На день Святыя Пасхи

CЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

Все мы чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Какое будет то великое зрелище, какое преславное торжество, егда мертвии востанут из гробов! Востанут, и предстанут престолу света присносущнаго. Предстанут; и сами просветятся, яко солнце. Солнце без всякия тьмы: они без всякаго порока, чисты, светлы, прекрасны, радостны. Погрузятся во сладости Бога сладчайшаго: с Ним соединятся; с Ним будут, яко нечто единое; да исполнится оное Перворожденнаго из мертвых слово: да будут едино, яко же и мы едино есмы: Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Иоан. гл. 17, ст. 21).

И сим блаженством наслаждаться будет не едина токмо праведная душа: но и самое тело того же будет участно. Подвизалося оно вкупе с духом: вкупе же с ним и награду приимет от праведнаго Бога. Пятеричное чувств нашего тела число не поразным вещам будет развлеченно: но все будет приведено к единой точке, к единому предмету; Богу. Он будет очам красота, ушам приятность, вкусу сладость, обонянию благоухание, осязанию услаждение. Ибо, по Апостолу, Бог будет все во всем (1 Кор. гл. 15, ст. 28).

Братия моя возлюбленная и торжествующая! Не может быть никакое сердце, которое бы желанием сего не воспламенилося. Но потребна для сего вера: нуждно, чтоб всяк с полным убеждением о сем уверился. Да и можно ли о том усумниться; когда мы сей Воскресения Христова праздник торжественный в радости совершаем? Воскресение Христово есть несумнительным доказательством воскресения нашего. Ежели Христос не воскрес, не воскреснем и мы: и аще воскресения мертвых несть, вопиет Павел, то ни Христос воста (1Кор. гл. 16, ст. 13).

Слово Божие нарицает Его перворожденным из мертвых (Колос. гл. 1, ст. 18). Не по тому, аки бы Он первый воскрес: ибо по уверению писания и прежде Его воскресали; и сам Он прежде своего воскресения других воскрешал: но, что Он есть всех воскресения основание: Он есть жизнь: никто не может воскреснуть, разве Его жизнию оживлен будет.

Не называется Он первым из мертвых воскресшим, но из мертвых перворожденным. Для чего? Для того, что жизнь сия смертная и тленная в сравнении жизни нетленныя и безсмертныя, есть аки ничто: и мы сподобившись жить жизнию вечною, почтем себя, что с того только времяни и жить начали. В жизнь сию происходим мы из утробы матерни. Гроб наш, чудодействием благодати, сделался для нас матернию утробою. Он раждает нас. Ибо мы из него, яко из утробы матерней, происходим, яко из небытия в бытие, из жизни тленной и ничтожной, в жизнь нетленную и истинную. И по тому Избавитель наш есть и нарицается перворожден из мертвых: а мы вкупе с Ним, из мертвых рожденные; яко быти Ему первородну во многих братиях (Рим. гл. 8, ст. 29). Не довольно ли сие утвердить слабую веру нашу в надежде воскресения?

Но может быть для некоторых из вас покажется сей пример велик и превосходящ обыкновенное понятие; и по тому ко уверению не довольным. Братия мои! я смело могу о сем вами же самими уверить вас. Вас же вам самим представлю, и вас убежду вами же самими. Почто вы собралися днесь все вкупе в толиком множестве в храме сем? Что вас побудило, дабы и самую нощь соделать светлее дня; и в самой полунощи поспешить узреть восходящее солнце? Да и по восхождени солнечном не на солнце сие вы взираете; но душевныя свои очи обращаете на другое великое Светило, котораго зрением внутренним вы более услаждаетесь, нежели солнцем сим? Почто ваши лица цветут радостию, а очи веселием? Почто гласы ваши, яко гласы трубы громогласныя, и яко гуслей сладких? Почто все сие, и откуду? Должно ли все то быть без причины, или по причине маловажной? Нет! все сие есть несумнительный довод, что вы веруете Воскресению; но притом все сие есть еще малый знак означающий несравненно бóльшее. Ежели таковà наружность: каковà должна быть внутренность! ежели таковà струя: каков должен быть источник!

О святая и любезная вера! ты, ты все сие чудодействуешь. Ты вселилась в сердцà сих верных, сих твоих любимцев. Ты в таковое привела их благодатное движение. Так не доказываете ли вы сами собою, сим своим празднованием, сим единодушным и радостным воскресшаго Господа воспеванием, что вы чаете Воскресения мертвых и жизни будущаго века? Аще, говорит Апостол, Христос не воста, тща убо вера ваша, суетна и проповедь моя (1 Кор. гл. 15, ст. 14). Но понеже вы всем сим, воскресение мертвых, яко в лицах представляете; так по сему не тща вера ваша, но действительна и плодоносна: и проповедь моя есть суетна; но благоприятна и вам, и Господеви моему.

Но что я говорю, яко вы всем сим, и себя и всех уверяете о воскресении своем и других? Вы, вы сим торжеством воскресения будущее воскресение представляете, яко в настоящем времяни; как бы оно в сей благословенный день уже трубою Архангельскою провозглашено было. Как и каким образом? Будущее Воскресение откроет царствие небесное: вы, стоя во храме сем, почитаете, яко стоите на небеси. Будущее Воскресение введет вас в вечный покой. Вы днесь чувствуете в себе успокоившуюся совесть. Будущее Воскресение исполнит вас радости неизглаголанныя: вы днесь радостны и веселы; радостию не мирскою и телесною, но духовною. Будущее Воскресение совокупит вас со Ангелами. Вы днесь вкупе с ними воспевали пения Ангельския и песнь трисвятую. Будущее Воскресение избавит вас совершенно от страха смерти и от греха: вы в сей час торжествуете победу смерти, а с нею и греха. Ежели вы и памятуете смерть: но вкупе представляете, что она не уничтожает человека, но преводит к лучшей жизни. Ежели вы и чувствуете себя быть не без греха: но чувствуете же от онаго быть себя избавленных покаянием и благодатию Христовою.

Что смерть, что гроб, что тление? Чем можете вы устрашить человека, вооруженнаго таковою верою, и столь славно над вами торжествующаго? Вы иногда силитесь веру его поколебать и ввергнуть его в уныние; но Церковь предвидя сии козни, ежегодно, или паче, еженедельно празднует Воскресение. И сим празднованием против всех сих страхов ободряет Христианина, и вооружает.

Где ти, смерте! жало? Притупилось. Где ти, Аде! победа? Посрамилась и скрылась. И так чая Воскресения мертвых, мы чаяние сие в сей благодатный день, яко исполняемое созерцаем.

Пусть мы еще не видим сей славы в самой вещи: но довольно, что уже видим в гаданиях. Пусть мы еще не видим сей славы лицем к лицу: но благодарение Господу, что уже оную видим, яко в зерцале.

Вы видите! какое мое блаженство! Вы видите, и светом своея веры меня недостойнаго Пастыря услаждаете и увеселяете. Вы своею верою и мою слабую веру умножаете и умножили. Вы пребыли со мною вкупе в подвиге святыя Четыредесятницы: вы и в сей праздник мне последуете, или паче предшествуете. Ежели я какой милостивой награды могу ожидать от Милосердаго Господа, оную мне испросить сильна вера ваша. Всегда и везде оную проповедовать не престану до толе, до коле все сподобимся Воскресения славы чад Божиих. Аминь.

Говорено в Успенском Соборе, 1795 года, Апреля 1 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.