Сколькоб мы ни прославляли милосердие Божие; но должны напоследок с Пророком возопить: Яко взятся милость твоя превыше небес (Псал. 8, ст. 2). Она, как есть непостижима; то потому и неизглаголанна. Хотел видеть Моисей лице Божие; но ему сказано: Задняя моя узриши; лице же мое не явится ти (Исх. гл. 33, ст. 23). Что есть сие лице Божие, и что сия задняя его? Лице Божие есть, те сокровенныя премудрости Божия причины, по коим производит он дела свои. А задняя его суть самыя те по таинственным причинам дела им производимыя. Мы причин дел Божиих видеть не можем; а только можем, и то несколько, видеть дела его, яко следы, по коим шествовал сей величественный художник. Задняя моя узриши, лице же мое не явится ти (Исх. гл. 33, ст. 23).
И так оставив внутреннее святилище, яко святая святых, да сподобимся взойти хотя в преддверие сего святилища таинственнаго. Просвещенный Богом Христианин удостоен сея благодати. Ибо Пророк о нем говорит: Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам вразумительна суть (Варух. гл. 4, ст. 4). И невидимая Божия, яко то присносущная его сила и божество, становятся видимыми, когда на твари взираем мы и размышляем об них (Рим. гл. 1, ст. 20), говорит Апостол.
Два суть рода Божиих дел нам открытых: дела творения; и дела искупления. В делах творения оказал он себя всемогущим и премудрым. В делах искупления явил он себя премудрым и милосердым. В делах творения довольно было его слово, то есть, хотение. Рече и быша; повеле и создашася (Псал. 148, ст. 5). Но в делах искупления недовольно было одного хотения, а надлежало ему самому в величайший, так сказать, взойти подвиг, а потому хотя и во искуплении явил себя всемогущим; но так, что как будто не могло того учинить и самое всемогущество, ежелиб премудрость не изобрела способов, как сие великое произвести дело. Делатворения все произведены в одно мгновение, а распоряжение продолжалось чрез шесть дней. Но дела искупления начались скоро по создании, и продолжаются чрез несколько веков доселе; да и будут продолжаться, доколе искупленная церковь вся не предстанет ему в вечной славе.
В делах творения все вещи взяли новый вид, какова не имели; ибо произведены из ничего. А в делах искупления сотворенное, но вышедшее из своего порядка, паки приведено не в прежнее токмо, но несравненно в лучшее и славнейшее состояние. И так, хотя Богу все не трудно; однако, по человечески говоря, труднее для него дела искупления, нежели дела творения.
Мы оставим прочия дела Зиждителевы; ибо кто их исчислить, или только и мыслию понять может? Воззрим на человека; ибо мы сами то; да и дела искупления прямо принадлежат до человека.
Создан человек; тварь прекрасная, образом Божиим и подобием его блистающая. Пусть бы он навсегда остался таковым; что тут увидим мы? Увидим всемогущество Божие; как он одним хотением его из ничего произвел. Увидим благость; как он самыя свои совершенства благоволил сообщить твари своей. Увидим премудрость; как он таковую красоту составил. Но не увидим еще милосердия; ибо оно бывает к нещастному. Не увидим действия человеческаго разума и воли: ибо все, что человек ни имел, было не ево, но один дар Божий. Не увидим заслуг человеческих; ибо он всю славу сию получил не трудясь ни в преодолении страстей, ни в побеждении самаго себя противу пороков, ни в великодушном претерпении противностей и бедствий, ни в прохождении великаго подвига добродетели. Понеже он создан в совершенстве, цел телом, спокоен духом; все в нем было Божие, а не его.
Представьте себе сына царскаго: был бы он богат, был бы всем доволен и изобилен; был бы он по сему счастлив; но не был бы еще славен. Все сие имел бы он не свое; но отеческое. А чтоб быть и славным, надобно ему пройти великий подвиг добродетели, преодолеть страсти, перенести многие труды, и всякие опасности в побеждении врагов. В сем случае прямо был бы он и счастлив и славен.
