на день Рождества Христова

стр.[11]СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

       При праздновании и торжестве Церкви, и нам возрадоватися подобает. Ибо мы удостоились быть чадами ея. Возможно ли детям не принимать участия в радости своея матери? Радость ея есть радость наша, и наша радость есть радость ея. Она творит нас чадами; а мы ю материю. Не могут быть чада без матери; но и мать без чад не может быть материю. Торжествующей убо матери, не возможно вкупе не торжествовать и ея чадам.

       Се вопиет она: приидите, возрадуемся Господеви (Псал. 94, ст. 1). Кому вопиет? Конечно нам, имеющим счастие быть от нея рожденным чрез Духа Божия: приидите, возглашает. Так! не можем мы от нея удалиться никогда; а кольми паче в час сей возбуждает нас к радости. Как же сие не принять нам с восторстр.12гом? Поелику мы радости всегда желаем и ищем. Но притом предостерегает нас, чтоб мы радость сию относили не себе, но Господу; не плоти, но духу; не ко времени только сему текущему, но паче к блаженной вечности, где радость совершенная и некончаемая.

       Но чтоб в сердцах наших сей Церкви глас воздействовал, мы вникнем со вниманием в сие ея нас к радости приглашение: приидите, возрадуемся Господеви.

       Сколько бы кто не возбуждал нас к радости, но когда мы не знаем и не чувствуем тому причины, радоваться не будем. Когда же ясно познаем причину радости, и сильно возчувствуем, что нечто случилось, что нас делает счастливыми, тогда возрадуемся; и тем более радоваться будем, чем большее увидим счастия своего умножение.

       Так какая же есть причина радости, коею днесь Церковь Божия восхищается, и нас к оной же приглашает? Объявляет то нам избранный Христов сосуд краткими, но важными словами. Велия, говорит, благочестия тайна: Бог стр. 13явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Сии слова, коих силу может понимать один свыше просвещенный ум; сии слова при первом слухе не к радости возбуждают, но поражают удивлением. Как! Бог явися во плоти. Сколько нибудь мы и естественно понимаем, что есть Бог, и что есть плоть, да еще плоть наша. Бог есть существо предвечное, всесвятейшее, всесовершеннейшее, чистейшее, духовное, вышшее безконечно всех тварей, не токмо есть свет светлейший всех светов и духовных и телесных, но и живущий во свете неприступнем; Существо неизреченное и непостижимое умами ни человеческими, ни Ангельскими. Таков есть Бог. Что же напротив есть плоть, то есть, человек? Есть тварь Богом из ничего по одному благоволению произведенная, по всему ограниченная, многим недостаткам и слабостям подверженная, и в разсуждении всего мира есть точка едва постижимая; а в сравнении с Богом есть почти ничто. Да еще же Апостол примечательно сказал: что Бог явися во плоти. А сие значит, что Он явился в нашей стр. 14плоти, в плоти опороченной, пороками и беззакониями оскверненной; явился в нашем естестве, образ Божий погубившем, всякия духовныя жизни лишенном, подверженном гневу Божию от самаго рождения и вечное осуждение заслужившем. Таковый и толикий Бог, и таковый человек безконечно более между собою разстоят, ежели сколько отстоит небо от земли.

       Почему явиться Богу во плоти нашей, не только нас должно поразить удивлением; но и никак бы мы тому не поверили, ежели бы самое Слово Божие сильно и ясно того не утверждало и в том нас не уверило. По истинне убо, о Божественный Апостол! велия есть сия благочестия тайна. Велия: ибо всех явлений, какия когда либо Бог в устроении и правлении мира являл, сие есть наибольшее. Велия: ибо есть изобретение премудрости, каковою еще Она никогда ни в каких делах с толикою славою себя не открывала. Велия: ибо есть действие благости, не только какия либо заслуги, но и всякое желание и чаяние превосходящия. Велия, но и тайна: ибо от премудрых и разумных сокровенная, а единым младенцам открытая. Велия, но и стр. 15тайна: ибо Иудеям соблазн, а Еллином безумие; но единым верующим есть Божия сила и Божия премудрость. О! велия по истинне благочестия тайна! Бог явися во плоти.

       Благочестиво о таковой тайне, о таковом Божием в плоти явлении, о таковом Его снисхождении разсуждающему не удивлением токмо, но и страхом и ужасом должно быть поражену. И для того основательно Божий Пророк издалека предвидев сие, возопил: Господи! услышах слух твой, и убояхся; разумех дела твоя, и ужасохся (Аввак. гл. 3, ст. 1).

       Но не все то, что мы доселе ни сказали, не ведет еще к той радости, на которую днесь призывает нас Церковь. Ибо человеку, удивлением пораженному, не радоваться есть свойственно, но быть в некотором изумлении и оцепенении; быть какъбы вне себя.

       Так почему же нам радоваться? Братие! Самое сие удивление к радости нас приуготовляет. Ибо самое сие удивление просветит нашу мысль и возвысит сердце. Оно откроет, для кого и для чего Бог толико снизшел; для кого и стр. 16для чего во плоти Он явиться благоволил. Во плоти явился Он не другой какой твари, но в плоти нашей. Не от Ангел убо когда приемлет; но от семене Авраамова приемлет (Евр. гл. 2, ст. 16). А сие семя есть семя плоти нашей.

       Но для чего Бог толико снизшел, толико унизил, толико истощил себя? Сие объясняет слово истины премногими выражениями, самыми сильными, самыми высокими, самыми великолепными, содержащими в себе единственно возвращение блаженства нашего, несравненно большаго, нежели какое мы в раю погубили. Оно говорит, оно проповедует, оно везде возглашает во уши всея вселенныя, или паче и на небеси и на земли возвещает о нашем блаженстве всем тварям, и всем Ангельским превыспренним и преисподним духам, что Бог сошел на землю, да нас возведет на небо; принял человечество, да нас участными сотворит своего Божества; подверг себя тлению и смерти, да нам дарует нетление и безсмертие; стал клятвою, да нам приобретет стр. 17благословение Авраамово; обнищал, да нас обогатит; толико Себя унизил и истощил, да толико же нас возвысит и прославит; приискренне, претесно приобщился нашея плоти и крове, да нас толико же с Собою соединит, чтоб нам даже быть и нарицатися Его братиею. Словом: заключим со Апостолом: Посла Бог Сына своего раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. Тем же убо неси раб, но сын; аще же сын, то, и наследник Божий, сонаследник же Христов (Гал. гл. 4, ст. 4, 5 и 7).

       Таковая получив благая, каковых превосходнее ни вообразить не можем, и каковаго возвышения ни самые удостоены Ангелы, возможем ли мы уже не радоваться, не веселиться, не торжествовать, не проповедовать величия Божия, не возглашать всюду, пред лицем неба и земли: Удивил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся (Псал. 125, ст. 3).

       Приидите убо, о чада светообразная, церьковная! приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Иаковлю (Псал. 94, ст. 1): и стр. 18возвестим дела Его в радости (Псал. 106, ст. 22). Глас радости и веселия да раздается в селениях праведных. В селениях праведных: ибо сея радости тот только участен, в ком живет Дух Божий. Радость духовная и мир, по Апостолу, есть плод духовный, плод Духа Божия.

       Удостоившиеся толикия Христовы благодати, волю свою соображают воле Его, ею управляют все свои дела, ею живут, ею дышут, ею все искушения мира и плоти препобеждают, ею стремятся к вечной жизни, где начатая здесь радость совершится, где здешняя победа откроет всю свою торжественную славу, еяже буди всем нам сподобитися, благодатию и человеколюбием для сего самаго явившагося на земли во плоти нашей Господа Иисуса Христа. Аминь.

       Говорено в Лавре, 1797 года.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.