6. В неделю четвертую великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Прежде имели мы некогда разсуждение о немоте и глухоте душевной, по содержанию ныне чтеннаго евангелия: и желаю я, чтоб оное разсуждение теперь хотя несколько у каждаго вообразилося в памяти. Но не имели мы тогда случая изъяснить те средства, коими оные тяжкие болезни душевные могут предупреждены или исцелены быть. Теперь с помощию Божиею к тому приступим. Самое евангельское учение к сему нас руководствует. Ибо оно сказав о немоте и глухоте душевной, не оставило нам открыть и самые способы ко уврачеванию сего тяжкаго недуга. Какие же суть те способы? Пост и молитва. Сей род ничимже изгонится, токмо молитвою и постом (Марк. гл. 9, ст. 29).

Нельзя нам пренебречь таковое важное наставление. Ибо мы конечно страдая сею болезнию, да и зная способы ко исцелению от оной, какоеб могли иметь извинение, ежелиб захотели лучше мучиться оною тяжкою болезнию, нежели от нее избавиться средствами уже нам известными, и к лечению нашему представленными? Сей род ничимже изгонится, токмо молитвою и постом. Средства самыя действительныя, и немоту и глухоту душевную не только исцелить, но и предупредить могущия! но чтоб беседа наша была явственнее и памятнее; прежде скажем мы о посте, а потом о молитве.

Пост должны мы более относить к душе, нежели к телу. Понеже, когда пост будет в душе, то конечно сам собою последует он и в теле. Пост душевный есть воздержание от страстей. Телесное невоздержание от невоздержания страстей происходит. Удержи сие, последует и то.

Но возможно ли удержать страсти? и для чегоже бы было не возможно? Не требуется от тебя столько, сколько от Ангела безстрастнаго: но требуется от тебя столько, сколько от человека благоразумнаго и от Христианина просвещеннаго. Не признаеш ли и сам ты, что конечно от тебя требуется более, нежели от животнаго безсловеснаго, и без сумнения не захочеш ты быть ему подобным. Чем же можешь ты вознестись выше его, разве только воздержанием страстей своих? Но что я говорю, вознестись выше его? Ты уже выше его вознесен, поставлен в числе существ разумных, умален малым чим от Ангел, почтен образом и подобием Божиим. Почему не о том должно быть твое старание, чтоб вознестись тебе выше животнаго безсловеснаго: до сего бы ты сам собою никогда достигнуть не мог, ежелиб Создателево изволение по единой своей благости не благоволило толико вознести тебя: не о сем должно быть твое старание: но о том только, чтоб тебе не пасть с сей высоты, и не унизить себя до состояния скотскаго.

Какая же есть в сем невозможность, да и какое затруднение? Ты ходишь во тьме страстей. Ежелиб не дано было тебе светильника к разогнанию сея тьмы, извинителен бы ты был шествуя во мраке. Но дан тебе светильник, светильник разума. С помощию сего света удобно можеш ты усмотреть не только страсти свои, но и то, что противны они разуму, закону, совести, и разстроивают благополучие твое. Видя сие, как ты потерпишь, чтоб они шли противу верховной власти разума и совести, и управляли тобою, как своим невольником? Не решишься ли ты с благородным духом сам в себе им в отпор сказать: не властвуйте вы во мне выше меры вам определенной: я не могу вам дозволить своевольно свои во мне действия производить, разве сколько позволит разум, и согласится совесть. Разум должен владычествовать, а страсти обязаны поступать по гласу его повеления.

Знаю, что всяк из вас при сем случае может сказать, что и самой разум человеческой весьма есть недостаточен, и столь бывает помрачен, что иногда между им и страстями едва ли какое остается различие. Сие человеческое признание есть истинно. Утверждает то и самое свидетельство Господне, Яко беззаконных исполнихомся стезей и погибели, и ходихом пути непроходны: пути же Господня не разумехом (Прем. гл. 5, ст. 7). Таковое состояние подлинно для человека есть самое несчастливое. Почемуб и можно было нам притти в отчаяние, чтоб преодолеть страсти свои. Но рука Господня всегда есть разпростерта к поданию нам помощи.

