Слово на день Пасхи

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ.

Радостен для нас сей праздник воскресения Христова. Колико же радостен будет день воскресения нашего! Не для того, чтоб воскресение наше было славнее или более воскресения Христова, но для того, что будет оно воскресение наше.

Однако могу сказать, что и наше воскресение не меньше будет славно и велико, как и воскресение Господне. Ибо и Христово воскресение есть воскресение наше. Он не для себя умер; не для себя воскрес; но и умер за нас, и воскрес для нас. Мы и смерть его и воскресение его себе присвоить можем. Мы в нем умерли, мы в нем воскресли. Ибо по Апостольскому слову: Умер он за грехи наша; и востал за оправдание наше (Рим. гл. 4, ст. 25). Когда один за всех умер; почитается, какбы умерли все: когда умерший один за всех востал, ясно доказывается, что несумнительна его над смертию победа: несумнительна и наша в него вера.

Да поет убо всяк в радости с церковию: вчера спогребохся тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу тебе: сраспинахся тебе вчера; спрославляюся днесь во царствии твоем. И так мы со Христом распялись, погреблись и с ним же воскресаем.

Однако смерть еще не разрушила нашего естественнаго состава; так как же мы умерли, как воскресать можем мы? Ведаете, что две суть смерти, и два воскресения. Смерть тела и смерть души: воскресение по благодати, и воскресение в славу. Смерть греха есть воскресение души. Покаяние грех умерщвляет; а душу оживляет. Когда нет в тебе порока, нет в тебе и тления, нет смертности. И в жизни сей можем мы смертию сею со Христом умирать; и душею в нем воскресать. О действие благодати! Не умер ты; а уже воскрес; не умер телом, но воскрес душею. Умер ты, но умер грехом: понеже его покаянием умертвил. А чрез сие и естественная смерть стала ничто: ибо по Апостолу: Жало смерти грех (1 Кор. гл. 15, ст. 56): Жало сие ты притупил: а чрез то истребил и яд смертоносный.

Нет нужды о сем нам мудровать словами: самое дело доказывает то и вопиет. Смерть естественная была определена в наказание за грех. Но когда грех покаянием и благодатию истреблен, то уже смерть естественная обратилась не в казнь, но в заслугу и награду.

Первому человеку было сказано: Ежели ты согрешишь, то умрешь (Быт. гл. 2, ст. 17): а ныне мученику евангелие напротив говорит: ты согрешишь, ежели не умрешь. И так смерть греха, есть воскресение и жизнь души. Сколь вожделенна есть сия смерть, сколь радостно таковое воскресение!

Какое истинное веселие, стать из худаго добрым, сбросить с себя тлетворную греха одежду, и жить Богу, жизнию смерти никогда не подлежащею. Таково воскресение было сына блуднаго: Мертв бе и оживе (Лук. гл. 15, ст. 32). Радуется он, радуется чадолюбивый Отец, составляет пирование и лики со всеми благими Ангелами.

При праздновании сего воскресения Христова, можем и должны мы или наперед, или хотя в сей день, непременно праздновать и смерть нашу, и воскресение наше. Без того не будет радостно и воскресение Христово. Ибо написано, яко несть радости нечестивому. Да и нет воскресения для таковаго. Чтоб воскреснуть, надобно прежде умереть: без сего посмеятельно будет твое пение, что акибы ты спогреблся, что акибы ты сраспялся Христу. Без сего воскресение Христово будет не наше, а чужое; ему единому свойственное; и в нем всем праведным душам. Он умер; но не умер ты; почему хотя и воскрес он; но ты еще не воскрес. Воскрес в нем всяк кающийся; поелику он умер греху. А тебе в нераскаянии пребывающий грешник какое в том участие? Ты повержен лежишь во мраке смерти; и потому свет воскресения тебя не осиявает. Твоя ослепленная мысль еще и не уверится о воскресении Христовом; а может быть дерзнет и посмеяться. Тогда ты уверишься о воскресении Христовом, когда сам умрешь грехом, и славно воскреснешь во обновлении жизни.

Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть. Первый вступил он в подвиг противу смерти, и оную преодолел. Нет тебе уже затруднения по темже следам итти; когда он тебе оставил покаяние, яко острый мечь, к закланию греховныя смерти.

Но после сей смерти остается еще смерть естественная. Но сия смерть будет смерть тела, а не души. Когда душа твоя уже воскресла, то она не только сея тела смерти не убоится, но еще и желать оной будет. Хощу разрешитися, и со Христом быти (Филип. гл. 1, ст. 23). Для чего? Чтоб и тело участно было славы воскресения. За чем быть одной душе без тела? Когда они вместе трудилися, вместе подвизалися, вместе победу одержали; то пусть будут вкупе и увенчанны.

Здесь подивитеся, братие мои, Божией премудрости, и посмейтеся вражеских предприятий тщетности. Сию смерть причинил грех; и думал нам тем повредить; но что враг помышлял во злое, то нам Бог обратил во благое. Смерть стала концем наших зол, а началом вечных благ. Ежелиб смерти не было, то грех был бы вечен, и мучительство его было бы некончаемо.

И так пусть умирает тело; оно востанет с большею славою, нежели сколько во истлении своем потеряло. Мы о сем не сумнимся: ибо чаем воскресения мертвых. Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Воскрес Христос; воскреснем и мы. Востала глава, востанут и члены. Семя нетленное посеяно; конечно во свое время и плод явится. Да и на самом деле мы то видим. Мы умираем греху, и оживаем душею: так по чемуж умрем мы телом, и не оживем? Когдаб сего тела воскресения не было, то не было бы и воскресения душевнаго. Труднее воскреснуть душею, нежели телом. Бог начал уже чудодействовать воскресая наши души; что ему воспрепятствует воскресить и тела наши? Ежелиб не было воскресения в славу, то для чего бы уже быть воскресению по благодати. Ежелиб наша во Христа вера простиралась только до пределов смерти, подвиг наш был бы тщетен, и вера безплодна.

Не сумнитеся вы, дети Божия! Здесь мы умираем и воскресаем: что видим на многих грешниках покаявшихся, умерших грехом, и оживших покаянием; так нет сумнения, что хотя умрем телом, но оживем. Воскресение души есть основанием воскресения телу. И так умри здесь греху и воскресни покаянием: ты будешь и сей праздник праздновать радостно, яко соучастник смерти и воскресения Христова; и несумнителен во уповании воскресения праведных.

Я вижу, что на ваших лицах, и во очах ваших сияет днесь радость и веселие; вижу и вкупе с вами радуюся: ибо из сего несумнительно уверяюсь о душевном вашем воскресении. Сию радость вашу, как иначе почесть, разве плодом Духа святаго душу вашу воскресившаго? Конечно Христос воскрес, не в себе токмо, но и в вас; а потому не сумнюсь, что как ныне вы в нем воскресли по благодати, так в немже воскреснете и в последний день во славу. Аминь.

Говорено в Успенском соборе, 1788 года, Апреля 16 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.