Беседа на обновление храма погребения усопших

CDXXIX.

340. Беседа
на обновление храма на месте погребения усопших.

(Говорена в сентябре1, напечатана в
Тв. Св. От. 1857 г. и в собр. 1861 г.)

<1857 год>

Господь сказал устами Пророка: дом Мой дом молитвы наречется (Иса. LVI. 7). Какия утешительныя мысли о храме дает нам сие изречение Господне!

Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иныя посещает; иные с трудом ищут ее; от иных и призванную удаляют житейская молва и суета: здесь во храме она живет; здесь всякий может обрести ее; и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва во храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий.

Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес: то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира, и о Его вездесущии: то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо, какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: дом Мой.

Веруем, Господи, слову Твоему: ибо слово Твое истина есть (Иоан. XVII. 17). Веруем, что и сей храм, по преданию и чину Тобою наставленных Апостолов и преемников их освященный, и невидимо Твоего вшествия и благодатнаго присутствия сподобившийся, воистину есть Твой дом, Твое жилище, Твое на земли небо; и не только сему веруем, но можем и видеть сие отчасти, поелику здесь тайнодействуется и очевидно присутствует Божественное Тело единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, которое есть тело живое и животворящее, с которым следственно и дух Бога и человека Христа присутствует.

Что при сих размышлениях должна чувствовать верующая душа?

Патриарх Иаков, когда, ночуя в пустынном месте, увидел во сне Господа, стоящаго на верху лествицы, соединяющей небо с землею, услышал от Него благословение и обещание покровительства, и по сему богоявлению нарек сие место домом Божиим: с сим вместе чувствовал страх. Убояся и рече, яко страшно место сие (Быт. XXVIII. 17. 19). Но Пророк Псалмопевец, при мысли о посещении скинии Божией, или храма Божия, чувствовал радость. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. CXXI. 1). Которое из двух противоположных чувствований правильно? – Правильны оба, хотя и противоположны. Страшен храм Божий, по величию Бога, в нем присутствующаго: радостотворен храм Божий, по благодати Бога, в нем живущаго. Со страхом входит во храм человек, смиряющийся пред Богом; с радостию входит во храм человек, одушевляемый любовию к Богу. Особенно да страшится, входя во храм, человек обремененный грехами: поелику здесь присутствует Бог, праведный Судия; и кто знает, не поразит ли Он грешника мгновенно, как некогда Надава и Авиуда, Дафана и Авирона? Однако страх да не удаляет грешника от храма; ибо это значило бы идти от спасения к погибели: но да побуждает его к покаянию и исправлению жизни, дабы он мог войти во храм, с надеждою обрести в нем Бога милующаго, прощающаго и спасающаго. Храм Божий есть надежное прибежище для грешника, желающаго избежать пагубы греха.

Бог вездесущий, над всем превознесенный, какую имел бы нужду в земном для Себя доме, если бы его не требовало Божие снисхождение к земнородным? По благости и снисхождению, Бог устрояет на земли дом Свой, и отверзает его человеку, дабы сей находил в нем для своей молитвы удобовосходную к Богу лествицу; дабы приимал здесь от Бога благословение, и наставление в истине Его чрез Его служителей; дабы пользовался здесь Божественными таинствами, как средствами духовнаго возрождения, питания, возрастания2, укрепления, врачевания, напутствия к жизни небесной.

От сей потребности храма для человеков естественно происходит то, что храмы должны быть устрояемы и устрояются среди обитателей, которые ими должны пользоваться. Но почему же некоторые храмы, как и сей, воздвигаются не посреди живущих, а посреди усопших? Почивающие сном смертным возстанут ли теперь, и скажут ли, с воставшим от сна в Вефиле патриархом Иаковом, и с нами: страшно место сие? несть сие, но дом Божий? или с Псалмопевцем, и с нами: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем?

На сие должно сказать, что храмы, созидаемые на месте покоя усопших, благопотребны и полезны живущим, чтобы они приходили сюда не только печалиться и плакать над почивающими здесь, но и приносить о них молитву преимущественно благодатную во храме, при тайнодействии Тела и Крови Господней, когда имена и память усопших священнослужитель приближает к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, и погружает в животворящую Кровь Христову. (Посвященные знают, что не по воображению говорю сие, но указываю на действие глубоко знаменательное.) Таким образом и для усопших воздвигнутый над ними храм может быть полезен посредством живущих.

Но только ли посредством живущих? Не могут ли усопшие и сами непосредственно пользоваться святынею храма? Смерть тела не разлучила их с Церковию Христовою, которая, подобно виденной Иаковом лествице, стоит между небом и землею, простирается из видимаго в невидимое, от нижних на земли степеней досязает до выспренней на небесах степени лицезрения Божия, призывая к вожделенному восхождению, и допуская благословное нисхождение. Не видели ль, например, преподобнаго Сергия, по восхождении его в небесныя обители, нисходившаго в свою земную обитель, и стоявшаго во храме с поющими, без сомнения, для того, чтобы братия обители паче слуха видением получили наставление о благоговении к церковному богослужению? Но не ограничимся избранными. Где теперь души усопших в вере, совершенных и несовершенных? В каком состоянии? Далеко ли оне? – Сообразно с тем, к чему приготовили себя в земной жизни, оне, по слову Божию, в руце Божией (Прем. III. 1), – на лоне Авраама (Лук. XVI. 23), – в покое (Прем. IV. 7), – а иныя не умиротворенныя, и в сетовании, как некогда предвещал себе Иаков: сниду к сыну моему сетуя во ад (Быт. XXXVII. 35). Не говорим о подобных богачу евангельской притчи, который жил и умер без веры и добродетели, и потому низвержен в глубину ада, откуда не доступны ни обители небесныя, ни святыня сего видимаго мира.3 Предание и опыты показывают, что души усопших хотя разрешены от уз плоти, однако, и по разлучении от нея, по особенному устроению Провидения, а иныя, может быть, и по влечению навыка и воспоминаний земных, являются нередко в местах пребывания своего на земли, и в близости к телам,4 с которыми проходили временную жизнь, и которыя приимут паки для жизни вечной. Ибо каким образом чудодействуют, и особенно каким образом на душевное состояние благотворно действуют мощи Святых, если не благодатною5 силою душ Святых, чрез оныя проявляемою? Вспомним происшествие, бывшее с Святителем Спиридоном Тримифунтским, когда ему нужно было узнать от усопшей дочери его, где скрыто вверенное ей сокровище, неоткрытое прежде кончины ея. Он пришел на ея могилу, спросил усопшую, и она услышала, и произнесла желаемый ответ. Почему же и нам не позволить себе утешительной мысли, что души почивающих близ храма сего, по крайней мере некоторыя, непосредственно услышат глас здешних славословий и молитвословий, ощутят духовное благоухание тайнодействий, и получат или приращение своего покоя, или облегчение своего сетования?

Благословенны да будут усердие, щедрость, попечение, труд, явленные в благоустроении и благоукрашении святаго храма сего, которыми принесена жертва Богу, и оказано6 благодеяние живым и усопшим. Бог утешения и щедрот да возмерит оныя Своими дарами, благоприятными жизни временной и вечной. Аминь.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.