Беседа на освящение храма Святаго Апостола Филиппа, на Иерусалимском, в Москве подворье

CCCLXIV.

275. Беседа
на освящение храма Святаго Апостола Филиппа,
на Иерусалимском, в Москве, подворье.

(Говорена сент. 20; напечатана в Твор. Св. От. 1852 г. и в собр. 1861 г.)

<1849 год>

Кому близко к сердцу Отцепреданное имя единыя Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви: тому должно быть по сердцу совершившееся здесь ныне торжество освящения храма, как такое, в котором можно усматривать приятныя черты соединения Святых Божиих Церквей, ежедневно испрашиваемаго нами в молитвах.

За несколько десятилетий пред сим, Церковь Иерусалимская пожелала иметь здесь свой храм: и Церковь Российская, с соизволения Благочестивейшаго Самодержца, предложила ей здесь храм и место для жительства священнослужителей. Усердие православных чад Церкви Российския споспешествовало благоустроению прежде бывшаго здесь храма, и устроению при нем жилищ для Иерусалимских священнослужителей, и ныне присовокупило к древнему новый храм. А блаженнейший Патриарх Иерусалимский, на общение благотворительное ответствуя общением собственно церковным и священнодейственным, своим к нашей мерности посланием изъявил желание, чтобы храм сей получил освящение от священноначалия Церкви Российския, что благодатию Божиею ныне и совершилось.

Не неблаговременно при сем воспомянуть, что в сем Богоспасаемом граде издавна есть обитель1, подведомая патриархии Константинопольской; что в недавнее время и Антиохийской патриархии предоставлен храм2; что посланник патриарха Антиохийскаго уже несколько лет пребывает здесь, пользуясь благотворениями чад Церкви Российския для своей бедствующей Церкви, и что теперь на пути сюда находится и посланник Патриарха Александрийскаго, также с надеждою на благотворительность Россиян для бедствующей Церкви Александрийской.

Приметим здесь, как я уже сказал, приятныя черты единства и общения Церквей, составляющих Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Но дабы не было сомнения, суть ли это верныя черты истиннаго единства, посмотрим, как единство и общение Церквей определяется в Слове Божием. Святый Апостол Павел, в послании к Ефесской Церкви, учит ее блюсти единение духа в союзе мира, и в основание сего учения полагает следующия разсуждения: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего, един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас (IV. 3–6). Таким образом Апостол указует внутреннейшее средоточие и крайний верх единства церковнаго во едином Боге Отце: и знаменательно присовокупляет, что Он един над всеми, по Своей высочайшей власти, един чрез всех, по всеобъемлющему и всепроницающему действию Своего провидения и управления, един во всех нас, по внутреннему благодатному действию Святаго Духа. Чрез сие дается разуметь, что дабы основать и ненарушимо поддерживать единство вселенской Церкви, для сего требуются Божественныя совершенства, а не человеческия силы и средства. Более открытый источник единства церковнаго, по учению Апостола, есть един Господь, Иисус Христос, Который и нарицается в том же послании Главою Церкви, соответственно сему называемой телом Его. Прочия последовательныя черты в Апостольском изображении церковнаго единства суть: единство звания ко спасению и упования будущих благ, единство веры и догматов ея, единство крещения и вообще таинств, наконец единодушие и союз мира.

Не сими ли Апостольскими чертами ознаменовано и ныне единство и общение Церквей, составляющих Кафолическую Православную Церковь? Все оне признают единственную Божественную Главу всего тела Церкви – Господа нашего Иисуса Христа. Все оне свято сохраняют единую веру, как проповедали ее Апостолы, как изрекли ее триста осьмнадесять Отцев перваго вселенскаго Собора, и сто пятьдесят Отцев втораго вселенскаго Собора, – сохраняют без изменения, без убавления, без прибавления. Общение таинств между Церквами, разделенными далеким разстоянием мест и народностию, в самом действии видите вы здесь ныне. Церковь Российская дарит Церкви Иерусалимской свое святилище: а Церковь Иерусалимская, для совершения таинства в усвоенном ей святилище, призывает священноначалие Церкви Российския. Не единение ли духа и союз мира между Церквами открываются и в том, что Церкви отдаленныя, иноплеменныя, с доверием и надеждою посылают своих посланников к Церкви Российской, изъявить ей свои нужды, и Церковь Российская приемлет к сердцу их скорби, и охотно простирает к ним вспомоществующую руку? Не есть ли это продолжение первоначальнаго Апостольскаго общения, о котором пишет Апостол Павел: Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание, точию нищих да помним, еже и потщихся сие истое сотворити (Гал. II. 9. 10)? то-есть: Иаков, Петр и Иоанн, почитавшиеся столпами вселенской Церкви, преимущественно начальствуя над Церквами из Иудеев, без нарушения единства вселенской Церкви, точно такое же начальство предоставили Павлу и Варнаве над Церквами из язычников, с тем только, чтобы Церквам, терпящим бедствия и нищету, подавали помощь Церкви, пользующияся миром и обилием.

Прославим, Братия, Бога, даровавшаго нам благодать быть, хотя малыми, членами единаго великаго духовнаго тела Христова, единыя Святыя Соборныя и Апостольския Церкви. И о, если бы каждый из нас был членом ея живым, по вере и добродетели! О, если бы никто из нас не был в опасности, быть отсечен от сего безсмертнаго тела, как член смертоносно зараженный неверием и преобладающим грехом! Да помышляем и да печемся о сем прилежно и непрестанно: это зависит от нашего внимания, желания и попечения; благодать Божия всегда готова на помощь сему.

Почудимся непостижимым, но понятно благопромыслительным о вселенской Церкви судьбам Божиим. Между тем, как на народы древних великих Церквей Востока постепенно налегало иго неверных, и вследствие сего и самыя Церкви подвергались затруднениям в управлении, лишались вещественных пособий, уменьшались в числе верующих, то бедствиями, то отторжениями нетвердых в вере; а Запад омрачался дымом от студенца бездны, отверстаго звездою, падшею с небесе на землю (Апок. IX. 1–3): Бог насадил, возрастил, укрепил, расширил Церковь Российскую, и, посредством Христолюбивой ревности Царей наших, соделал ее защитницею православныя веры в странах неверных, и в христианском усердии нашего народа отверз для бедствующих Церквей источник утешения и помощи.

Возчувствуем, братия Церкви Российския, милость к нам Провидения Божия. Вместе с Божественным даром православныя веры, нам даровано, в мире Царства, наслаждаться миром Церкви. Бог новаго Израиля дал нам, по пророческому слову праведнаго Захарии, без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего (Лук. I. 74. 75). Тогда как иныя Церкви и чада их подвизаются в скорбях, в теснотах, в лишениях, нам ничто не препятствует совершать торжества веры, пользоваться открытыми сокровищами и утешениями благодати, яко возмощи нам и сущия в скорби утешати утешением, им же утешаемся сами от Бога (2 Кор. I. 4). Да подвизаемся верно употреблять сии дары на дела благия, со страхом взирая к имеющему в деснице Своей судьбы Церкви, Который соблюдающим дела Его до конца дает власть на языцех (Апок. II. 26), и несовершенных к лучшим делам возбуждает угрожением двигнуть от места светильник (5), не сияющий светом живой веры и дел благих. Аминь.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.