4. В неделю вторую великаго поста

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА.

Приятнейшее было то собрание, и сладкое зрелище, о коем нынешнее поминало Евангелие. Небесный проповедник провозглашал слово истины. Толикое множество было слушателей, что не вмещалися и при дверях. Тут же принесен был и разслабленный. Но его за теснотою слушающаго поучение народа не могли принести пред Спасителя. Почему принуждены были снять верх с дому, и на веревках спустить одр с разслабленным пред ноги врача небеснаго.

Вы может быть дивитеся и разслабленному и принесшым его, что толикое оказали желание ко исцелению болезни тяжкия. Но для меня сие не столь удивительно; ибо известно, что всяк болящий, особливо тяжкою болезнию, все способы употребляет, чтоб получить какоелибо от недуга облегчение. Меня паче удивляет, что все протчие в толиком множестве, признали себя также разслабленными, да еще разслаблением гораздо тягчайшим. Ибо естьлиб они были совершенно здравы, то не имелиб нужды прибегать к небесному Врачу, да еще с таковым утеснением, собираясь из стран отдаленных. Все они конечно признавали себя разслабленными разслаблением душевным. Почему еще с большим усердием и верою ожидали себе исцеления от разслабления душевнаго, нежели тот разслабленный от разслабления телеснаго.

Все мы скоро узнаем свои телесныя болезни; и не опускаем ни случая, ни иждивения жалеем, чтоб от оных излечиться: но не так скоро узнаем болезни свои душевныя: или, ежели и узнаем, но не поспешаем, или весьма нерадим о исцелении оных. Сие-то есть величайшее человеческое заблуждение; а потому и несчастие. Былиб мы здравы и телом, ежелиб были здравы душею: или по крайней мере с большим терпением и великодушием сносили бы телесныя болезни; ежелиб в душе нашей были спокойствие и тишина. Но почему же мы не столь скоро и удобно познаем болезни душевныя как телесныя, о сем поучимся, и потщимся открыть таковое заблуждение наше.

Тело наше у нас в глазах: а душа от нас сокрыта. Открыл только глаза; тотчас тело видно и раны его: да и боль тотчас чувствуеш. Но не так удобно увидеть душу, и узнать ея внутренния припадки. Одно другова легче. Нам всякой труд кажется быть, много или мало, но тягостен. Что удобнее и легче, за то скорее принимаемся. Но что соединено с некоторым затруднением, то нас помалу от себя отводит; а напоследок и страшит. Вот причина нашего большаго о теле рачения, а меншаго радения о душе.

Но сколько много в том заблуждения нашего! как! душа от тебя сокрыта? Нет ничего ея видимее. Когда ты видишь тело, тем самим видишь и душу. Ибо кто тело приводит в движение? Может ли оно без души быть движимо? Тоже самое тело, когда есть мертво, хотя имеет глаза, но ни мало не видит ни себя ни состояния своего; для чего? для того, что оно без души. Да и когда ты болезни телесныя чувствуеш, страдание сие чувствует не тело, но душа. Сколько ни уязвляй, сколько ни раздробляй мертвое тело, оно никогда ничего не почувствует. Но и когда ты поспешаеш ко излечению телесной болезни, и в сем работает душа. Ибо призвать тебе лекаря, принять от него совет, захотеть пользоваться его лечением; все сие не есть действие тела, но действие души. И так для тебя душа еще есть открытнее, нежели самое тело.

Но для чего же мы о исцелении болезней телесных более радим, нежели болезней душевных, или еще их мало и понимаем? Для того, что мы привыкли тело смешивать с душею: то есть, выгоды и невыгоды телесныя почитаем выгодами и невыгодами и душевными. Что нужно, полезно и приятно для тела; мы тоже почитаем нужным, полезным и приятным и для души; а что для тела есть неполезно и неприятно, тоже самое почитаем и для души неполезным и вредным. А потому и выходит смешение души с телом, и какбы мы из одного тела только состояли; и для сего-то об одном только теле радим; да еще притом себя бедно и обманываем, что акибы уже все дело зделано, когда о пользе тела помышляем, думая, что уже тут и польза душевная вместе заключается.

Вот источник нашего заблуждения! нет! иныя суть выгоды и невыгоды телесныя; а иныя душевныя. Иное есть тела здравие; иное здравие есть души. Иныя болезни телесныя; иныя душевныя. Иныя увеселения и удовольствия тела; иныя для души. Здрав ты телом, когда никаких не чувствуеш болезней: здрав ты душею, когда нет в тебе невежества и нравов развращения. Весел ты телом и доволен, когда сыт, когда сладким питием упоен, испещрен красным одеянием, и обитаеш в доме великолепном. Весел ты душею и доволен, когда просвещен, непорочен, совестию незазрен и очищен. Богат ты телом, когда богат имением. Но богат ты душею, когда богат добродетелию. Вот видите, что иныя выгоды и невыгоды телесныя, а иныя душевныя.

Да не только иныя, но и весьма часто одни другим противныя. Весьма часто потребно, чтоб для выгод душевных пренебречь выгоды телесныя: и невыгодами телесными приобретать выгоды душевныя. Что значат оныя святаго закона нашего наставления? Многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное (Деян. гл. 14, ст. 22). Горе вам смеющымся, яко восплачетеся (Лук. гл. 6, ст. 25). И неудобь есть богатому в царство небесное внити (Матф. гл. 19, ст. 23). Все сии из уст Божиих изшедшыя поучения суть истина и живот: и они явно доказывают, что для выгод душевных весьма часто потребно пренебречь выгоды телесныя.

Но чтоб не ожесточить нам нравоучения своего, должны знать: 1. что выгоды телесныя могут быть терпимы, ежели мы умеем их согласить с выгодами душевными. Употребление имения и увеселения телесныя, ежели они непротивны ни совести ни закону, в таком случае суть они непорочны: и таковый человек есть сугубо блажен, что с помощию Божиею умел согласить выгоды телесныя с душевными. 2. выгоды телесныя, когда употребляются по совести и закону, тогда они еще споспешествуют ко умножению выгод душевных. Здравие и силы телесныя когда употребляеш ты на похвальные труды, имение на благодетельство другим, славу мира сего ко благоденствию общему: тогда ты и душу пользуеш, обогащаеш и возвышаеш. Самое тление сие премудро тобою обращается в нетление и безсмертие. 3. Выгоды или невыгоды телесныя не всегда бывают выгодами и невыгодами душевными: но выгоды и невыгоды душевныя всегда бывают выгодами и невыгодами и телесными. Помысли о сем со вниманием. Уже мы сказали, что когда ты телом здрав или богат или славен; еще нельзя сказать, что тогда уже ты здрав и богат и славен и душею. Никак! Но когда ты здрав и богат и славен душею, тогда ты, можно сказать, здрав и богат и славен и телом. Так поистинне. При здравии душевном пусть бы ты был немощен телом: но сию немощь или великодушно пренесеш, или она обратится к лучшему в жизни сей и в будущей. Пусть бы ты был беден; но при богатстве душевном будеш ты жребием своим доволен и спокоен. Пусть бы ты был один из униженных; но при славе душевной недостоин тебя весь мир.

И так прежде всего да помышляем о выгодах душевных и о исцелении разслабления душевнаго. Получив сие, получим и то. Спаситель мира разслабленному прежде отпустил грехи: а после уже сказал: Возми одр твой и ходи (Марк. гл. 2, ст. 9). Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1786 года, Марта 8 дня.



Оглавление

Богослужения

21 апреля 2024 г. (8 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.