Дам тебе ключи царства небеснаго.
Матф. гл. 16. ст. 19.
Cтоящим нам в храме сем милосердая Божия рука подает невидимо ключи, которыми могли бы мы себе отворить врата небесныя, и взойти во храм вечнаго блаженства. Ибо нынешнее Евангелие во уши всякому из нас велегласно вопиет: дам тебе, дам тебе ключи царства небеснаго. Знаем мы, что сии слова к твоему, божественный Петр! лицу произнес Спаситель наш; но знаем и то, что ты принял сии ключи, чтоб оныя вручить нам, то есть, церькви верующей во Христа Сына Бога живаго: Знаем же и то, что ключей сих есть столько, сколько есть разных единому Богу известных путей ко спасению. Сей драгоценный дар приняв, сколько радоваться, столь и опасаться должны, чтоб мы имея в руках ключи не остались вне дверей царствия Христова, и не случилось бы нам некогда напрасно вопить: Господи, Господи! отверзи нам.1 Мы теперь имеем сеяния время: убо должна нас ободрять надежда благословенныя жатвы. Мы носим висящия на руках наших ключи; убо имеем данную нам силу и власть отворять блаженныя Райския двери. Но чтоб с большим успехом сим вожделеннейшим пользоваться дарованием: разсмотрим, что нам под именем ключей разуметь надобно. А ты, Спасителю Христе! ключем благодати твоея отверзи наши сердца, к принятию спасительнаго слова твоего.
Под именем ключей разумеется власть вязать и решить. И хотя собственно, по разуму Евангелия, властию сею почтил Иисус Христос церковь свою; однако, понеже несть власть, аще не от Бога,2 и всякая власть некоторым образом должна вязать и решить; следовательно всякую власть под именем ключей разуметь не противно Евангелию. А отсюду открывается явственно, что все властелины пред Богом суть только строители и экономы носящии на руках своих ключи, чтоб отворять и затворять то, что им повелено, и во всем поступать по предписанному правилу; а един Бог есть полный властелин всех вещей, и верховный правитель всех дел. Пред ним падает всякая высота человеческая, и затмевается всякое блистание славы. Ему единому вся тварь вопиет: благословение и слава, премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков.3 Слышите убо Царие, и разумейте, научитеся судии концев земли, внушите держащии множества, и гордящиися о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго.4 Пред ним не тот велик, кто наружным всех удивляет сиянием, но кто порученную себе от него должность исправляет верно; опять не тот мал, кто не великия имеет дарования, но кто великия получив, малыя или никаких не приносит плодов. Не в том сила, какой кто получил ключь, золотой или железной; но в том, чтоб знать, как его употреблять. Почему хотя разныя должности, власти, чины, звания, правительства; однако всеми оными стезями до единаго доходим пути, к единой поспешаем мете, разными ключами, но единой отворяется благополучия храм. Но не в пространстве слова разсмотрим, кому имянно вручены сии ключи.
Во первых ключи сии вручил Иисус Христос церкви своей, а особенно, верным церкве своея служителям и мудрым строителям священнаго дому своего, яко драгоценный залог любви своея: ключь вязать, и ключь решить или развязать. Где человеческое свирепствует упрямство и ожесточение, потребен ключь вязания; а чтоб сокрушаемому сердцу подать отраду, потребен ключь решения. Ключь решения употребляет церковь, когда дает право к получению вечнаго живота. А дает право, когда нас отраждает крещением, питает Божиим словом, укрепляет тайнами, возращает благодатию; а чрез то делает нас членами таинственнаго тела, то есть, преславнаго Христианскаго общества. Но великия потребны дарования, чтоб уметь употреблять ключь сей. Для сего надобно дарование верности Петровой и мудрости Павловой: верности, чтоб иметь дух горящий ревностию ко спасению душ человеческих; а мудрости, чтоб наблюдать все случаи и употреблять все способы для приобретения другаго. Без сих дарований Пастырь есть наемник, и служитель предатель; и о таковых-то говорит Евангелие, что они сами в царство небесное не входят, и других не вводят: Горе вам законником! яко взясте ключь разумения, сами не внидосте и входящим возбранисте.5
В пример мудрых и верных Божиих строителей, предстоят нам ныне празднуемые Апостолы, божественный Петр и священный Павел. Они приняв златый решения ключь, оным отворили себе путь в отдаленнейшия страны, царства, грады, и самыя ожесточенныя отверзли сердца. Восток принял их дверьми славы; Запад оглашен их проповедию; Север и Юг обтекли их красныя ноги. Уступило им могущество непобедимых владетелей; скрылись пред ними суетныя человеческия мудрости хитрости, и все роды мучений их терпением побеждены были. Почему по справедливости могли они своему Пастыреначальнику говорить: Христе! данными нам от благости Твоея ключами жестокия отворили мы сердца; а тем самим отворили во оныя вход Тебе, отворили же и им вход в блаженное царство Твое. Сей есть ключь решения.
