Творим мы днесь воспоминание бывших во отечестве нашем несчастий, и избавления от оных. Были дни бурные; и возсияло потом благополучное ведро. Были мы близ всеконечнаго падения: но внезапу открылась измена десницы Вышняго. Слезы пременились в радость, и сетование в торжество. Пред сим жертвенником Господним, пред коим предки наши произносили воздыхания и плачевные вопли; принесем мы потомки их пред тем же жертвенником усердное благодарение и составим торжество, во гласе радования и исповедания. Наказуя наказа ны Господь; смерти же не предаде нас (Псал. 117, ст. 18).
Принесем же благодарение Господу располагающему судьбы и государств и людей, не за одно токмо Его помилование; но и за самое Его нас наказание: не за одни токмо наступившые благополучные дни, но и за самое несчастие. Равно и тем и другим Он нам благодетельствует. Егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. гл. 12, ст. 6). После мрачныя ночи возсиявает светлый день: и по бури наступает радостное ведро. Сии действия кажутся между собою быть противны: но премудрым провидением они соединены. Одно содействует другому; хотя и кажется нам, что одно другим разрушается. Все находится в союзе порядка Божияго, и не попустит верховный дому Владыка быть какомулибо разстройству во граде Своем. Изъясним мы сию материю обстоятельнее: откроем, что бедствия и несчастия служат к пользе нашей; ежели токмо мы оными пользоваться захотим: сие должно нас научить терпению и благодушию, столь нужным для спокойствия нашего добродетелям.
Бедствия суть различныя: одни изтекают из естественнаго порядка: другия из свойства нравов наших. Прежде скажем мы о первых; а потом о вторых. Бедствия из естественнаго порядка изтекающыя суть такие случаи, которые бывают не по нашему желанию. На пример, мы бы желали ведра: а напротив бывает ненастье. Мы бы желали, чтоб всегда наслаждаться благоразстворением весны: но вместо того наступает жестокая и досадная зима. Негде написано; что земледелец сеет со слезами, а с радостию пожинает (Псал. 125, ст. 5). Но почто ему плакать? не естьли сие действие естественное, чтоб наперед сеять семена; и потом уже чрез немалое время собирать плод? однако он плачет. Что сему притчиною? нетерпеливость. Нам по самолюбию желается, чтоб тотчас то было, чегоб мы ни пожелали. И так сия нетерпеливость производит в нас скуку, досаду и роптание. Но надлежит ли уже по сему разрушиться порядку Божиему? Нет! Всяк человек суете уподобися (Псал. 143, ст. 4); глагол же Божий пребывает во веки (1 Петр. гл. 1, ст. 25).
Почто, человече! столь высокомудрствуешь, что желаешь мыслить и желать, дабы и самые премудрые Божеские законы зависели от твоей непостоянной воли. Бойся и страшись. Ничем бы Вышний не мог ужаснее тебя наказать, как естьлиб всему попустил быть по воле твоей. Воздаждь благодарение премудрому Провидению, что Оно на себя восприяло попечение о благополучии твоем; а не поручило онаго твоей слабости.
Нет! те случаи, которые бывают не по нашему желанию, и которые мы иногда называем бедствиями, суть бедствия токмо по нашему мечтанию, по нашей нетерпеливости; и потому они суть бедствия только мнимыя; а в самой вещи суть порядок, суть настоящее наше и общее благо; и иначе тому быть не можно и не должно.
Неприятные те случаи чтоб нас не оскорбляли, переменим мы мысли свои. Подчиним их порядку закона Божияго: внутренно уверим себя, что всеблагий мира Правитель все устрояет к лучшему, и что естьлиб все случалось по нашему воображению и желанию, тобы все разстроилось; и тогда-то прямо постигли бы нас все бедствия. При таковом нашем уверении и расположении, мы останемся спокойны. Наша мысль и воля будут тогда сообразны Уму вечному и Воли всесовершенной.
Что же в таком случае может смутить нас? будет ли уже нас безпокоить нетерпеливость? никак? ее уже не будет. Нетерпеливость бывает, когда мы думаем и желаем чемунибудь тогда-то и таким-то образом быть: однако того так не бывает. Но когда мы думаем и желаем чемунибудь быть тогда и таким образом, когда и каким образом тому быть полагает и хощет премудрый Правитель мира, то уже изчезнет в нас и нетерпеливость: и мысль и дух успокоятся. Да будет воля Его, яко на небеси и на земли: да будет, не яко же мы хощем; но яко же Он. Сие есть свойственно разумному сыну и послушному рабу. Любящым Бога вся споспешествуют во благое (Рим. гл. 8, ст. 28).
И сие сказано нами о бедствиях изтекающих из порядка естественнаго, кои бедствия суть только мнимыя, и такими они бывают по одной нашей нетерпеливости и неразумию.
