Слово на день Казанския Богородицы

XXXVI. СЛОВО

НА ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Творим мы днесь воспоминание бывших во отечестве нашем несчастий, и избавления от оных. Были дни бурные; и возсияло потом благополучное ведро. Были мы близ всеконечнаго падения: но внезапу открылась измена десницы Вышняго. Слезы пременились в радость, и сетование в торжество. Пред сим жертвенником Господним, пред коим предки наши произносили воздыхания и плачевные вопли; принесем мы потомки их пред тем же жертвенником усердное благодарение и составим торжество, во гласе радования и исповедания. Наказуя наказа ны Господь; смерти же не предаде нас (Псал. 117, ст. 18).

Принесем же благодарение Господу располагающему судьбы и государств и людей, не за одно токмо Его помилование; но и за самое Его нас наказание: не за одни токмо наступившые благополучные дни, но и за самое несчастие. Равно и тем и другим Он нам благодетельствует. Егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. гл. 12, ст. 6). После мрачныя ночи возсиявает светлый день: и по бури наступает радостное ведро. Сии действия кажутся между собою быть противны: но премудрым провидением они соединены. Одно содействует другому; хотя и кажется нам, что одно другим разрушается. Все находится в союзе порядка Божияго, и не попустит верховный дому Владыка быть какомулибо разстройству во граде Своем. Изъясним мы сию материю обстоятельнее: откроем, что бедствия и несчастия служат к пользе нашей; ежели токмо мы оными пользоваться захотим: сие должно нас научить терпению и благодушию, столь нужным для спокойствия нашего добродетелям.

Бедствия суть различныя: одни изтекают из естественнаго порядка: другия из свойства нравов наших. Прежде скажем мы о первых; а потом о вторых. Бедствия из естественнаго порядка изтекающыя суть такие случаи, которые бывают не по нашему желанию. На пример, мы бы желали ведра: а напротив бывает ненастье. Мы бы желали, чтоб всегда наслаждаться благоразстворением весны: но вместо того наступает жестокая и досадная зима. Негде написано; что земледелец сеет со слезами, а с радостию пожинает (Псал. 125, ст. 5). Но почто ему плакать? не естьли сие действие естественное, чтоб наперед сеять семена; и потом уже чрез немалое время собирать плод? однако он плачет. Что сему притчиною? нетерпеливость. Нам по самолюбию желается, чтоб тотчас то было, чегоб мы ни пожелали. И так сия нетерпеливость производит в нас скуку, досаду и роптание. Но надлежит ли уже по сему разрушиться порядку Божиему? Нет! Всяк человек суете уподобися (Псал. 143, ст. 4); глагол же Божий пребывает во веки (1 Петр. гл. 1, ст. 25).

Почто, человече! столь высокомудрствуешь, что желаешь мыслить и желать, дабы и самые премудрые Божеские законы зависели от твоей непостоянной воли. Бойся и страшись. Ничем бы Вышний не мог ужаснее тебя наказать, как естьлиб всему попустил быть по воле твоей. Воздаждь благодарение премудрому Провидению, что Оно на себя восприяло попечение о благополучии твоем; а не поручило онаго твоей слабости.

Нет! те случаи, которые бывают не по нашему желанию, и которые мы иногда называем бедствиями, суть бедствия токмо по нашему мечтанию, по нашей нетерпеливости; и потому они суть бедствия только мнимыя; а в самой вещи суть порядок, суть настоящее наше и общее благо; и иначе тому быть не можно и не должно.

Неприятные те случаи чтоб нас не оскорбляли, переменим мы мысли свои. Подчиним их порядку закона Божияго: внутренно уверим себя, что всеблагий мира Правитель все устрояет к лучшему, и что естьлиб все случалось по нашему воображению и желанию, тобы все разстроилось; и тогда-то прямо постигли бы нас все бедствия. При таковом нашем уверении и расположении, мы останемся спокойны. Наша мысль и воля будут тогда сообразны Уму вечному и Воли всесовершенной.

Что же в таком случае может смутить нас? будет ли уже нас безпокоить нетерпеливость? никак? ее уже не будет. Нетерпеливость бывает, когда мы думаем и желаем чемунибудь тогда-то и таким-то образом быть: однако того так не бывает. Но когда мы думаем и желаем чемунибудь быть тогда и таким образом, когда и каким образом тому быть полагает и хощет премудрый Правитель мира, то уже изчезнет в нас и нетерпеливость: и мысль и дух успокоятся. Да будет воля Его, яко на небеси и на земли: да будет, не яко же мы хощем; но яко же Он. Сие есть свойственно разумному сыну и послушному рабу. Любящым Бога вся споспешествуют во благое (Рим. гл. 8, ст. 28).

И сие сказано нами о бедствиях изтекающих из порядка естественнаго, кои бедствия суть только мнимыя, и такими они бывают по одной нашей нетерпеливости и неразумию.

Теперь скажем о бедствиях изтекающих из свойства нравов наших. Сии бедствия от прежних суть совсем различныя, и многообразныя. Но мы только скажем о двух; внутренних, то есть, и сторонних. Сторонния бедствия, кои нам приключаются от других; но так, что или мы сами к тому подали случай и притчину; или без всякой от нас к тому поданной притчины и случая. Бедствия наши с стороны, на кои мы от себя никакой не подали ни притчины ни случая, по истинной Философии и Евангельскому духу суть бедствия только мнимыя. Ибо с стороны ничем нас никто, ни самый неприязненный дух, вредить не может, разве только по одной наружности: на пример отнятием имения, поражением тела, и лишением других выгод жизни сея. Но таковыя бедствия не суть прямыя бедствия. Прямое наше бедствие и истинный вред есть, когда душа опорочена, когда совесть нарушена, когда воля превращенна, когда отнята невинность. Но когда все сие есть цело и ни мало ненарушимо; то как человек может назваться несчастливым и бедствующим? Положим, что ты беден и всех телесных выгод лишен; но когда ты невинен, непорочен, свят, праведен, любимец Божий, друг Ангелов; в таком блаженном состоянии может ли тебя какое смутить безпокойство? дерзнет ли кто из безразсудных почесть тебя несчастливым? Нерон и Ирод пируют и веселятся: Иоанн и Павел в темнице и усекаются. Но кто не только из Христиан, но и из просвещенных естественно, пожелает, чтоб Иоанн был на месте Ирода; а Павел на месте Нерона?

Но и самые те выгоды, скажет кто, более принадлежат добродетельному человеку; нежели таковым, каков был Ирод и Нерон. Никак! Непорочности и добродетели выгоды и удовольствия должны быть вопервых, внутренния, душевныя: второе, неотъемлемыя и вечныя. Но выгоды развращенных людей суть только наружныя; а притом преходящыя и изчезающыя. Почему и не заслуживают они быть наградою добродетели и непорочности, которыя суть свойственны душе и принадлежат к вечности. И так бедствия, от других нам приключающияся, коим мы с своей стороны никакой не подали ни притчины ни случая, суть бедствия мнимыя, и удобно сносятся при честности и непорочности души и при благодати Божией.

Но те бедствия, коим мы сами подали притчину и случай, суть прямыя бедствия и несчастия наши, хотяб они были и наружныя. Не для того, чтоб бедствия наружныя могли быть прямо бедствиями; но для того, что притчина их и случай есть внутренний. На пример, ты обидел другаго; и он будучи тем раздражен, лишил тебя или имения или чести, или повредил тело твое. Не в лишении твоего имения, или чести, или в повреждении тела, состоит прямое бедствие твое: но в том, что другому ты нанес обиду. Чрез сие уже ты причинил себе величайшее бедствие, хотяб от обиженнаго и ничего тебе не воспоследовало. Ибо нарушил Божий закон, разстроил ты естественный порядок души, лишил себя удовольствия совести и благодати Божия. Вот прямое бедствие! пусть бы в сем положении весь мир тебя ублажал; но когда Бог тобою раздражен, когда ты сам на себя возстал, то какое уже есть твое счастие? погубил ли ты уже и совесть, что она тебя не угрызает, и ни мало не беспокоит; тем ужаснее твое состояние. Ты уже не человек: ты нечто преобратившееся в чудовище нечувственное и из порядка вещей изверженное.

И так прямыя бедствия суть душевныя и внутренния. Они суть грехи и беззакония. Они суть не только сами в себе истинныя бедствия; но они же и все другия бедствия причиняют. Изжени из мира беззакония и пороки; не будет неправды и злодеяния; а потому и бедствий наружных.

Однако и в сем признаем благодетельное и милостивое действие Промысла Божия. Знает Он, что грехи ввергают нас в нещастие. Не хощет Он никому погибнути. Яко человеколюбивый врачует сию нашу тяжкую болезнь. Чем? тем самым, чем Он нас наказывает. Грех, яко Ехидна, раждает бедствие, яко злое изчадие: но сие самое изчадие злое мать свою пожирает. То есть, по действию премудрости Божия; бедствия происходящыя от греха, ежели их мы понесем терпеливо и чрез то возчувствуем во грехе раскаяние, грех истребляют. Почему сего токмо да боимся и страшимся несчастия: то и другия бедствия нас прейдут. Ежели же бы Бог по неиспытанным судьбам Своим и благоволил ими посетить нас; но Он же нам и прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело (Псал. 45, ст. 2). Аминь.

Говорено в Казанском соборе Октября 22
дня 1785 года.



Оглавление

Богослужения

30 марта 2024 г. (17 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.