Из числа иноков Троице-Сергиевой обители, оставивших по себе память в древней Русской письменности, первое место занимает:
1) Епифаний премудрый, ученик Преп. Сергия, по благочестивой жизни заслуживший сан духовника братии, а по своему любомудрию название премудрейшаго, † около 1418 г. Он написал:
а) Житие и подвиги Преп. Сергия и похвальныя ему слова, которыя изданы нами в Памятниках русской письменности 1885 г. с предисловием.
б) Житие св. Стефана Епископа Пермскаго (†1396) и «Плач о нем Церкви Пермской». (В рукописях XVI и XVII в. Памятниках стар. р. литер., IV, 119, 120).
2) Иеродиакон Зосима, описавший свое путешествие в Царь-град и Иерусалим 1420 г. в сочинении называемом Ксенос. Напечатано в Сказаниях русскаго народа И. П. Сахаровым и отдельно Императорским Палестинским Обществом в 1889 году.
3) Иеромонах ПахомийЛогофет родом Серб, приглашенный в Россию с Афона в половине XV века для составления служб русским святым, а частию и житий их. Живя в Троице-Сергиевой обители, он дополнил Епифаниево жизнеописание Пр. Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими за тем чудесами, написал другое более краткое житие св. Сергия, службу ему на 25-е сентября и житие Пр. Никона. Скончался в последней четверти XV века.
4) Игумен Паисий Ярославов † в исходе XV века; написал: «сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его» (ркп. Лаврск. библиотеки № 658 л. 64).
5) Игумен Артемий, в 1554 г. обвиненный в ереси и сосланный в Соловки, отселе бежавший в Литву, где, по сказаниям Курбскаго, писал в защиту Православия. В недавнее время отыскался список «посланий старца Артемия» к разным лицам; издан в русской Исторической Библиотеке Археографическою Коммиссиею (1848 г. книга 1-я стр. 12021447).
6) Митрополит Иоасаф, живший в Лавре на покое; † 1555. Вероятно им распространено житие Пр. Никона из Пахомиева и составлено житие Святителя Серапиона Новгородскаго (ркп. Лавр. библ. № 783 л. 650).
7) Преподобный Максим Грек † 1556. Сочинения его изданы Казанскою духовною Академиею в 18591862 годах с предисловием 3 тома.
8) Келарь Аврамий Палицын, † 1627 в Соловках. Им написано «сказание» об осаде Троицкаго-Сергиева монастыря от поляков и о бывших потом в России мятежах. Напечатано два раза: в 1784 и 1822.
9) Архимандрит Дионисий † 1633. Им составлены в междуцарствие патриотическия граматы по городам (А. А. Э. II, №№ 190, 202, 219) и защитительная речь пред Московскими духовными властями в пользу исправления Требника. (ркп. Лаврской библиотеки № 700. л. 134).
10) Монах Арсений Глухой † 1643. Им написано Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг. (ркп. Лавр. библ. 700 л. 295).
11) Иеродиакон Иона маленькой, † полов. ХVII в. Описал свое «хождение в Царь-Град и Иерусалим в 16481652 г.», изданное нами в Памятниках Общества древней письменности в 1882 г.
12) Келарь Симон Азарьин, был келейником Пр. Дионисия. В 1639 г. строительствовал в приписном Алатырском монастыре, а в Лавре был Келарем, † 1665 г. Его сочинения:
а) Канон молебен Пр. Дионисию, Архимандриту Троицкаго Сергиева монастыря, ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне. Творение грешнаго инока Симона.
б) Житие и подвизи отца нашего Архимарита Дионисия. Было издано 5 раз; 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 г.
в) Чудеса новоявленныя Пр. Сергия числом 77 (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие (см. выше), начинающееся: «Благословением Бога Отца Вседержителя». Напечатано сие соч. в Памятниках Общества древней письменности в 1883 г. С. Ф. Платоновым.
г) Повесть о разорении Московскаго Государства и всея российския земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей. Сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. Находится в Сборнике библиотеки Московской духовной Академии № 17 (203) (бывшей Троицкой). Издано А. В. Поповым в Чтениях Императорскаго Общества истории и древностей Росс. 1881 г. т. II.
д) Выписки из Святец, иже с летописцем по месячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных Князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им створяют и на молитву призывают. Составлено после 1652 г. В Сборнике М. д. Академии № 17 (203).
13) Келарь Арсений Суханов † 1668. Описал свое посольство на Восток 16491653 под заглавием Проскинитарий, которое вместе с прочими его соч. издано Императорским Палестинским Обществом в 1889 г. под редакциею Н. И. Ивановскаго.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра