Слово на вознесение Господне

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Иисус Христос снизшел с небес, и пребыв на земли, паки вознесся на небеса. Он любящих его, по свидетельству Евангелия, до конца возлюбил (Иоан. гл. 13, ст. 1). Ежели бы нам надлежало всегда пребывать на земли, не оставил бы он землю, но по любви своей к нам всегдаб с нами обитать благоволил. Но Божия благость устроила нам жилище на небеси. Почему и руководитель нашея жизни на оное преселился, да уготовает, по писанию, место нам (Иоан. гл. 14, ст. 2). Свойственное благоразумному и человеколюбивому домостроителю дело.

Но почто на небеси нам места предуготовлять? Избранным Божиим в последний день суда сказано будет: Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте царствие, уготованное вам прежде сложения мира (Матф. гл. 25, ст. 34). Ежели царствие небесное для избранных Божиих уготовано прежде создания мира, то почему же наш промыслитель возносится ныне на небеса, чтоб уготовать место нам? Подлинно уготовано оно прежде создания мира Божиим определением; а вознесением Господним оное определение исполняется. Дом горний священный устроен для нас прежде век: но сей дом мы сами заключили было для себя греховным своим житием.

Спаситель снизшел на землю искать ключа для отверзения сего заключеннаго неба: и сей ключь обрел в страданиях своих и в кресте своем. Обретши сей драгоценный для нас ключь, с радостию потек на небеса, да отверзет им заключенныя для нас райския двери: И потому он ко утешению нашему благоволил сказать: Иду, да уготоваю место вам (Иоан. гл. 14, ст. 2).

О кто даст нам криле, яко голубине, и полетим с ним и почием! Не свойственно ли Христианину гореть таковым желанием? Почто страдать в сей юдоли плачевной? Доколе странствовать? Доколе не достигать любезнаго отечества? Но подождите. Вы желаете крил к возлетению: он конечно дать вам их не отречется: но знать надобно, каковые суть криле те. Я наперед ведаю, что оными многие воскрилены быть не отрекутся: но и боюся, чтоб другим они не показались быть тягостны, и к летанию для них неспособными.

Для сего надлежит вспомнить оное Христово слово: Вознестися подобает Сыну человеческому. Здесь конечно не разумеется вознесение Господне на небеса, но вознесение его на крест. Вознесся он на небеса; но прежде вознесен был на кресте: Якоже вознесе Моисей змию в пустыне; тако подобает вознестися Сыну человеческому (тамже). Змия не на небо была взята, но на древе повешена: подобное сему вознесение должно быть Сына человеческаго. Он, якобы испытывая, каким образом вознестися на небеса, первый к тому шаг зделал вознесшись на крест.

Конечно стал он выше земли; не положением тела: ибо сие поднятие было очень малое: но возвышением духа. Тело его мало выше поднялось: но дух его был возвышен и торжествующ. А крест служил ему лествицею к сему возвышению и к восхождению на небо. Ибо по Апостольским словам, рукописание противное нам, поелику нас делало должниками Богу, никогда долга своего выплатить не могущими, сие рукописание он пригвоздил на кресте (Кол. гл. 2, ст. 14); и противоборную власть обнажив, пред лицем неба и земли свободно открыл все ея козни и насилия, и на кресте оную совершенно истребил. Таковое могущественное действие конечно его приближило к небесам, и небеса не могли быть пред ним не отверсты.

Смерть Господню на кресте называем мы распятием; а он сам нарицает еè вознесением. Вознестися подобает Сыну человеческому. Конечно для того, что сей крест послужил ему к восшествию на небо. Что ясно утверждает Апостол: понеже он смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя: темже и Бог его превознесе (Филип. гл. 2, ст. 8, 9). Не ужасался он креста, но волею на него возшел, да с него вознесется на небо.