Но есть и ключь вязания, когда отъемлется право к получению живота вечнаго, и неисправный Христианин, яко гнилой член, от общества Христианскаго отсекается. Елика бо аще свяжете на земли, сказал Христос служителям своим, будут связана на небеси.6 О страшный ключь! погрозил было Спаситель сим ключем Апостолу Петру, не попустившему свои омыть ноги, когда сказал: не имаши части со мною: тогда с великим смущением Петр возопил: не ноги токмо, Господи! но и всего меня, и руки и главу.7 Толькож служители Христовы в деле сем с великою должны поступать осторожностию. Даде бо Господь власть сию на создание, а не на разорение.8 Сии духовные Ключари, должны больше действовать ключем решения, нежели ключем вязания, и не тотчас громом анафемы ударять, но с терпением ожидать других обращения, и снисходить к немощи души кающияся, опасаясь, чтоб не пало на них оное слово: не весте, коего духа есте вы.9
Кроме сих ключей церковных, верьховный Владыка твари, вручил ключи свои и великим Государям, помазанникам своим, ключь вязания и ключь решения. Ключем решения отверзают они подданным своим благополучия храм, и правительства своего трудами приобретают нам вожделенный покой, когда всех нужды в единой своей объемлют главе, и ко всякаго требованиям снисходят милостиво: а чрез то свое государство делают подобным оному Новоходоносором виденному древу, котораго под приятною тению все покоятся, все радуются, и яко птенцы под крылами матерними любезно опочивают. Златый воистинну ключь! котораго действием толикия обретаем мы сокровища. Имеют же они и ключь вязания, которой ключь Павел называет мечем. Не бо без ума, говорит, мечь носят.10 Сим мечем отсекаются гнилые члены от здраваго общества тела, и сим ключем связывается своевольство развращенных нравов. Хощеши ли не боятися власти? вопрошает Апостол, благое твори, и имети будеши похвалу от него. Аще ли злое твориши, бойся.11 Можно сказать, что великим Государям Бог вручил не токмо ключи царства земнаго, но и царства небеснаго. Ибо Государи, как о спокойном врученных себе пребывании, так не меньше и о вечном их спасении попечение иметь одолжены. Они своим высоким примером вдыхают всем любовь к благочестию, снабжают церковь достойными Пастырями, распоряжают и щедро содержат училища к просвещению всех познанием Спасительныя истинны, и тем отворяют нам дверь к блаженству вечному.
Сии ключи премудро вся управляющая Божия судьба, вручила Благочестивейшей Государыне нашей, Самодержице Всероссийской, которыя приняв Она в Свои Священныя руки, отверзает нам сокровища желанных благ, и яко верная Божия Строительница вся управляет тщательно, мудрость употребляя в вязании, но милосердую охоту в решении, и поя ему с Давидом милость и суд.12 Сии златыя всея России ключи да благословит верьховный твари Правитель, и не престань на нас изливать древния милости твоя, Господи! да будет пред тобою отечество наше священный храм, который запирается и отпирается твоими небесными ключами.
Дал же Господь Бог и всякому человеку ключи, ключь вязать самого себя, и ключь решить. Чрез сие разумею я свободность человеческую. Естество души нашея одаренно от Создателя безпринужденным произволением избирать доброе и отвращаться зла. Когда смущаемые страстями предпочитаем мы худое доброму; тогда сами себя связываем: развязываем же самих себя; когда охотно пленяемся красотою добродетели. Сему не противно то, что Божия благодать управляет волю нашу ко всякому добру: ибо самое действие благодати требует воли нашей согласия. Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте: аще же не хощете и не послушаете мене; мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия.13 Почему имеем ли мы нужду в удаленныя итти страны, или много претерпевать трудов к снисканию спасения, когда ключи в руках наших находятся? да не ключи токмо, но и самое царство небесное внутрь нас есть, по свидетельству вечныя истинны.14
Разсуждая о разных ключах, и о тех, кому они поручены, не слышим ли мы, что наипаче Тебе, Пресветлейший Государь Наследник, дражайший наш имянинник! наипаче Тебе Божественный глас вопиет: дам тебе ключи царства небеснаго. О дар вожделеннейший и достойный Твоих высоких дарований! дам ключи, с которыми, при руководительстве дражайшия Родительницы Твоея, Всеавгустейшия Монархини Нашея, взойдеш в храм премудрости, и отверзеш сокровища учений; дам ключи, которыми уготоваеш себе невозбранный вход в сердца всех; дам ключи, которыми откроеш неиспытанныя таин Божиих судьбы; дам ключи, которыми во свое время отверзеш России врата к славе, чтоб пройти ей во вся концы земли, и будеш виновник безчисленных благодеяний. И сего не ложнаго Божияго обещания довольное видим на Вашем Императорском Высочестве исполнение. Мы веселимся зрением высоких Ваших дарований, лобызаем охоту, с какою учения принимать изволите, восхищаемся на благодарения Богу, видя в Вашем Высочестве, горячесть к вере, скромность нравов, свободную учтивость, пристойное молчание, и разумом украшаемыя разговоры. Видим мы все сие с радостию; но несумнительная надежда нам большая обещает.
Приняв убо, Благоверный Государь! сии от руки Божией даемыя Тебе ключи, яко твердый залог его к Тебе милости, воспой Господеви благодарственная, и моли благость его, чтоб он младыя персты Твои научил к ношению ключей сих. А мы усердными своими желаниями будем поспешествовать священному подвигу Твоему, котораго благополучным совершением да обрадует всеблагий Господь Всепресветлейшую Самодержицу Нашу и всех нас, Аминь.
Сказывано в Сарском селе в присудствии Его Императорскаго Высочества. 1764 года, Июня 29 дня.
27 апреля 2024 г. (14 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра