ГЛАВА IV. Ризница

ГЛАВА IV.

РИЗНИЦА.

Ризница Сергиевой Лавры представляет много предметов для благоговения, любознательности и любопытства. Святыня, древность, драгоценность, достоинство вкладов, делают их разнообразно занимательными. Здесь указываются только некоторые преимущественно достопамятные:

I. РИЗНИЦА  ПРЕПОДОБНЫХ  СЕРГИЯ  И  НИКОНА.

1. Крест, присланный Преподобному Сергию Святейшим Патриархом Цареградским Филофеем. Он обложен золотом и украшен драгоценными камнями, с следующею на задней стороне о его происхождении надписью: «Сий Святый крест прислал Святейший Патриарх Цариграда Кир Филофей вселенский учитель свое благословение к Преподобному Игумену Троецкому Сергию Чудотворцу в дни Благочестиваго и великаго Князя Дмитрия Ивановича всея Русия и Святейшаго Алексия чудотворца Митрополита Киевскаго и всея Русия великому Князю и Его Благоверным Князем и всем православным христианам». О сем украшении упоминается уже в описи 1642 года.

2. Евангелие Преподобнаго Никона на пергамене, малой меры, писано по порядку Евангелистов, а не дневных церковных чтений. На нем надпись: «Евангелие четвертное, на харатье, Никона Чудотворца. А не отдати его никому».

3. Священные сосуды, в которых священнодействовал Преподобный Сергий, деревянные, покрытые красною краскою; с написанными изображениями на потире Христа Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а на дискосе – Агнца Божия Иисуса Христа и при нем Ангелов.

4. Подобные же сосуды Преподобнаго Никона.

5. Священническая риза Преподобнаго Сергия, из ткани бумажной, не тонкой, темно-цветной. Крестик под оплечьем крашенинный, таковая же звездица на подоле.

6. Священническая риза Преподобнаго Никона, из белой камки, с оплечьем и крестом парчевыми.

7. Кадило Преподобнаго Никона серебряное, позолоченное, четвероугольное, в подобие церкви, на передней стороне вычеканен Деисус, а на прочих трех сторонах Апостолы. Весом в два фунта. На нем надпись: «6913 (1405) сие кадило создано бысь святей Троицы, замышленьем, Игуменом Никоном, при Благоверном Князи Великом Васили Дмитреевиче».

8. Сандалии кожаныя, тридцать лет бывшия на ногах Преподобнаго Сергия во гробе.

При святых мощах Преподобнаго Сергия находится следующее: моленье Чудотворца Сергия (келейныя иконы):

а. образ Божией Матери Одигитрии и Святителя Николая, – изображения древния, обложены серебряными ризами.

б. Риза ветхая камки темносиней.

в. Таковая же епитрахиль о шести крестах.

г. Двои поручи одинаковой материи.

д. Посох деревянный.

е. Аналав от схимы.

ж. Ножик с влагалищем.

з. Ложка деревянная.

II. ЕВАНГЕЛИЯ  И  ДРУГИЯ  КНИГИ.

1. Евангелие вместе с Апостолом на пергамене, в лист, обложенное серебром, или дневныя чтения из Евангелия и Апостола по церковному порядку. На окладе передней дски вычеканена следующая надпись: «в лето 6852 (1343) месяца декабря осьмый надесять день, на память св. мученика Севастиана, создано бысть Евангелие се Благоверным Князем Великим Семеоном Ивановичем». Надпись без сомнения указывает время украшения Евангелия; рукопись могла быть древнее. В 1343 г. Симеон ездил в Орду и возвратился оттуда окт. 26 д., «пожалованный Богом и Царем», как сказано в летописи1. Вероятно Евангелие сие устроено в благодарность Богу за успех в сем путешествии, в которое вступали тогда со страхом. В сие время Пр. Сергий еще подвизался в уединении; брат его Стефан был Игуменом Богоявленскаго монастыря и духовником В. Князя Симеона Иоанновича.

