангелы желают приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12): то есть любопытствуют, чтоб хотя на сие посмотреть.

       Вот на какую высоту возведен ты, Христианин! и можно уже по самой справедливости обще всех вас приветствовать сим Петровым словом, что вы род избран, язык свят, Царское священие, люди обновления (1 Петр. гл. 2, ст. 9). А я скажу еще более: ибо во Христа облещися, есть некоторым образом стать, яко другим стр. 174Христом. Облещися во Христа, есть как бы все естество человеческое отменить, с себя свергнуть, и присвоить себе все свойства, все дарования, всю силу, весь Дух Христов, и представить себя в виде непорочном, святом, Божественном, небесном, чудесном. А по сему как Он есть жизнь (Иоан. гл. 14, ст. 6): так и в тебе, Христианин! нет ничего мертвеннаго, а все живое. Он есть истина: так и в тебе нет никакова неведения, или заблуждения, но едино просвещение. Он есть премудрость (1 Кор. гл. 1, ст. 24): так и в тебе есть ясное таин Божиих познание. Он есть путь (Иоан. гл. 14, ст. 6): так и ты ведаешь стезю, ведущую к небесам, и по ней прямо шествуешь. Он есть святыня: так и в тебе нет ничего порочнаго; но едина неповинность и чистота. Он есть дверь (Иоан. гл. 10, ст. 9): так тебе оная отверста, и безпрепятственный вход в небеса. Он несть от мира сего (Иоан. гл. 8, ст. 23): так и ты уже гражданин не земный, но небесный. Он есть Сын возлюбленный (Матф. гл. 3, ст. 17): так и ты неси уже раб, но сын; аще же сын, то и наследник Божий (Гал. гл. 4, ст. 7).

       стр. 175Таковыми похвалами превознося Христианина, во Христа крестившагося, и во Христа облекшагося, я боюся, боюся, чтоб вы слыша сие, не почувствовали в себе не столько удовольствия и радости, сколько угрызения совести, стыда, страха и боязни. Видите, каков должен быть истинный Христианин. Он таков должен быть и есть. Крещение на все то дает ему сие право; дает ему сию благодать; возводит его на таковую высоту. Вы все крестилися; вы все к тому призваны; вам всем оныя небесныя сокровища отверсты и предлежат: но пользуетеся ли вы сими сокровищами? или паче, все сии сокровища, столь щедро даемыя, вы себе присвоили ли?

       Но вот что в Псалмах написано от лица Божия: Аз рех: вы бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же, яко человецы умираете, и яко един от Князей падаете (Псал. 81, ст. 6). Я вас сотворил богами безсмертными; Я вас усыновил себе: а вы, как бедныя твари, умираете; как скот согниваете; и колико более Я вас вознес, толико с большим бедствием вы упадаете, и в прах сокрушаетесь. Ибо стр. 176тем опаснее падение, чем более возвышение, с коего кто упадает. Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете. Вы присвоены к миру вышнему; а поступаете, как и все, в мире сем живущие и неверующие. Вы нова тварь о Христе (2 Кор. гл. 5, ст. 17): а живете все постарому. Вам даны правила Евангелия: но вы живете по правилам мирским. Вам заповедано презреть мир сей, и все в нем лестное: но вы ни о чем более не помышляете, как только о выгодах мирских. Вам предписано покарять духу плоть, и оную умерщвлять: но вы напротив дух или не понимаете, или его покаряете плоти; а едину плоть оживотворяете и утучняете. От вас требует истина Христова, чтоб вы не только душу, но и самое тело творили храмом Божиим: а вы не воздержанием, пиянством и сладострастием не только Духа Божия в себе не вмещаете, но и приходящаго Его к вам и толкущаго от себя безстыдно отгоняете. Вам велено распяться миру (Гал. гл. 6, ст. 14); то есть, так жить, как бы мир сей до вас не принадлежал: ибо житие наше стр. 177на небесех есть, и нет нам здесь отечества, но там: но вы так живете, как бы с сим миром никогда не имели, или не хотели разстаться: а о том мире мало и помышляете, или и не понимаете. Вам Апостол вопиет: несте свои: куплени бо есте ценою (1 Кор. гл. 6, ст. 20). Вы не свои, а Божии: ибо Бог вас себе купил безценною ценою крови своея; а вы так дерзновенно и своевольно поступаете, как бы вы были свои, а не Божии.

       Теперь представим мы невернаго, во Христа некрестившагося, а по тому в Него и необлекшагося: представим таковаго, и сравним его с верным крестившимся; найдем ли между тем и другим какое различие? Что? Ежели случится найти в неверном более честности и добродетели, нежели в крещеном Христианине; не посрамит ли он нас, не осудит ли он нас, не пред своим судом; ибо то не важно; но пред самым судом Божиим? Не погубим ли мы все те похвалы и преимущества, которыя истинному Христианину присвояет Евангелие?

       стр. 178Нынешний праздник, ежели по чему есть важен, то по тому, что на память нам приводит, ежели мы забыли, а конечно не много памятуем, все преимущества Христианина, все обязательства, какия мы приняли на себя в святом крещении, чтоб оныя всегда напамятовали, чтоб свои слабости укрощали, чтоб свои грехи очищали покаянием и исправлением, чтоб мы со страхом и трепетом свое спасение совершали, боясь, да не како на нас падет, и сокрушит оное Евангельское слово: мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем: сынове же царствия изгнани будут вон (Матф. гл. 8, ст. 11, 12). Аминь.

       Говорено 1800 года, Генваря 6 дня, в Троицкой Лавре.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.