ГЛАВА XIX. Ученики Сергиевы в родной обители

ГЛАВА XIX
Ученики Сергиевы в родной обители

Первые сподвижники. Архимандрит-келейник. Молчальник.
Келарь. Экклесиарх. Воины-иноки. Добрый рачитель послушания.
Духовный плод сего подвига. Никон-игумен. Нашествие Едигея.
Открытие святых мощей Преподобного Сергия. Троицкий собор.
Кончина преподобного Никона
( 1391 – 1428 )

Радуйся, иноком наставниче предивный.

Акаф.1. Ик. 7

Радуйся, предводителю добрый в путь спасения текущим…

Акаф. 2. Ик. 8

В пророческом видении Преподобному Сергию показаны были прекрасные птицы, во множестве летавшие в стенах его обители и вокруг нее. Под руководством великого наставника действительно образовались дивные ученики. Одни из них до гроба подвизались в родной обители, другие, по внутреннему влечению благодати Божией или за послушание к своему великому авве, вышли из нее, чтобы основать новые обители в разных местах. Скажем кратко сначала о первых.

Первыми сподвижниками Преподобного Сергия в его тяжелой отшельнической жизни, как известно из предшествующего рассказа, были:

1. Василий Сухой.

2. Онисим.

3. Елисей, сын Онисима.

4. Иаков, прозванием Якута 189.

Позднее пришли под его благодатный кров:

5. Архимандрит Симон, променявший власть на звание послушника Сергиева и за то удостоившийся быть участником видения Преподобного о судьбе его учеников.

6. Михей. Это был любимый келейник Преподобного Сергия, «возливавший, по выражению Епифания, воду на руце его». Под руководством великого старца он взошел на высокую степень духовного совершенства, как сие особенно видно из того, что он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Кроткий ученик почил в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной в честь явления Богоматери Преподобному Сергию, свидетелем коего (видения) удостоился быть Преподобный Михей190.

7. Исакий Молчальник.. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. По отзыву летописца, преподобный Исаакий отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез191. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего Преподобному Сергию, скончался зимою 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и погребен близ Троицкого собора, к востоку.

8. Макарий, соучастник Исаакия в видении Ангела.

9. Келарь Илия, «старец добрый и послушливый» 192, скончался 1384 года на Троицкой неделе.

10. Экклесиарх, Симон видевший благодатный огонь, коим причащался Преподобный Сергий. О нем с похвалою отзывался сам Преподобный.

11. Игнатий, вскоре после смерти Преподобного Сергия удостоившийся видеть его стоящим в церкви на своем месте и поющим с братией.

12 и 13. Варфоломей и Наум, известные по явлению Преподобного Сергия во время осады Лавры193.

14. Александр Пересвет и

15. Андрей Ослябя, названные в древних рукописных святцах° преподобномучениками194.

16. Иоанникий, не упоминаемый в житии, но изображенный на древней иконе вместе с другими учениками Преподобного Сергия.

17. Епифаний Премудрый, также изображен купно с своим наставником и прочими его учениками на иконе Троицкого собора. Епифаний впоследствии был духовником в обители Сергиевой и оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития Преподобного Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь Святителя Стефана Пермского, с которым он вместе жил в молодости своей в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом Затвор° 195.

18. Никон, подобно Михею, удостоившийся сожития в одной келлии с святым старцем и бывший потом его преемником по игуменству. Древний жизнеописатель, говоря о его строгоподвижнической жизни, выражается, что его имя «яко священие некое обношашеся» еще во время его земной жизни. Имя сего ученика Сергиева так тесно связано с историей обители Сергиевой в первое время по кончине ее основателя, что о нем следует сказать подробнее, чем о прочих учениках великого старца. Никон был продолжателем дела Сергиева в его обители, и, как видно из жития его, отошедший ко Господу наставник не переставал и по кончине своей благодатно руководить своего достойного ученика.°

Родиною Преподобного Никона (родился в 1355 г.) был город Юрьев Польской, не в дальнем расстоянии от обители Сергиевой. В ранней молодости слышал он о равноангельной жизни святого старца и пожелал видеть его и последовать по его стопам. И вот приходит он в обитель Пресвятыя Троицы и просит Сергия принять его в число своих учеников. Но случилось то, чего, конечно, не ожидал проситель: Сергий не принял в Лавру своего будущего преемника. «Дела святых, – замечает по сему случаю святитель Филарет, – и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Точно так же некогда поступил Евфимий Великий с Саввою Освященным°, когда сей пришел в его Лавру° в юном возрасте, и отослал его в подчиненный монастырь к Преподобному Феоктисту.° Несообразным находил он причислить к собору старейших иноков юношу, который требовал иногда отдельнаго руководства. Так, вероятно, рассуждал и Преподобный Сергий о юном Никоне. А может быть, провидя его особенные достоинства, старец пожелал поставить его в неожиданный подвиг послушания и смирения, и вместе с тем хотел, чтобы тот, кому суждено – младшему – начальствовать над старейшими подвижниками Лавры, явился к ним, по крайней мере, не юношею, а уже пресвитером. Как бы то ни было, авва послал юношу к ученику своему Афанасию, в Высоцкий монастырь, что в городе Серпухове.°

Нелегко было юному Никону понести это испытание его послушания. Святость и мудрость Сергия он знал, в Сергии он надеялся найти себе совершенного руководителя. Афанасия, по всей вероятности, Никон не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не поколебался бы? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от Сергия, чтобы исполнить подвиг послушания Сергию, согласился быть учеником ученика, чтобы достигнуть большего смирения. Зато впоследствии никто не пользовался такою близостью к Сергию, как он, из послушания удалившийся от него! Таков жребий беспрекословного послушника!» – замечает святитель Московский Филарет196.

И Афанасий не без испытания принял Никона. Он устрашал его трудностями монашеского жития, но, видя его твердую решимость на все, наконец принял и облек в ангельский образ. Никон отдал себя руководству Афанасия как бы самого Сергия и за то скоро почтен был саном священства. Афанасий любил Никона, как сына, но душа Никона стремилась в пустыню великого Сергия. Года через два после прибытия к Афанасию Никон стал просить своего наставника отпустить его к Сергию, и Афанасий охотно согласился. Старец с радостию встретил Никона и уже навсегда оставил в своей обители. Здесь он сначала проходил келарское послушание, а потом старец взял его в свою келлию. В этой убогой келлии Никон нашел для себя и высшее училище духовного любомудрия в беседах Богомудрого Сергия, и новое поощрение к подвигам в близком примере святого старца, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Любящее сердце Сергия было для Никона отверстою дверью, откуда исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона было также отверстою дверью для открытия Сергию помыслов° и душевных движений, дабы никакое сомнениe или смущение не уменьшило чистоты совести. Так почил на Никоне дух Сергия, и Сергий в последние годы сложил на Никона часть своих забот о братии, а потом, за шесть месяцев до кончины, и совсем передал Никону начальство над своею Лаврою.

«Кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в Лавре кончиною Преподобного Сергия? – вопрошает святитель Филарет и отвечает: – По крайней мере, никто лучше Преподобного Никона не мог уменьшить чувства сего лишения.»° Между прочим он положил себе за непременное правило, во-первых, в точности и с любовию выполнять все то, что учредил и заповедал святой основатель обители, и, во-вторых, был первым на общих братских трудах. Он часто предлагал братии поучения в церкви, и его слово дышало отеческою любовию и духовною мудростию. Кротостию в обращении, заботливым управлением и отеческими советами он не только приобрел любовь и уважение всей братии, но и далеко за ограду обители распространились о нем благоговейное мнение и слава. Но эта слава очень тяготила его и устрашала. От своего великого наставника Сергия он научился только поневоле, ради блага других, начальствовать, а по влечению собственной души – уединяться и безмолвствовать. И вот от молвы дел начальнических он удалился в особую келлию, а как братия много скорбели о том, то он предоставил им избрать другого игумена. Избран был Савва, бывший дотоле братским духовником, но через шесть лет и тот оставил начальствование в обители Сергиевой и по просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича° удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель – «на Сторожах».° Тогда братия слезными молениями убедили Преподобного Никона снова принять на себя труды управления, и Преподобный, из любви к братии, уступил их желанию, но с условием, чтобы ему не препятствовали известную часть дня посвящать богомыслию и слезной молитве.

Великий Сергий шел путем жестким, путем крайних лишений по своей доброй воле. Ученикам его пришлось идти путем нужд и лишений поневоле. В ноябре 1408 года к Москве подступил свирепый Едигей.° Преподобный Никон молил Господа о защите обители и призывал на помощь своего наставника, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз после долгой ночной молитвы сел он для отдыха и задремал. Вдруг явились ему Святители Петр и Алексий и с ними Преподобный Сергий. «Так угодно судьбам Божиим, – сказал Сергий, – чтобы нашествие иноплеменных коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав мир°, святые стали невидимы. Преподобный Никон пришел в себя, поспешил к дверям келлии и нашел их запертыми. Он отпер и вышел и увидел святых, идущих от его келлии к церкви, чем и удостоверился, что это был не простой сон, а истинное видение.

Предсказание исполнилось. Обитель сожжена. Предупрежденные небесным известием, Преподобный Никон и братия временно удалились из нее и сберегли от расхищения некоторые святыни, книги и келейные вещи Преподобного Сергия. 20 декабря, в день памяти Святителя Петра, Едигей отступил от Москвы и скрылся в степях. Никон и братия возвратились на пепелище обители, которая через три года была обстроена вся заново, кроме церкви. Место, где погребен был Преподобный Сергий и где ныне стоит Троицкий собор, Преподобный Никон сберегал для будущего каменного храма197, почему деревянный храм и был построен на том месте, где теперь церковь Сошествия Святаго Духа. Этот храм был освящен в 1412 году, 25 сентября, в день памяти Преподобного Сергия198. И достойные видели, как Святитель Алексий с Преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители199.

Преподобный Никон пользовался любовию и уважением князей: в 1401 году он крестил сына Дмитрия у князя Кашинского Василия Михайловича°; в 1410 году, по просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича, он свидетельствовал его духовное завещание; Великий Князь Василий Димитриевич дал на его имя несколько жалованных грамот обители°, которая при Никоне приобрела несколько земель – частью вкладами, частью покупкою. Но всего более заботился Преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Под его руководством братия усердно занималась списыванием Богослужебных и отеческих книг.

Сладостнейшею наградою Никону за его труды для обители было открытие святых мощей великого учителя – Преподобного Сергия. Это совершилось при копании рвов для каменного храма Пресвятыя Троицы. Незадолго пред тем Преподобный Сергий сам повелел в видении одному благочестивому мужу, жившему близ обители, возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде, утесняющей тело мое?» 200 И вот 5 июля 1422 года в присутствии крестного сына Сергиевa, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, Преподобный Никон изнес из земли нетленные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. С благоговейною любовию и усердными молитвами созидался и украшался каменный храм как место покоя для мощей великого Сергия, которые и были перенесены в него по освящении храма. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев°, вызванные для сего из обители Преподобного Андроника. И доныне стоит этот храм Никонова строения, непотрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. И до сих пор красуется в нем чудотворный образ Пресвятыя Троицы, написанный преподобным Андреем.°

Преподобный Никон скончался на семьдесят третьем году своей жизни. Почувствовав приближение кончины, он призвал братию и дал ей последние наставления, в которых как бы слышалось завещание великого Сергия. Никон завещал братии строго соблюдать чин молитвы дневной и ночной, не часто выходить из обители, быть мужественными в искушениях, повиноваться начальствующим, любить труд и безмолвие и ни одного бедного пришельца не отпускать с пустыми руками.

Наконец, приобщившись святых Христовых Таин, уже в крайнем изнеможении умирающий старец благословил каждого и сказал: «Отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего, не хочу более здесь оставаться!» Видно, в откровении ему был показан блаженный покой, ему уготованный, хотя смиренный подвижник никому о том ясно не говорил. «Изыди, душе моя, – тихо промолвил он наконец, – идеже ти уготовано пребывалище°; пойди радующися, Христос зовет тя!» И, оградив себя крестным знамением, мирно почил о Господе 17 ноября 1428 года201.

Его святое тело положено близ мощей Преподобного Сергия°, и Богу, дивному во святых Своих, угодно было, чтобы это служило не только памятником их взаимной близости в жизни временной, но и знамением их взаимного общения в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Неоднократно Сергий и Никон оба вместе являлись и вместе чудодействовали...

 



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.