Но что бы нам было утешения и отрады, ежели бы он сам преселился в горния селения; а нас бы оставил в сей юдоли плачевной без всякой надежды? Конечно так! Но все его таинственное домостроительство не столько до него, сколько до нас простиралося. Для нас снизшел он на землю; для нас рабий зрак принял, для нас страдал; для нас возшел на крест, для нас и на небо вознесся. Да и точно о нашем вознесении своими Божественными устами нас обнадежить благоволил: Егда вознесен буду от земли; вся привлеку к себе (Иоан. гл. 12, ст. 32).

О сладчайший глас и утешительный! Ты, Господи Иисусе, уже вознесен от земли; се готовы мы: привлеки нас к себе. Соверши дело, еже поручено тебе, да прославиши и нас славою, коею ты прославлен. Кто даст нам криле, яко голубине, да полетим с тобою и почием!

Я прежде сказал, что он таковые криле дать нам не отречется; толькоб мы оные охотно приняли, и на оных летать узучилися. Ибо сии криле не иные суть, как те, на коих он сам возлетел на небо: то есть, крест. Вот точная о том нам заповедь: Иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует мне (Лук. гл. 9, ст. 23). А в другом месте егоже слово и протолковало, в чем состоит крест сей. Многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное (Деян. гл. 14, ст. 22).

Что Христианин! желательны ли таковые криле? А конечно не льзя без них вознестися на небо, когда и слово Божие точно их к возлетению нам представляет; да и сам Господь не на иных крилах возлетел на небо. Вижу, что и желается тебе возлететь на небо, да и хотел бы для сего избрать другие криле; те может быть, о коих упоминает псаломник: Криле посребреные, и с блистанием злата (Псал. 67, ст. 14): то есть, чтоб во всяких удовольствиях и веселостях мирских жизнь препроводить; и после таковых прохлад прямо преселиться и на небо. Не сумнися; даны могут тебе быть и сии криле посребреные и с блистанием злата; но не в том смысле, как ты понимаеш; а как истинна Божия дает разуметь. Криле посребреные суть чистое и непорочное житие; и они блещут, яко злато, когда других согревают и покрывают благодетельством.

Но возможно ли иметь житие чистое, яко сребро, когда кто сладострастиями плотскими себя оскверняет? Возможно ли блистать добродетелями, яко злато, когда кто земное мыслит и живет, яко животное безсловесное? Как ни разсуждать, как ни мудровать; но необходимо потребен крест. Злато огнем быв разженно, более блистает; вера и добродетель искушениями и терпением очищается и становится светлее. Как можно без сего средства взойти на небеса?

Когдаб тебя слово Божие и не уверяло, уверь ты себя примерами самаго сего низкаго мира. Дабы и здесь на земле возвыситься выше других; потребны особенные труды и подвиги, преодоление многих трудностей и препятствий со всяким терпением и тягостию. Посмотри на богатаго, что он своим имением превзошел других, конечно не без многих трудов и бедствий до того достигнуть мог. Здесь на земли так: почто же ты столь мало уважаешь небо? Небо, говорю: о коем сказано, что все нынешняго времени страдания, ни мало несравнительны с тою славою, которая откроется праведникам. Любящему нет ничего затруднительнаго. Вся препобеждаем за возлюбльшаго ны, говорят рабы Божии (Рим. гл. 8, ст. 37). Легкость печали здешния тяготу вечныя славы нам приобретает (2 Кор. гл. 4, ст. 17).

Ежели же при всем том крест на небо нас возводящий, неприятным и отвратительным нам кажется, ничего инаго из сего заключить не возможно, разве что нам и самое небо не нравится. Устами говорим, что мы желали бы вознестись на небо; но сердце наше к тому весьма мало расположено. Мы подобны детям, и желающым все знать, и не хотящым для изучения труда понести; желается все получить, и не оставить ни гуляния ни игр. О слабость человеческаго сердца!

Вознесыйся от нас на небо на крилах крестных, Христе! ты рек: Егда вознесуся от земли; вся привлеку к себе (Иоан. гл. 12, ст. 32). Нас и против воли нашей развратной влеки за собою. Ибо по глаголу твоего Апостола, ты не только в делах содействуешь нам, но и самую волю в лучшее расположить силен. Аминь.

Говорено в Вознесенском монастыре 1791 года Маия 22 дня.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.