Беседа по освящении храма Святителя Алексия, в Рогожской Слободе

CDVIII.

319. Беседа
по освящении храма Святителя Алексия,
в Рогожской слободе.

(Говорена января 22; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)

<1856 год>

Помяни, Господи, Давида и всю кротость
его
(Псал. CXXXI. 1).

Сими словами начинается один из псалмов, поемых во время освящения храма.

Кто это поминает Давида? Для чего поминает? Что значит сей псалом? И для чего Богомудрые Отцы наши заповедали нам петь его при освящении храма? – Сии вопросы благовременны теперь, и могут вести нас к полезным размышлениям.

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Кто ж это в псалме поминает царя Давида? – Должно думать, что это сын его, царь Соломон. К сей мысли ведут следующия слова сего псалма: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Слова сии относятся к освящению храма иерусалимскаго. В освящении его важнейшее действие было то, что руками священников внесен в оный кивот завета Господня с Богоначертанными скрижалями заповедей, и поставлен во внутренней, главнейшей части онаго, подобной нашему олтарю. На сие священное действие взирает Псалмопевец, и возносит к Богу сию молитву: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. То-есть: присутствуя невидимо в знамении святаго кивота, востани Господи, от места покоя Твоего в древней скинии и вниди в новое место покоя в новосозданном храме. – Кто же мог приносить молитву сию во время освящения храма иерусалимскаго, как не Соломон, который, по сказанию книги Царств, и создал храм сей, и освящение его торжествовал, и особенную молитву при освящении его произнес? На Соломона еще яснее указывают следующия слова продолжаемой во псалме молитвы: Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазанник, который во время освящения храма иерусалимскаго просит от Бога милости, ради Давида, очевидно, есть царь Соломон.

Но для чего Соломон, при освящении храма, поминает Давида? – На сие сам он ответствует словами псалма: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. То-есть: Давид имел такое усердное желание создать храм Богу, что с клятвою обещался, не давать себе покоя, доколе не найдет, по крайней мере, угоднаго Богу места для храма, котораго действительное создание судьбою Божиею предоставлено было сыну его. И Давид исполнил сие обещание, назначив место для храма, по явлению Ангела, и во множестве приготовив для него драгоценности и разныя вещества, потребныя для созидания, а также и чертежи предполагаемаго храма. Итак Соломон, при освящении храма, поминает Давида, как начинателя храмоздательства, дабы представить его в благоволение Божие, за его усердие ко храму; но с тем вместе поминает его и как угодника Божия, дабы его молитвою подкрепить свою молитву о новосозданном храме. Давида ради, говорит он, не отврати лице помазаннаго Твоего.

Из сказаннаго доселе можно уразуметь, что значит и весь псалом, нами разсматриваемый. Он есть молитвенная песнь, при освящении храма иерусалимскаго.

А из сего не трудно уже понять и то, почему сей псалом воспевается при освящении храма христианскаго. Как Моисеев закон был, по слову Апостола пестун во Христа (Гал. III. 24), то-есть, руководитель ко Христу: то и ветхозаконный храм иерусалимский был приготовлением к новоблагодатному храму христианскому, и заключал в себе предварительные образы наших таинств. Итак прилично, при торжестве новой благодати, воспомянуть ея древния предзнаменования, и для того воспользоваться словами Богодухновеннаго Псалмопевца. Это тем приличнее, что происходившее в освящении храма иерусалимскаго, и указанное в псалме, примечательным образом повторяется в освящении храма христианскаго. Как там, в знамении кивота Господня, воскресе Господь в покой Свой, вступил и вселился во Святая Святых Своею святынею и благодатию: так и здесь в знамении святых мощей, вниде Царь славы, вступил во храм и во святый олтарь Бог всесвятый, и во святых почивающий, и отныне обитает здесь Своею святынею и благодатию.

Братия! Песнь Соломонова, воспетая ради освящения храма, воспета во услышание всех вас, следственно и ради вашего назидания.

Слышите, что Соломон в освящаемом храме поминает усопшаго родителя своего Давида. Примечайте, откуда идет церковный обычай поминать пред Богом усопших в вере. Как он глубоко древен! На каких высоких и святых примерах основан! Не забывайте и вы во святом храме, молитвою веры и любви, поминать отшедших от жития сего, присных по естеству, по вере, по благотворительному участию в созидании и благоукрашении храма.