В случае первом, а не во втором, был на него похож человек в создании. Посмотрим же на него и во искуплении. По создании пал человек. Случай самый несчастный, каковаго горестнее и вообразить не возможно. Но теперь не время сие оплакивать; а время прославлять милосердие Божие. Пал человек! не мог он дать себе бытия; кольми паче не мог себя падшаго возставить. И как не мог он дать бытия себе; то не может же и лишить себя сего бытия. Ежелиб он мог обратить себя паки в ничто, тем бы его несчастие и кончилось; но продолжая навсегда несчастное бытие, должен он быть и несчастлив вечно.
Вот здесь-то уже оказались во всей своей силе милосердие Божие и премудрость. Милосердие; яко и падшаго возставил он, и грешника не презрел, и отчаяннаго помиловал. Премудрость! говоря сие, должен я со Апостолом возопить: О глубина богатства, премудрости и разума Божия! (Рим. гл. 11, ст. 33). Когда Бог созидал человека, не было ничего препятствием; ибо довольна была на то одна воля его. Но при искуплении сретилось зло чрез грех взошедшее в мир. Зло сильное, которое человека сущаго, но привело в такое состояние, что лучшеб было, когда бы его не было. И так, чтоб доброту первобытную возобновить, надобно было прежде зло истребить.
Но положим, что и сие всемогущему Богу не трудно; но вот вся сила и все таинство премудрости в том, чтоб сие зло не только учинить безвредным, но обратить ево еще на то, дабы оно было случаем к большему противу прежняго для человека совершенству и славе.
Сие может казаться невероятным; но самое дело Божие то показывает. Грех ввел страсти: но Евангелие сколько открыло мужей, кои их покорили разуму! Грех воспалил вожделение: но благодать Христова сколько произвела праведников, кои во плоти пожили, яко Ангелы. Грех добронравию везде поставил претыкания и соблазны: но Дух Господень сколько воздвиг подвижников, кои святость нравов непорочно сохранили. Грех ввел беды и несчастия: но сколько вера явила духовных воинов, кои радовалися в самых страданиях. Грех ввел смерть, яко страшную мучительницу; но благодать Евангельская сколько представила свету Героев, кои смерть презирали и над нею торжествовали славно. И так видите, что чрез самое зло сила нашего разума и воли в большее пришли действие; открылись для человека заслуги и слава. Чрез самое падение премудрость Божия его возвысила.
При создании он имел все от Бога. Но во искуплении при благодати Божией имеет и от самаго себя. Царство Божие, которое при создании было чистый дар, во искуплении оно уже Нудится, и нудницы восхищают е (Матф. гл. 11, ст. 12). То есть, требуется, как бы некоторая праведная награда за учиненныя заслуги. Вот премудрости Божия дело, что она и из самаго зла устроила нам добро. Поистинне идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20): То есть умножение зла было случаем, что мы большую получили благодать, нежели какую потеряли.
Так не воскликнем ли мы со всеми святыми: где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? где твое, искуситель, насилие к погибели нашей? Оно обратилось на главу твою. Где твои, грех, искушения? Они праведным Божиим доставляют только победу и славу. Где твои, мир, прелести? Открытая небесная красота их презирать заставила. Где твои страхи и бедствия? Бог стал одесную избранных своих, и они не движутся. И так мы, по словам писания, стали новыми Сампсонами; ибо в черепе ослином обрели мы сот меда.
Но прославляя милосердие Божие не забудем быть благодарными. Заклинаю вас сим великим милосердием, чтоб препровождать житие с таковою благодатию сходственное. Доколе страсти? Ибо иже Христовы суть, те плоть распяли со страстми и похотьми (Гал. гл. 5, ст. 24). Доколе сладострастия, кои Евангелие переменило на целомудрие и воздержание? Доколе ссоры, и злобы, у тех, коих великий Ходатай примирил с небом раздраженным? Доколе пристрастие к сему миру, когда мы вознесены выше мира и сравнены с Ангелами? Оставим все сии низкости, Христианина столь мало достойные. А для чего; я на конец скажу.
Никто не думай, чтоб тот был в числе искупленных, кто страстям и греху работает. Он пал во Адаме; и до ныне не встал; да и падет вечно, коли не востанет чрез покаяние. Сей праздник могут достойно праздновать одни искупленные, одни чада Божия, кои начав праздновать чистотою и радостию совести, окончат его в нескончаемом торжестве небесном; коего да сподобит нас всех воплотивыйся Искупитель наш Господь Иисус Христос, емуже слава и держава и поклонение во веки веков. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, 1788 года, Декабря 25 дня.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра