Мужие Галилейстии! что стоите,
зряще на небо?
Деян. гл. 1, ст. 11.
Всех животных природа, или паче, природы Творец устроил пониклыми к земле. Един человек так сотворен, что и очи и лице его обращены вверх, и един он может свободно взирать на небо. Причина тому, что все животныя сотворены от земли. И потому они и взор свой к ней обращают. А человека начало есть свыше. Ибо хотя и его тело от земли взято; но дух в него влиян от высочайшаго Духа Божия. И потому нам надлежит взирать на небо, яко начало наше оттуду есть.
Мужие Галилейстии! что стоите зряще на небо? Стоим и взираем на небо для того, что в начале сотвори Бог небо; небо есть превосходнейшее творение Божие, по безмерности своей, и что содержит оное в себе источник света, и чудесными и прекрасными светилами преудобрено, и безчисленным звезд множеством. А сие открывает нам и непостижимую премудрость Божию, и милостивый Его о нас промысл. Что и признает Пророк оными словами: Егда узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси (Псал. 8, ст. 4); тогда размышляя, колико Ты о нас печешися, со страхом и радостию восклицаю: Что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещаеши его (тамже ст. 5). То есть, человек, малая некоторая в сравнении мира сего песчинка; однако Творец для наставления его и оживления устроил тела толико огромныя и величины почти безконечной. Одного Философа спросили, для чего человек создан? Он отвечал, для того, чтоб смотреть на солнце. Хотя сей мудрец таковый ответ дал, видно, не много подумав: ибо не льзя сказать, чтоб человек создан был единственно смотреть на солнце: однако сие доказывает, коликаго удивления достойно ему казалось едино сие светило; кольми паче все небо со всеми светилами, ихже число весть един создавый их.
Мужие Галилейстии! что стоите зряще на небо? Стоим и взираем на небо, для того, что по слову Христову, небо есть престол великаго Царя (Матф. гл. 5, ст. 34). Конечно Бог не вместимь; и небо, колико ни велико и прекрасно, все еще менше, нежели чтоб могло сколько нибудь прибавить славы величеству Божию: но ежели какое здание может служить ему престолом по великолепию и красоте своей, то не может лучшее воображено быть, как небо с ликом светил своих. Царский престол красотою своею обыкновенно привлекает на себя всех очи, и когда мы на него взираем, чувствуем некоторое благоговение и страх, какбы сам царь тут присутствовал. Когда и небо есть престол великаго Царя, мы стоим и взираем на него, удивляяся красоте его, и некоторый при сем объемлет нас священный страх, когда воображаем и красоту и величество и власть седящаго на сем престоле. Престол есть место, с коего царь издает решения свои о подданных или жизни или смерти. С высоты горьняго престола небеснаго Царь царей издает судьбы свои о всех тварях и телесных и духовных, о видимых и невидимых: и потому со благоговением мы должны взирать на небо, яко на престол Его, ведая, что оттуду исходят определительные судьбы о каждом из нас.
Мужие Галилейстии! что стоите зряще на небо? Стоим и взираем на небо, яко помощь наша есть от Господа сотворшаго небо и землю. Когда столь огромное и безконечной величины тело он устроить мог, то не льзя сумневаться, чтоб он не силен был нам подать всякую благовременную помощь. Небо окружает все твари: кольми паче истиннные рабы его предзрят Господа пред собою выну, яко одесную их есть, да не подвижутся. Гдеб ты ни был, везде окружен небом: Гдеб ты ни был, везде присутствие Божие тебя сопровождает. И как можешь подумать, что гделибо скроешься от очес Божиих; когда от неба, Его твари, нигде укрыться не можешь. Праведен ли ты; радуйся, яко отвсюду благодетельное Божие присутствие тебя окружает. Грешен ли ты; страшися и трепещи, яко Судия близ тебя есть. И нет нужды ему изыскивать орудия к наказанию твоему. Небо Его тебя окружает. Речет ему; и оно восколеблется: Прикоснется горам; и они воздымятся (Псал. 103, ст. 32).
