Слово на освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Освятив сей храм, веруем мы, что устроен он в жилище Богу. Так не есть ли сей самый благовременный случай, к Богу, не толико устами, колико сердцем с Давидом возопить? Господи! кто обитает в жилище твоем? Кто! ты сам: ибо наша вера, какова ни есть, но тебе единому сей храм посвятила. Почему и желаем, да ты в нем обитаешь всегда безотлучно; и уповаем, яко сие приношение приимеши милостиво.

Но кий храм созиждете ми, глаголет Господь, или кое место покоищу моему? (Деян. гл. 7, ст. 49). Не аз ли собою небо и землю наполняю? (Иерем. гл. 23, ст. 24). Ведаем Господи, что ты никаким местом ни временем ограничен быти не можеш: но и горе нам тварям твоим, ежелиб мы твоего присутствия были лишенны: Отвращшу бо тебе лице, вся возмятутся, и в персть свою возвратятся (Псал. 103, ст. 29). Не имеешь ты нужды обитать в рукотворенных храмах; но мы, ежели дерзаем сказать, дети твои, имеем нужду да обитаеши ты с нами. Домы наши внутрь стен своих заключают много постыднаго и отвратительнаго для святейшаго лица твоего: по крайней мере от сих священных храмов да не удалится благодатное присутствие твое. Где услышим мы глас отпущающий нам грехи наши, где найдем поправление своим развратным нравам, где удержание своим страстным склонностям, где утешение в печалях, где отраду в унынии, где от молвы и суеты мирской отдохновение, где от гонений и несчастий защиту, где, как не в сем благодатном жилище твоем?

Поистинне, где оскорбленная и кающаяся душа все таковыя утешения находит, поистинне таковое место не есть место простое, но дом Божий и сия врата небесная.

И как благости свойственно есть быти сообщительной: ибо благость относится не к себе, но к другим: так как свет не себя освещает, но темныя места; почему и Бог, яко источник благости, благоволит обитать во храмах ему посвященных, но так, что желает и удостоивает, дабы и другие вкупе с ним были обитатели. Ибо когда Пророк к Богу отозвался, кто обитает в жилище твоем: конечно предполагает, что и другие могут удостоины быть обитать с ним.

Но как, кроме Бога, все протчее есть Его рук создание, следовательно безконечное его от них есть разстояние, то какие же бы были столь счастливые и толико вознесенные твари, которые бы в едином месте неразлучно жительствовали с высочайшим и безконечным существом? Ежели кто из тварей до таковаго блаженства может возвышен быть, то я бы мнил, что разве только одни оные чистейшие духи, ни какими пороками и страстями не оскверненные, Ангелы, Архангелы, Херувимы, и Серафимы. Нет!

Божия благости источник есть безконечно неистощаемый: она сего блаженства и человеков удостоивает. Ибо Пророк, вопросив Бога, кто обитает в жилище его; и дав ответ, что ходяй непорочно и делаяй правду, и протчее, явственно сим ознаменовал, что и самые человеки жительствовать с ним удостоиваются. Так не должны ли мы, слыша сие, в восторге удивления возопить? Господи! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко толико посещаеши его? (Псал. 8, ст. 5)

Но при таковом нашем восхитительном удивлении, отдавая всю справедливость и славу благости Господней, должны мы взять предъосторожности, дабы столь изобильно текущий на нас благости источник, сами для себя мы не удержали, и не заградили. Удостоивается человек обитать в едином жилище с Господем своим; однако только тот, по пророческому свидетельству, кто ходит непорочно, и делает правду, глаголяй истинну в сердце своем и не сотвори искреннему своему зла, иже не ульсти языком своим, и поношения не прият на ближния своя: пред коим уничижен есть лукавнуяй, боящихся же Гòспода славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяйся, сребра своего не даде в лихву и мзды с неповинных не прият. Возвышено есть жилище Господне: так по сей лествице ко оному восходить надлежит. Светел храм Божий; но помраченный в нем обитать не может: сладостен рай; но одна услажденная спокойствием совести душа его достойна. Тоже жилище Божие называет Пророк горою святою его. Почему все низкие мысли, все попечением мирским к единой земле и плоти приверженные, на высоту сей горы святой взойти не могут. Надобно чтоб дух возвышен был добродетелию и воскрилен благодатию. Кое бо сообщение свету ко тме, или кое участие Христу с велиаром? (2 Кор. гл. 6, ст. 14 и 15).