Померк свет разума нашего: но не померк свет вечный просвещающий всякаго человека. Открыт пред тобою закон его, просвещающий очи, умудряющий младенцы, Светильник ногама твоима и свет стезям твоим (Псал. 118, ст. 105). Держись сего света, и шествуй в его сиянии. Недостаток твоего разума сим может дополнен быть до изобилия. Самое бедствие твое, самая скудость твоя некоторым образом составляет счастие твое. Когдаб ты был здрав, не имел бы столько нужды искать врачевства. Когдаб ты светом своим был доволен, не имел бы нужды столько прибегать к сему великому свету, и своим о себе мечтанием ослепил бы себя. Теперь ты немощен: употребляй врачевство: оно для тебя готово. Теперь ты помрачен: прибегай к великому открытому пред тобою светилу; мрак разума твоего оным будет разсыпан и изтреблен. А потому уже и страсти тебе будут покорны: не могут они стоять при таковом сиянии. Их место есть тьма и бездна.

Знаю, что и на сие можеш ты сказать: скажеш ты со Апостолом: Соуслаждаюся закону божию по внутреннему человеку: но вижу ин закон во удех моих противувоюющ закону ума моего (Рим. гл. 7, ст. 22, 23): или, тоже сказать, вижу я доброе и похваляю: но худому следую. Таковое твое возражение сколько есть истинно, столько и похвально. Признаеш ты сим слабость поврежденнаго человеческаго естества. Сам собою благодатнаго к добру шага зделать не в силах: а потому и страсти преодолеть, и спасительный пост душе доставить не можеш. Так вот и другое противу того пособие, молитва. Сей род ничимже изгонится, токмо молитвою и постом (Марк. гл. 9, ст. 29).

Блудный ты сын: прибегай к благоутробному Отцу своему усердным молением. Известно тебе, как он принял сына своего развращеннаго. Всеми одарил его благодатями. Узрел его еще издалеча (Лук. гл. 15, ст. 20). Вот благодать предупреждающая. И мил ему бысть. Вот благодать ожидающая. И тек нападе на выю. Вот благодать приемлющая. И облобызал его. Вот благодать утешающая. Изнес первую одежду (Лук. гл. 15, ст. 22). Вот благодать оправдающая. Дал перстень на руку его. Вот благодать сочетающая. И сапоги на нозе. Вот благодать охраняющая. Заклал (Лук. гл. 15, ст. 23) тельца упитаннаго. Вот благодать животворящая и увенчавающая. Притеки и ты с таковым же молением, раскаянием и усердием; и уповай удостоиться таковых же благодатей. Отец сыну просящему у него хлеба, может ли подать камень: и просящему рыбы, может ли подать змию? Получив же ты таковое всеоружие, не будеши ли мужествен противу своих страстей и победишь все козни лукаваго.

Между страстьми суть сильнейшие. Глухота и немота. Глухота есть отвращение от слышания истинны; Немота же есть язык связанный к глаголанию правды, а весьма свободный к глаголанию лжи, клеветы, хулы, осуждения и срамословия. Сей род ничимже изгонится, токмо молитвою и постом (Марк. гл. 9, ст. 29). Сие есть самая истинна. Ибо когда в душе твоей есть пост, то есть удерживаешь ты страсти свои, и покаряеш их разуму и закону Божию; а молитвою непрестанною привлекаеши к себе помощь небесную, конечно сей нечистый род изгнан из тебя будет. Апостолы вопросили Христа, почто мы не могли изгнать сего духа нечистаго. Он на то им сказал: Сей род ничимже изгонится, токмо молитвою и постом (Марк гл. 9, ст. 29). Я по силе сего великаго слова могу себе и вам без обиновения со упованием сказать: что всяк из вас сохраняющий пост и молитву, может к гнездящемуся в душе каждаго духу немому и глухому сказать: душе немый и глухий! изыди из мене, и ктому не вниди в мене (Марк. гл. 9, ст. 25). И он хотя много пружався, то есть, с великим затруднением, но будет изгнан сими словами с постом и молитвою соединенными. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1786 года, Марта 22 дня.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.