Мужие Галилейстии! что стоите зряще на небо? Стоим и взираем на небо для того, что наше житие на небесех есть. Ах! как сильная причина, чтоб нам никогда с неба не сводить глаз своих. Когда кто в далекий путь странствовать отходит, то и дело оглядывается на любезное жилище свое, и последнее взором своим прощание дает ему с воздыханием. А удалившися, понеже уже глазами видеть не может, мысленно не престает воображать любезное отечество свое; и сколькоб в странствии ни был, сколькоб там разных красот и увеселений ни видел, все между тем отечество из мысли не выпускает, и поспешает, какбы в него паки возвратиться. Жилище наше на небесех есть: жилище твердое, вечное, радостное и блаженное. А земля сия есть странствие, есть гостинница, есть путь. Сколькоб мы здесь ни жили: и сколькоб к жизни сей пристрастны ни были; но со всем тем самое дело показывает, что земля есть наше пребывание времянное и часовое; а небо есть жилище наше навсегда и на все веки.
Так не о том вопрошать нас надлежит, для чего мы стоим и взираем на небо; а паче должно удивляться, ежелиб кто в кратковременной жизни сей стоял, и не хотел бы непрестанно взирать на небо. На что же тебе более и взирать, О человек! На землю, скажешь ты; понеже взят от земли. Из земли взято тело твое, худейшая состава твоего часть: и потому не запрещаю тебе смотреть и на землю; да взираяя на нее смиришися: но паче взирай на небо; яко дух твой оттуду есть и туда преходит.
На что же тебе более взирать, О Христианин! Сын Божий сшел с неба, да тебя учинит наследником неба. Не хощет Он духу твоему безсмертному пребывать на земле, яко мало его стоющей: Он для него изготовил небо, яко жилище нетленное, его достойное и ему сродное. А потому, чтоб ты ни мыслил, чтоб ни говорил, чтоб ни делал, непрестанно должен обращать очи свои и мысленные и душевные на небо, яко на прямое и вечное жилище твое.
Ежелиб ты со всем тем хотел взирать на одну землю и единственно к ней пристрастил бы себя, то пусть бы напоследок тело твое смертию обратилося в землю: но куда обратится дух твой? На небо ли? Но ты никогда на него не взирал; так опасайся, чтоб и дух твой к земле пристрастившийся не сошел в преисподняя земли.
Мужие Галилейстии! что стоите зряще на небо? На сей вопрос мы уже ответ дадим Ангельский: Мы стоим и зрим на небо для того, что сей Иисус, вознесыйся от нас на небо, такожде приидет, имже образом мы видехом его идуща на небо (Деян. гл. 1, ст. 12). В сих словах приметим, что Иисус вознесся на небо, и что он паки придет с неба, да и таким образом, каким образом вознесся на небо. Везде небо: так как же нам не взирать на него? Иисус вознесся на небо: так и мы должны следовать за ним: ибо Он вознесся с естеством нашим: Он его обожил, и посадил одесную славы Божия. Когда таковый великий наш залог на небеси; то и мы туда должны стремиться: Идеже сокровище наше, тамо и сердце наше да будет (Лук. гл. 12, ст. 34). Он возносяся сказал, что идет уготовати нам место (Иоан. гл. 14, ст. 3). Сие свойственно чадолюбивому отцу пекущемуся о детях своих. Ибо не чада родителям, но родители чадам имение снискивают. Пошел уготовать нам место; да уже и уготовал: ибо оно уготовлено Им от сложения мира. Остается только Ему туда нас призвать оным Евангельским гласом: Приидите благословеннии Отца моего (Матф. гл. 25, ст. 34).
А что сказано, что Он приидет таким же образом, каким взошел на небо; сие не то значит, что Он приидет не с большею славою, как вознесся от нас. Нет! Он приидет уже во всей славе Отца своего, и вси святии Ангели с Ним; при восколебании всея вселенныя; а значит сие то, что Он в таком же человеческом виде приидет, в каком вознесся. Приидет в нашем виде. Какое для нас ободрение, какое утешение! Увидим Его в виде человеческом, в виде нам сродном, в виде нашем; в том самом виде, в коем Он за нас пострадал, умер и воскрес. Узрим ту самую плоть, которая за нас в жертву очистительную принесена, и которой мы и ныне сообщаемся в таинственном причащении. Узрим самую ту кровь, которою омыты грехи наши, и которая и ныне нам служит питием животворящим. В таком виде когда Его узрим, все сие подает нам благую надежду совершеннаго с ним на веки соединения.
И так благословенные чада церкви, не престанем взирать на небо; горе имеем сердца: не останавливаясь взором на сем небе видимом, но прошедши его пойдем далее выше небес в незаходимая, Идеже предтеча вниде о нас Иисус, и там ожидает нас (Евр. гл. 6, ст. 20), да, идеже Он есть, тамо и слуга Его будет (Иоан. гл. 12, ст. 26). Аминь.
Говорено в Вознесенском монастыре, 1789 года, Маия 17 дня.
19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра