ГЛАВА XV. Копия подлинной жалованной грамоты — 172

XV.

КОПИЯ ПОДЛИННОЙ ЖАЛОВАННОЙ ГРАМОТЫ,

данной 14 мая 1623 года Царем Михаилом Феодоровичем
Архимандриту Свято-Троицкаго Сергиева монастыря Дионисию с братиею,
на воды с рыбными ловлями, – соляныя варницы, дворы, пожни, луга и проч.
в г. Балахне (Нижегор. губ.) и окрестностях, по р. Волге, –
подтвержденной последующими Царями: Алексеем Михаиловичем
20 мая 1657 г. и Феодором Алексеевичем 19 марта 1680 года.

Подлинная грамота1, пожалованная Царем Михаилом Феодоровичем
14 мая 1623 года архимандриту Троицкаго Сергиева монастыря Дионисию с братиею, написана церковно-славянским полууставом на листе старинной белой шероховатой бумаги, длина коего с верху в низ 12 верш., ширина, по направлению строк текста, 10 1/2 в., поля вокруг текста занимают около 11/2 вершка.

Лицевая сторона грамоты начинается со слова: «Божиею», с начальной буквой Б, размером около 3 вершков в длину, писанной пером с руки, с разными каллиграфическими того времени украшениями, сравнительно, довольно изящными, причем остальныя буквы перваго слова помещены в пределах очертания первой буквы. Второе слово грамоты «милостию» начинается с буквы М, размером около 1/4 вершка, а остальныя слова и буквы текста никакими особенностями не отличаются.

Первая страница оканчивается словами: «Дана сия наша Государская жалованная грамота на Москве лета 7131 маия в 14 день».

Подпись на обороте: «Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии Самодержец» написан сравнительно более крупным шрифтом, с крупными росчерками, завитками и титлами сокращений.

За сим все три надписи на обороте грамоты написаны разными почерками: первая чернилами бураго цвета, читается весьма трудно, а последния две надписи ясным почерком, с чернилами чернаго цвета.

К первому, писанному листу грамоты, с низу, укреплен другой белый лист меньшаго размера, и сквозь сложенных вместе нижних краев того и другого листа пропущен шнур сургучной красной печати.

Божиею милостию мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал есми богомольцов своих, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Дионисия с братиею, или кто по нем в том монастыре иные архимандриты и братия будут. В нынешнем во 131 году, по нашему Государеву указу, положили они перед нами жаловалную грамоту деда нашего, блаженныя памяти Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии, лета 7047 году, за приписью дьяка Юрия Сидорова, а начало у тое жаловалные грамоты отодрано, а сказал Троицы Сергиева монастыря стряпчей Иван Павлов, что у той жаловалной грамоты начало отодрано в московское разорение, а была-де та грамота в ту пору на Болахне у их же монастырсково служки у Истомы Соловара, а в той жаловалной грамоте написано монастырские их воды на реке на Волге, завод Хрещевской и лесок, да около толстиков трех островов пески и полпесочье, да пожни на тех же островах, да озеро Лукское с истоком и с пожнями, а ловят в тех водах рыбу про монастырской обиход. Да у них же у соли у Болахонские место дворовое и варницы и трубные места и кладища дарованныя, да в городе на Балахне место осадное, да к тем же их монастырским рыбным ловлям из оброчных вод в реке в Волге рыбная ловля осередок мокрой, да песок золотуха, что против золотых полей, да озеро Мещерское с истоком выше стрелицы, а пониже толстиков трех островов, что по конец их монастырских вод, и с тех рыбных ловель и с дворов и с варниц оброков и пошлин всяких не емлют. И мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея русии и отец наш, Государев, Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Дионисия с братиею или кто по нем в том монастыре иные архимандрит и братия будут, пожаловали велели тое старую жаловалную грамоту переписать вновь на свое Государское имя по уложению и велели им по прежней и по сей нашей Царской жаловалной новой грамоте теми рыбными ловлями и пожнями и дворами и варницами владети по прежнему. А по нашему Государскому указу, кого они архимандрит с братиею на те рыбныя ловли судами пошлют и кто у них людей учнут жити на Балахне на их дворех и у варниц и в городе на осадном дворе, и наместницы наши и воеводы и дьяки и приказные люди и таможенные головы и целовальники городские и сельские и Болахонские с тех их судов и с людей пошлин ни которых не емлют. Также есмы архимандрита с братиею пожаловали наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди, ниже городские и судейские и Болохонские их монастырских людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным, и ведает и судит всех своих монастырских людей архимандрит с братиею жь, или кому прикажет. А случится суд смесной монастырским людям с городскими людьми, или с Болахонцы, или с приезжими людьми иных городов, и наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди их судят, а архимандрит с братиею, или их прикащик с ними жь судят, и прав будет, или виноват городцкой человек и Болахонец – и он в правде и в вине наместником нашим и воеводам и всяким приказным людям, и монастырской человек в правде и в вине архимандриту с братиею и их прикащику. А наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди в их монастырскаго человека, в праваго, ни в виноватаго не вступаются жь. А кому будет чего искать на монастырском прикащике, ино его сужу аз, царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии. А для бережения сию нашу Государскую жаловалную новую грамоту велели в самодержавнейшем Царском богомольи у Живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре. А по городом для наших бояр и воевод и дьяков и всяких приказных людей и таможенных голов и целовальников велели есмы с сей нашей Царские жаловалные грамоты списывати списки слово в слово и посылати те списки за дьячьею приписью. А кто через сию нашу Царскую жаловалную грамоту архимандрита Дионисия с братиею и их монастырских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии, быти в опале. Дана сия наша Государская Жаловалная грамота на Москве лета 7131 маия в 14 день.

NВ. К нижнему краю грамоты прикреплена часть сургучной печати Московскаго герба (св. Георгий и двуглавый орел) на красном шелковом шнуре.

На обороте сверху подпись:

«Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец.»

Ниже поставлена такая цифра: 7035

Далее отдельныя надписи:

1. 7133 апреля 11 день, Мы, Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии и Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии сее грамоты слушав указал подписать на свое Государское имя, а о всем указали ходить по тому, как выше в новой Государской жалованной грамоте 133 году апреля в 9 день за приписью дьяка Семена Бредихина написано, а сию грамоту указали отдать в Троицкий монастырь архимандриту Дионисию да Келарю старцу Александру впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей.

Дьяк Семен Бредихин.

2. Лета 7165 маия в 20 день, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михаилович, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сее грамоты отца своего Государева, блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии Самодержца, слушав Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Иоасафа да келаря старца Арсения Суханова да казначея старца Дионисия с братиею, или кто по них в том монастыре иные архимандрит и келарь и казначей и братия будут, пожаловал велел им сию грамоту подписати на свое, Великаго Государя, Царя и Великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, имя и рудити ее не велел никому ничем, а велел ходити о всем по тому, как в новой грамоте 133 году апреля в 9 день за приписью дьяка Семена Бредихина написано, а сее грамоту указал отдать им в монастырь, впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей.

Дьяк Евтеев.

А подписал Государев Царев и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии дьяк Прокофий Пахарев.

3. Лета 7188 марта в 19 день, Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сее жалованные грамоты слушав Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Викентия, келаря Старца Киприана, казначея старца Сергия с братиею и кто по них в том монастыре иные архимандриты и келари и казначеи и братия впредь будут, пожаловать велел им сию жалованную грамоту подписать на свое, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, имя.

Дьяк Семен Кудрявцев.
Справил Гришка Посников.
Справил дьяк Роман Жданов.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.