2. Евангелие в лист, на пергамене, облеченное бархатом. На нем по листам подписано: «Лета 7185 (1677) сию книгу, святое Евангелие Великий Государь Царь и В. Князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Русии Самодержец, пожаловал Боярину и дворецкому и оружейничему Богдану Матфеевичу Хитрово. А Богдан Матфеевич сие Евангелие для древняго письма дал в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона; при Архимандрите Викентие, при Келаре старце Киприане, при Казначее старце Сергие, при соборных старцех при Игнатие Стоговском, при Зосиме Лговском, при Ионе Дашкове». На последнем листе тою же рукою и чернилами написано: «в лета 6740 (1232).» Неизвестно, на каком основании сделана последняя помета, которая в описях ризницы признается за показание времени происхождения рукописи. Но рукопись действительно древняго письма и с вероятностию может быть отнесена к XIV–XV веку, особенно по характеру изображения св. Евангелистов, заглаваных букв, заставок и по месяцеслову.

3. Евангелие, в лист, на пергамене, облечено бархатом; верхняя дска обложена серебром и вызолочена, по краям с трех сторон закрои серебряные, также вызолоченные, с изображением на них св. Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая Еп. Мирликийскаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Василия Великаго, Сергия Радонежскаго, Леонтия Ростовскаго, Петра Митрополита. По краям лицевой дски находится следующая надпись: «В лето (6900) март. индикта 312 оковано бысь евангелие се при велицем князе Васильи Дмитреевич. всеа Ру. при преосвященном Киприан. митрополите Киевском. всеа Ру. повеленьем ра Божья Феодора Андреевича». (По вкладной Голтяев). Имя сие встречается между свидетелями духовнаго завещания Вел. Князя Димитрия Иоанновича3.

4. Евангелие на греческом языке, писанное на пергамене в лист, прислано Митрополиту Платону Гавриилом Митрополитом Екатеринославским в 1793 г. Из подписи на конце сего Евангелия видно, что оно писано 6879 г. (1371). Писец означил свое имя в следующем прибавлении: Theou to doron kai Ioasaf ponos. «Дар Божий, а труд Иоасафа»4.

5. Евангелие на бумаге, по свидетельству почерка и надписи, впрочем не древней, писанное Митрополитом Киприаном. Другая более древняя подпись в начале его, показывает, что оно принадлежало Игумену Троицкаго монастыря Серапиону Курцеву.

6. Евангелие на бумаге; на верхней дске, обложенной серебром, вычеканено: «в лето 7030 (1522) при Благоверном и Вел. Князе Василье Ивановиче, всея Русии, и Преосвященном Варлааме Митрополите всея Русии, благословением Игумена Порфирия и Келаря Нифонта, тщанием Михаила Иванова, сына Алексеева, обложено се Евангелие в дом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря. Иван Попов Новгородец».

7. Евангелие, писанное на бумаге, украшенное драгоценными камнями и жемчугом. На конце находится следующая приписка: «лета 7039 г. (1531) книга Святое Евангелие, письмо грешнаго инока Исаака Бирева, по вине греховной многими именованьми по реклом зовом: простите в неключимстве. Аминь».

8. Евангелие напрестольное, печатное, обложенное золотом. На верхней дске в средине изображение Воскресения Христова, выше его крест, по углам изображения Евангелистов. Украшено лалами, изумрудами, яхонтами, алмазами и бурмицкими зернами. На передней дске вычеканена следующая надпись: «лета 7140 (1632) сделано сие Святое Евангелие в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона, повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, его отца Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, при его Царице и Великой Княгине Евдокие, и при Благоверных чадех, при Благоверном Царевиче Князе Алексее Михайловиче и при Благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михайловне, и при Благоверной Царевне и Вел. Княжне Марии Михайловне, в 20 лето государства его, в 13 лето патриаршества его».

9. Евангелие напрестольное, вклад Боярина Никиты Ивановича Романова; печатано в 1633 г. Верхняя дска его золотая, нижняя серебряная позолоченая; украшено яхонтами и изумрудами.