И так отверст храм священный и пресветлый, и Бог в нем обитает, и всякаго в сожитие к себе убедительно приглашает; но мало кто обретается достойным того: да и мало кто на сие соглашается: всяк почти на призывающий глас отзывается, говоря: ими мя отреченна.

Так на чтож было Богу избирать храмы в жилище себе. С кем он в них обитать будет? Конечно нет его благоволения, дабы благость его сама собою заграждалась, и никому бы сладости своей не сообщала. Но мы все грешны: так посему никто из нас в жилище с ним принят быти не удостоится. Сиять будет храм сей светом славы присносущныя: однако мы при всем том в горестной темноте оставаться будем.

Но ободрим себя любезные дети Евангелия. Я скажу слово, хотя кажущееся неимоверным, но в самой вещи истинное. В жилище своем обитает Бог со грешниками. Пришел он на землю призывать к сему не праведников, но грешников. В Евангелии добрый Пастырь оставил девятьдесять девять овец незаблуждших; а устремился искать единой овцы погибшей; и нашед оную, взял на рамена свои, и принес к Богу и Отцу: сие не тоже ли значит, что он удостоил ее быть в жилище с собою? да и Ангелы, сии всегдашние сообитатели Божии, яко выну видящие лице Отца небеснаго, радуются не о праведнике, но о грешнике: сие не тоже ли значит, что они радуются, видя грешника приемлема в жилище с Богом? Добрый отец учредил пирования и лики, не для сына всегда с ним порядочно пребывавшаго, но для сына своего развратнаго, с пути заблуждения к нему возвратившагося. Когда он принял его во свои объятия, сие не тоже ли значит, что он его принял в жилище к себе; и своим великим обрадованием доказал, что как будто чрез сие не развратный сын счастливым стал; но акибы он сам чрез то великое счастие приобрел.

И так утештеся и возвеселитеся все грешники. Не грехи ваши храм Господень для вас заграждают; но ваше нераскаяние. Нет ничего Богу любезнее, как грешник грех оставляющий, и прибегающий к нему с истинным покаянием. Ключь от сего рая в ваших руках есть. Как заключать его, так и отверзать милостивый Господь оставил во власти вашего произволения.

Днесь благодать храм сей отверзла: не заключайте его своим ожесточением и во грехе пребыванием. Ежели же бы вы и во грехе пребывали тем не меньше, и тогда то и более, к сим храмам прибегайте. Пусть вы еще не удостоитесь взойти во внутренность святилища; за довольное почтите хотя удостоиться приступить к одним его преддвериям: толцыте во оныя и отверзутся вам. Дому Владыка седит при дверях неотступно: дабы вас тотчас ввести и в самый храм, как только услышит, что вы толцаете в двери его покаянием. Ибо на сие-то и храмы устрояются, дабы в них кающемуся обрести утешение, а некающемуся найти случай к обращению.

В мире ли таковые спасительные случаи найти мы можем? мир исполнен претыканий и соблазнов; и в нем нераскаяние грешника напоследок обращается во ожесточение: а в сих домах Господних ожесточенное сердце умягчается и располагается к покаянию.

Пророк, когда вопрошает Господа, кто обитает в жилище твоем, кажется, что разумеет не сии храмы земные, но оный храм небесный нерукотворенный. Но мы можем сие согласить. Сии храмы земные суть преддверие храма небеснаго. Слава едина в них по существу: различествуют только степению. Кто признается во храме сем достойным богослужителем: тот не сумненно назначен быть обитателем и во храме небесном. Ихже бо предъустави, тех и призва: а ихже призва, тех и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. гл. 8, ст. 30). Благодарить Гòспода всем сердцем должно за таковое его о нашем спасении промышление.

Принесем же ему благодарение и за создателя святаго храма сего, что он расположил его душу к сему делу благочестивому; а чрез него и всех нас облагодетельствовал: ибо Господь аки указывая днесь на храм сей, взывает к нам Евангельским гласом: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и аз зде во храме сем упокою вас. Аминь.

Говорено в селе Гребеневе в новоустроенном благолепном храме
Г. Генерал маиором Гаврилом Ильичем Бибиковымъ 1791 года Августа 10 дня.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.