Слышите, что Соломон частию молится о усопшем Давиде: помяни, Господи, Давида, частию его молитвою надеется обратить на себя милосердое око Божие: Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Усматривайте в сем указание на сугубую силу молитвеннаго поминовения усопших. Если вы поминаете отшедшаго из сей временной жизни с верою, но не с довольными плодами покаяния и благоделания: то Бог, в милосердии Своем, поминает его ради вашей молитвы, и мир вашея веры передает душе отшедшаго, к ея упокоению. А если поминаете, как Соломон Давида, преставльшагося в вере и благоделании, во благодати и святыне: то молитва любви вашей возбуждает его любовь и молитву, и вы, ради его молитвы, как Соломон ради Давида, приобретаете себе благодатное призрение Божие.

Слышите, что Соломон, минуя многие подвиги Давида и добродетели, особенно поминает его пред Богом за благочестивое усердие ко храму. Заключайте из сего, как важно благочестивое усердие ко храму Господню, как оно благоугодно Богу, как способно утвердить человека в блаженном уповании.

Соломон не сомневался, что Бог во благоволении помянет Давида, хотя сей не создал храма Господня, а только усердствовал создать, и сделал для того предварительныя приношения. Из сего примера познавайте, что всякое дело усердия ко храму Господню, всякое благочестивое приношение Богоугодно и душеполезно. Если можешь, принеси Богу обильный дар: обильно посеяв твое усердное даяние, обильно и пожнешь благодатное Божие воздаяние. Но если немного можешь: не смущайся малостию твоего дара. Вспомни евангельскую вдовицу, которая только две деньги положила в сокровище храма, но похвалена от Господа паче принесших многое; потому что принесла дар свой от всей своей души, от всей своей возможности.

Но, паче всякаго внешняго дара, да усердствуем, братия, Богу и храму Его самими собою. Когда настает время, особенно усвоенное Богу и храму Его, день праздника, час Божественной службы: берегитесь, чтобы вам не похищать у Бога принадлежащаго Ему времени, и чтобы себя самих не отдать на сие время какой-нибудь твари, вместо Бога. Спешите отторгнуть себя от дел и попечений житейских, и добровольно и усердно представьте себя Богу во храме Его, да освятит он вас святынею своею, да одушевит молитвою, да просветит словом Евангелия и благодатию таинств, да оградит силою имени Божественнаго и креста Иисус Христова.

Не говори мне, что ты можешь и дома приносить в жертву Богу дух сокрушенный, призывать имя Господа Иисуса, и ограждать себя крестным знамением. Знаю, что можешь: и желаю, чтобы ты не только мог, но и делал сие внимательно и постоянно: только можешь сие не без помощи храма Божия. Можешь пить воду в твоем доме; но надобно, чтобы по временам, ты приходил почерпать ее из источника или реки: подобно сему можешь и в твоем доме, и в уединенной храмине сердца твоего, вкушать от воды благодати в молитве: но надобно, чтобы, по временам, приходил ты почерпать воду благодати во храме Божием, где она особенно жива и живоносна, как в источнике, и обильна, как в реке.

Некоторые, извиняя себя нуждою, которой в самом деле нет, увлекаясь желанием выгоды или удовольствия, во дни и часы, посвященные Богу и храму Его, устремляются на дела житейския. Увлечение сколь несправедливое, столь же не безопасное. Дела, которыя вы незаконно делаете в праздничное, Богу принадлежащее, время, не принесут вам пользы, как незаконныя. Оне, как нечистое примешение, внесут повреждение в те дела, которыя вы законно делаете во время непраздничное, вместо того, что от освящения праздничнаго дня и от усерднаго посещения храма Божия пришло бы сугубое благословение и благопоспешество на дела дней работных. Если требуете в сем удостоверения, послушайте Пророка: сице глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя (Агг. I. 9. 10). То-есть: поелику вы не приходите благословлять и прославлять Бога во храме Его: то не приидет от Него благословение на ваши дела вне храма Его.

Господи Вседержителю! Призирай выну благодатно на сей новоосвященный храм. Помяни во благоволении Твоем возлюбивших благолепие дома Твоего; созижди в Твои храмы духовные возсоздавших сей вещественный храм; украси души украсивших его. Орошай благодатию Твоею души братий наших, и согревай сердца их любовию к Тебе и к жилищу святыни Твоея, да взыскуют они здесь прилежно Твоего благословения, и Твое благословение, созидающее и возращающее, сохраняющее и спасающее, да исходит отселе обильно на души их, и на дела их, и на все житие их. Яко Ты еси Источник благословений, преблагословенный во веки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

20 апреля 2024 г. (7 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.