10. Евангелие напрестольное, данное Боярином Князем Иваном Борисовичем Репниным 1695 июля 17 дня. Верхняя дска его обложена серебром с позолотою; на драгоценных камнях вырезаны изображения Спасителя и Евангелистов.

11. Служебник Пр. Никона, на пергамене в 12-ю долю. Его время можно определить по следующему именованию Князей в ектении: «о Благочестивых и Богохранимых Князей наших Дмитрии, Володимире, Василье, Егорьи, Иване и о всех болярех, и о воих его, Господу помолимся». Упоминаемые Князья, по всей вероятности, суть: В. Князь Димитрий Иоаннович Донский, Владимир Андреевич Серпуховский, Василий и Юрий (род. 1374 г.) Дмитриевичи, дети Вел. Князя, и Иоанн (род. 1381 г.) Владимирович, сын Князя Серпуховскаго, владевшаго и Радонежем. В 1382 г. родился у В. Князя сын Андрей; его имени еще нет здесь: тогда как упоминается Иоанн, родившийся в 1381 г. Не упоминается другой сын Вел. Князя Симеон, скончавшийся в сентябре 1379 г. Сей служебник содержит в себе чин Литургии (Иоанна Златоустаго, Василия Великаго и преждеосвященных) и начало последования Святых Богоявлений. Далее следуют молитвы св. Причащения, но другаго письма и на бумаге. Эта рукопись 1381–1382 г. напечатана вся в литографическом снимке Архимандрита Амфилохия.

12. Псалтирь на пергамене, в большой лист, пожалованная Царем Иоанном Васильевичем Грозным по Князе Василье Ивановиче Шуйском из рода Скопиных-Шуйских. Рукопись замечательная по прекрасному письму5.

13. ЖитиеПр. Сергия в лицах, писанное на бумаге. В описи 1642 г. оно уже упоминается.

III. КРЕСТЫ  НАПРЕСТОЛЬНЫЕ.

1) Крест золотой с мощами Святых, украшенный бурмицкими зернами и драгоценными камнями, с надписью, вычеканенною ниже подножия: «в лето 7186 (1678) Генваря в 20 д., в царство благочестивыя державы Вел. Государя Царя и Вел. Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, сей Животворящий крест Господень по обещанию своему построила Благоверная Государыня Царевна и В. Княжна Ирина Михайловна в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев».

2) Крест из восточнаго хрусталя, с изображением Распятия, Божией Матери и Иоанна Богослова; украшен двумя яхонтами; ручка серебряная. Во Вкладной книге о сем кресте записано: «7126 г. (1618) Князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой дал вкладу по матери своей Княгине иноке Капителине, да по брате своем Князе Меркурье, да по жене своей Княгине Марье, крест благословенной, хрустален, с каменьем, с яхонты, по цене за 100 руб.».

3) Крест серебряный позолоченный, грузинской работы, с надписями грузинскими, может быть данный Грузинскою Царицею Еленою, бывшею в монастыре 1654 г. апр. 30 д.

4) Крест со св. мощами, серебряный, позолоченный, с надписью: «сделан повелением честные обители тоя Архимандрита Дионисия, да Келаря старца Аврамия Палицына в лето 7126 (1618) году».

5) Крест с животворящим древом Креста Господня, обложен серебром с позолотою, украшен камнями и жемчугом.

6) Крест со св. мощами, обложенный серебром, позлащенный. На нем надпись: «лета 7171 (1663) построен сей крест в дом Живоначальныя Троицы и Пр. Великих Чудотворцев Сергия и Никона при Архимандрите Иоасафе с братиею».

7) Крест серебряный, позлащенный. На нем надпись: «сей Животворящий Крест Господень со св. мощами построен в церковь Живоначальнаго Христова Воскресения, что в Китае городе, на дворе Боярина Алексея Семеновича Шеина, тщанием Болярыни его вдовы Марфы Михайловны, и сына ея Сергия Алексеевича, лета от воплощения Христова 1703 ноемврия в 30 д.»

IV. СВЯЩЕННО-СЛУЖЕБНЫЕ  СОСУДЫ.

1) Сосуды серебряные. На звезде надпись: «Троицкаго Архимандрита Дионисия; » на дискосе: «Архимандрит Дионисий».

2) Потир из рудожелтаго мрамора, обложенный золотом и с золотым поддоном. На нем внизу надпись: «в монастырь Пр. отца нашего Игумена Сергия создан бысть христолюбивым Князем Василием Васильевичем си потир в Церковь св. Троицу в лето (1448). А сделал Иван Фомин».

3) Сосуды золотые с принадлежностями; весом 6 фун., украшенные драгоценными камнями. На потире надпись: «си потир в дом св. и Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию дал слуга и конюший Боярин Борис Феодорович Годунов, с своею женою с Марьею и с детьми своими Феодором да Оксиньею. Лета 7105 (1597)».

4) Сосуды, именно потир, дискос (в 1802 г. переделанный) и два блюдца золотыя даны по дьяке Иване Тарасьевиче Граматине в 1644 г.6.

5) Сосуды золотые с принадлежностями, украшенные алмазами и антиками, пожалованы Императрицею Екатериною  II, в 1795 году на праздник Преп. Сергия, 24 сентября. Весу в них 12 фунтов.

6) Сосуды золотые, устроенные Пр. Митрополитом Платоном, в 1788 г., сканной работы; украшенные бриллиантами7.

7) Сосуды разных вкладчиков: серебряные – Князя Ивана Васильевича Куракина 1626 г., из горнаго хрусталя – Боярина Дм. Иван. Годунова.

V. СВ. ОБРАЗА.

Между образами, наполняющими собою все комнаты ризницы, надлежит отличить:

1) ОбразПр. Сергия с другими святыми Его Лавры. На сем образе в трех рядах написаны: в первом с одной стороны, Пр. Сергий, св. Феодор Архиепископ Ростовский, Пр. Афанасий, Пр. Симон, – с другой, Пр. Никон, св. Серапион Архиепископ Новгородский, Пр. Савва Сторожевский, Пр. Андроник; во втором: Пр. Сергий Обнорский, Пр. Василий Сухий, Пр. Аврамий Чухломский, Пр. Григорий, Пр. Макарий, Пр. Онисим, Пр. Никифор Боровский; в третьем: Пр. Иоанникий, Пр. Мефодий Пешношский, Пр. Роман Киржачский, Пр. Стефан Махрищский, св. Архимандрит Дионисий, Пр. Павел Обнорский, Пр. Иаков, Пр. Михей, Пр. Елисей, Пр. Максим Грек.

2) Образ Божией Матери, литой, вставленный в деревянную икону. На одной стороне, вокруг изображения Божией Матери с Предвечным Младенцем, надпись: THEOTOKE СKEPE KAI BOETHE TON ECHONTA SE AEE., или правильнее: THEOTOKE SKEPE KAI BOETHEI TON ECHONTA SE, AMEN. На другой стороне вокруг главы, на которую устремлены с верху и с низу по две, и с обеих сторон по четыре змииныя главы, надпись: AGIOS AGIOS ICON CABAOTH O PLERИC YRANOC; правильнее: agios, agios Iesous (вместо Kyrios) Sabaoth, o pleres yranos т. е. Свят, Свят, Иисус Саваоф, исполнь небо. Сей образ сходен с описанным в трудах Общества Истор. и Древн. Росс. кн. III ч. 2. ст. 131–137.

3) Образ Казанския Божией Матери, в ризе серебряной позолоченной, с надписью на окладе: «Благословил Государя Императора Петра Великаго во время шествия в низовой корпус в Казань Тихон Митрополит Казанский, 1722 г., а подновлен оною ризою в 1743 г. от полку Доронтьевскаго марта 17 дня».

VI. ВОЗДУХИ,  ПЕЛЕНЫ  И  ОБЛАЧЕНИЯ.

1) Воздухи и покровы на св. сосуды, устроенные из краснаго штофа, украшенные жемчугами и драгоценными камнями, вклад Царя Михаила Феодоровича.

2) Воздухи из золотой парчи, вклад Царя Феодора Алексеевича (в 1677 г.), украшены жемчугом и драгоценными камнями.

3) Сударь или покров с надписью, вышитою серебром: «лета 7007 (1499) создана сия пелена при благоверном и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси и при его сыне Великом Князе Василье Ивановиче и при Архиепископе Митрополите, замышлением и повелением Царевны Царегородския, Великою Княгинею Московскою Софиею Великаго Князя Московскаго. Молилася Троице Живоначальные и Сергию Чудотворцу и приложила сию пелену».

4) Плащаница, по красной камке, шитая золотом, серебром и шелками, сделана как видно из надписи в 1561 году «повелением Благовернаго Государя Князя Владимира Андреича, и благоверныя его матери княжь Андреевы Ивановича княгини Евфросинии».

5) Плащаница по фиолетовому бархату, шитая шелками, украшенная жемчугом. Устроена в 1796 году. На краю изображен молящийся Митрополит Платон.

6) Одежда на св. Престол, золотаго глазета, со всех сторон низанная жемчугом, украшенная драгоценными камнями, жемчугу на ней более 8 фунтов. Устроена в 1795 г.

7) Одежда на жертвенник, малиноваго бархата, низанная жемчугом и по местам украшенная каменьями; жемчугу на ней около 2 ф. Устроена в 1795 г.

8) Покров на раку Пр. Сергия, с его изображением, шитый шелками и золотом, по преданию, данный Великим Князем Василием Дмитриевичем. Сложение перстов благословляющей руки Пр. Сергия свидетельствует о древности церковнаго перстосложения.

9) Покров, на котором вышито золотом и шелками изображение Пр. Сергия, с следующею надписью: «повелением Благовернаго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя всея Руси и Великаго Князя Володимерскаго и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Пермскаго, и Вятскаго, и Болгарскаго, и иных, сделан покров сей на гроб Пр. Сергия Чудотворца, в лето 7032, в 19-е лето Государства его, и при его Благоверной и Великой Княгине Соломонии».

10) Покров Царя Иоанна Васильевича Грознаго и супруги его Марии, матери св. Царевича Димитрия, с изображением Преп. Сергия шит золотом и серебром, на нем надпись: «сделан сей покров наПр. и Великаго Чудотворца Сергия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Васильевиче, повелением его Царицы и Великия Княгини Марии, и при детех его благоверном и Великом князе Иване, и при великой княгине его Елене, и при благоверном и Великом Князе Феодоре, при его царевне Княгине Ирине, в лето 7089-е месяца февраля 23 день, при Преосвященном Митрополите Антоние всея Руси».

11) Покров с изображением Святыя Троицы и Преподобных Сергия и Никона, пред нею молящихся; шит золотом, серебром и шелками. На нем вышито: «повелением благочестиваго и Христолюбиваго Царя Ивана Васильевича, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Русии, Великаго Князя Владимирскаго, и Московскаго, и Наугородскаго, и Псковскаго, и Казанскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, и Смоленскаго, и иных, и при его богодарованных чадех, благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче, лета 7073». За тем другая подпись: «си покров положил благоверный и Христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси, и его благоверная и Христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина, в дом Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона, в лето 7100».

12) Покров, с изображением Пр. Никона, по местам украшен жемчугом; устроен Царем Феодором Иоанновичем «во второе лето царства его», как сказано в подписи.

13) Покров шитый золотом, серебром и шелками, с изображением Пр. Сергия; устроен, по преданию, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым.

14) Покров шитый золотом, серебром и шелками, с изображением Пр. Сергия; устроен Царем Василием Ивановичем Шуйским.

15) Покров камки вишневой, с изображениемПр. Никона, шит золотом и серебром; по местам низан жемчугом; устроен по повелению Царя Михаила Феодоровича, и отца его Святейшаго Патриарха Филарета, в 1633 г., как видно из подписи.

16. Покров с изображением Пр. Сергия, шитый шелками, по местам низанный жемчугом, и украшенный драгоценными камнями, положен Царем Алексием Михайловичем, в 1668 г. сентября 25 дня.

17) Два покрова золотой парчи с шелковыми травами; на одном малое изображение Пр. Сергия, на другом – Пр. Никона, устроены Государынею Императрицею Анною Иоанновною.

18) Покров золотаго глазета, обложен серебряным гасом, с изображением креста; устроен Государынею Императрицею Екатериною Алексиевною, в 1775 году8.

19) Покров чернаго бархата, с серебряными дробницами в виде креста, и с жемчужным украшением по местам, устроен Патриархом Иосифом по Моисее, Архиепискоепе Рязанском.

20) Из прочих покровов достопримечателен по богатству украшения покров, приложенный супругою Дмитрия Андреевича Строганова, Анною. На сем покрове изображение Пр. Сергия и многия события его жития вышиты жемчугом.

21. Покров с занавесом к раке Пр. Сергия, краснаго бархата, с надписью: «в благодарение великому угоднику Христову, Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию Радонежскому и всея России Чудотворцу от получившей изцеление. 21 генваря 1821 г.»

22. Подвесная к образу пелена, данная Царем Борисом Феодоровичем Годуновым, во второй год его царствования, украшенная золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями, из коих один по старой оценке показан в 2,000 р.; жемчугу более 4 ф.; золота около 4 ф.

23. Ризы с принадлежностями пунцоваго бархата, низанныя жемчугом; на оплечьи крест и другия украшения из драгоценных камней. Под крестом вензелевое из жемчуга имя Екатерины  II. Сии ризы устроены в 1769 и 1770 г.; крест и другия украшения переложеные прежде бывших лаврских риз, которыя украшены были Императрицею Анною Иоанновною. Жемчугу на однех ризах около 9 ф.

24. Двое риз парчи серебряной с темноголубыми оплечьями, украшенныя жемчугом, с вензелевым именем Свято-Троицкой Лавры.

25. Ризы парчи серебряной по малиновой земле; оплечье украшено жемчугом и драгоценными камнями. Сии ризы устроены из убора Императрицы Анны Иоанновны, в котором она вступила в Москву для принятия Всероссийскаго престола; епитрахиль, набедренник и палица вышиты собственными руками Государыни, как видно из надписи, сделанной 1736 г. декаб. 24 дня.

26. Ризы парчи золотой по малиновой земле; оплечье украшено жемчугом и драгоценными камнями; жемчугу полагается до 2 ф. Ризы сии построены из убора Цесаревны Великой Княгини Екатерины Иоанновны, а оплечье – с риз, устроенных Архимандритом Иовом.

27. Ризы краснаго бархата рытаго; оплечье шито золотом; устроены Патриархом Иосифом.

28. Ризы парчи золотой, украшенные по оплечью жемчугом, даны по Князе Димитрие Тимофеевиче Трубецком, – другия по Семене Ивановиче Шеине; третьи вкладу Алексея Семеновича Шеина в 1700 г.

29. Архиерейское облачение пунцоваго бархата, – саккос с жемчугами и алмазами, в котором Митрополит Платон венчал на царство Императора Павла  I, а Митрополит Филарет – Императора Александра  II.

VII. МИТРЫ.

1. Низанная жемчугом по серебряной, вызолоченной дске, украшенная драгоценными камнями, из коих один рубин оценен в двадцать тысяч рублей. Пожалована Императрицею Анною Иоанновною.

2. Низанная жемчугом и драгоценными камнями по золотому глазету. Пожалована Императрицею Елисаветою Петровною 25 ноября 1744 г.

3. Украшенная золотыми дробницами по червчатому бархату; на дробницах между прочим изображены: Св. мученики Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Мария Магдалина. Вклад Царя Бориса Феодоровича Годунова.

4. Две шапки Архимандритския служебныя, даны одна Боярином Алексеем Борисовичем Голицыным, другая Иваном Борисовичем Репниным 1674 г.

VIII. ПАНАГИИ.

1. Панагия с изображением на одной стороне Нерукотвореннаго образа Спасителя, а на другой Божией Матери на финифти, украшенная драгоценными камнями; на задней стороне подвески портрет Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Пожалована Архимандриту Лавры, Архиепископу Арсению.

2. Из агата, в котором представляется Распятие и молящийся пред ним инок. Осыпана брилиантами и жемчугом. Устроена Митрополитом Платоном.

3. Панагия с изображением Тайной Вечери, украшенная алмазами. На передней стороне ея под янтарем начертаны слова: «das Blut Jesus Christi des Sohnes Gottes macht uns fre у von allem Sunden», т.  е. кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха» I Иоан. 1, 7. На задней дске следующая надпись: «1734 г. сею панагиею пожаловала Ея Императорское Величество Государыня Императрица Анна Иоанновна духовника своего, Троицкаго Сергиева монастыря Архимандрита Варлаама».

4. Панагия с изображением Спасителя, другая с изображением посещения Божией Матери, украшенныя драгоценными каменьями, даны первая Архиепископом Арсением, вторая Архимандритом Амвросием; панагия с изображением Св. Троицы, также украшенная драгоценными каменьями, устроена от Лавры при Архимандрите Гедеоне9.

IX. РАЗНЫЯ  ЦЕРКОВНЫЯ  ВЕЩИ.

1. Кадило золотое, украшенное драгоценными камнями, дано Царем Михаилом Феодоровичем в маие 1616 г., весу в нем около пяти фунтов с половиною.

2. Паникадильце серебряное, обложенное золотом, к раке Пр. Сергия, данное Царем Иоанном Васильевичем в 1568 г.

3. Трисвещник серебряный, весом 1 п. 15 ф., данный Царем Борисом Феодоровичем в 1601 г.

4. Две огромныя серебряныя лампады для воску, с выпуклым дном, которыя прежде употребляли пред образами вместо паникадил со свечами; одна дана Конюшим Борисом Феодоровичем Годуновым, другая Боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым.

5. Блюдо золотое, данное Царем Иоанном Васильевичем по супруге своей Царице Марии в 1561 г., весу в нем, как сказано в надписи, 14 гривенек 36 золотников.

6. Блюдо сребропозлащенное, вклад Великой Княгини Елены Павловны, в 1837 г.

7. Блюдо небольшое серебряное, позолоченное с надписью: «лета 7137 дано блюдо ставить с кутьею на гробнице Боярина Князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкаго».

8. Чаша святоводная серебряная, данная Келарем Александром Булатниковым, весом в 19 ф.

9. Чаша старца Варсонофия Якимова «просвиры носити»10.

X. ВЕЩИ  НЕЦЕРКОВНЫЯ  ХРАНИМЫЯ  В  РИЗНИЦЕ.

1. Собственноручное письмо Государя Императора Павла Перваго к Митрополиту Платону о рождении Государя Императора Николая Павловича11.

2. Ферезь златой двоеличневой тафты Царя Иоанна Васильевича Грознаго.

3. Братина серебряная с надписью: «братина добра человека; пити из нея на здравие, хваля Бога, воспоминаючи Его святыя заповеди чрез Ап. Павла: братие, не упивайтеся вином, в нем же есть блуд».

4. Ковш серебряный с надписью: «Василий Божиею милостию Господарь всея Руси и Великий Князь».

5. Трость с набалдашником, осыпанным бриллиантами и изумрудами, пожалованная Государем Императором Павлом I Митрополиту Платону.

6. Солоница, пожалованная ему же Государынею Императрицею Екатериною II, с изображением вcех Российских гербов.

7. Чернильница, подаренная ему на память по графе Чернышеве.

8. Стол мозаической работы.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.