Теперь скажем о бедствиях изтекающих из свойства нравов наших. Сии бедствия от прежних суть совсем различныя, и многообразныя. Но мы только скажем о двух; внутренних, то есть, и сторонних. Сторонния бедствия, кои нам приключаются от других; но так, что или мы сами к тому подали случай и притчину; или без всякой от нас к тому поданной притчины и случая. Бедствия наши с стороны, на кои мы от себя никакой не подали ни притчины ни случая, по истинной Философии и Евангельскому духу суть бедствия только мнимыя. Ибо с стороны ничем нас никто, ни самый неприязненный дух, вредить не может, разве только по одной наружности: на пример отнятием имения, поражением тела, и лишением других выгод жизни сея. Но таковыя бедствия не суть прямыя бедствия. Прямое наше бедствие и истинный вред есть, когда душа опорочена, когда совесть нарушена, когда воля превращенна, когда отнята невинность. Но когда все сие есть цело и ни мало ненарушимо; то как человек может назваться несчастливым и бедствующим? Положим, что ты беден и всех телесных выгод лишен; но когда ты невинен, непорочен, свят, праведен, любимец Божий, друг Ангелов; в таком блаженном состоянии может ли тебя какое смутить безпокойство? дерзнет ли кто из безразсудных почесть тебя несчастливым? Нерон и Ирод пируют и веселятся: Иоанн и Павел в темнице и усекаются. Но кто не только из Христиан, но и из просвещенных естественно, пожелает, чтоб Иоанн был на месте Ирода; а Павел на месте Нерона?
Но и самые те выгоды, скажет кто, более принадлежат добродетельному человеку; нежели таковым, каков был Ирод и Нерон. Никак! Непорочности и добродетели выгоды и удовольствия должны быть вопервых, внутренния, душевныя: второе, неотъемлемыя и вечныя. Но выгоды развращенных людей суть только наружныя; а притом преходящыя и изчезающыя. Почему и не заслуживают они быть наградою добродетели и непорочности, которыя суть свойственны душе и принадлежат к вечности. И так бедствия, от других нам приключающияся, коим мы с своей стороны никакой не подали ни притчины ни случая, суть бедствия мнимыя, и удобно сносятся при честности и непорочности души и при благодати Божией.
Но те бедствия, коим мы сами подали притчину и случай, суть прямыя бедствия и несчастия наши, хотяб они были и наружныя. Не для того, чтоб бедствия наружныя могли быть прямо бедствиями; но для того, что притчина их и случай есть внутренний. На пример, ты обидел другаго; и он будучи тем раздражен, лишил тебя или имения или чести, или повредил тело твое. Не в лишении твоего имения, или чести, или в повреждении тела, состоит прямое бедствие твое: но в том, что другому ты нанес обиду. Чрез сие уже ты причинил себе величайшее бедствие, хотяб от обиженнаго и ничего тебе не воспоследовало. Ибо нарушил Божий закон, разстроил ты естественный порядок души, лишил себя удовольствия совести и благодати Божия. Вот прямое бедствие! пусть бы в сем положении весь мир тебя ублажал; но когда Бог тобою раздражен, когда ты сам на себя возстал, то какое уже есть твое счастие? погубил ли ты уже и совесть, что она тебя не угрызает, и ни мало не беспокоит; тем ужаснее твое состояние. Ты уже не человек: ты нечто преобратившееся в чудовище нечувственное и из порядка вещей изверженное.
И так прямыя бедствия суть душевныя и внутренния. Они суть грехи и беззакония. Они суть не только сами в себе истинныя бедствия; но они же и все другия бедствия причиняют. Изжени из мира беззакония и пороки; не будет неправды и злодеяния; а потому и бедствий наружных.
Однако и в сем признаем благодетельное и милостивое действие Промысла Божия. Знает Он, что грехи ввергают нас в нещастие. Не хощет Он никому погибнути. Яко человеколюбивый врачует сию нашу тяжкую болезнь. Чем? тем самым, чем Он нас наказывает. Грех, яко Ехидна, раждает бедствие, яко злое изчадие: но сие самое изчадие злое мать свою пожирает. То есть, по действию премудрости Божия; бедствия происходящыя от греха, ежели их мы понесем терпеливо и чрез то возчувствуем во грехе раскаяние, грех истребляют. Почему сего токмо да боимся и страшимся несчастия: то и другия бедствия нас прейдут. Ежели же бы Бог по неиспытанным судьбам Своим и благоволил ими посетить нас; но Он же нам и прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело (Псал. 45, ст. 2). Аминь.
Говорено в Казанском соборе Октября
22
дня 1785 года.
30 марта 2024 г. (17 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра