Проповедь иеромонаха Аверкия в день памяти Святителя Иннокентия Московского

Проповедь иеромонаха Аверкия в день памяти Святителя Иннокентия Московского
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Аверкия.

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

В книге преподобного Дорофея повествуется, как некогда авва Зосима говорил слово к народу о смиренномудрии. В это время приступил к старцу некий софист, желая точнее уразуметь сказанное старцем поучение вопросил: «Скажи, отче, как ты, говоря о смиренномудрии, называешь себя грешным, в то время как живешь весьма добродетельною и святою жизнью? Ведь ты не можешь не видеть того, что совершаешь Заповеди Господни. Ты не можешь не видеть того, что подвизаешься о Господе.» Этим вопросом философ поставил старца в некое затруднение. И старец не находя, что ответить в простоте сердца отвечал ему: «Не знаю, что тебе сказать, только знаю одно, я грешник». Философ же продолжал настаивать на своем и спрашивал старца: «Ну как же так может быть. Живя добродетельной жизнью, человек сознает себя грешным»? 

Старец же долгое время так и не находился с ответом. В это время к нему пришел на помощь преподобный авва Дорофей, который был еще молод, светски образован, был искусен в книжном искусстве и философии. Он спросил у философа: «Не так ли бывает во во врачебном искусстве или философском? Человек долгое время обучается этому искусству, и как бы нечувствительно для себя приходит в некий навык. Постигает это искусство, эту науку, и потом не знает и не может объяснить, каким образом он постиг эту премудрость. Так бывает и со святым», - отвествовал святой. Старец обнял преподобного авву Дорофея и сказал: «Ты воистину постиг дело Божие». 

И в другом месте авва Дорофей на подобный вопрос некоторого жителя города Газы приведя следующий пример, спросил у него:
- Скажи, кем ты считаешь себя в городе Газы? 

Тот отвечал:

- За одного из самых важных господ.

-Но если ты поедешь к кесарю, - сказал авва Дорофей, - то там кем ты будешь себя считать. 

-У кесаря я буду считать себя одним из последних его вельмож. 

-Но если после кесаря, - говорил авва Дорофей, - ты поедешь в Алексадрию, больше город, то там кем ты будешь считать себя? 

-Там я буду одним из простолюдинов, - ответствовал этот господин.

-Но если из Александрии ты поедешь в Константинополь и предстанешь пред царем, то там кем ты будешь?

- Я буду никем, - отвечал он.

- Так и у святых, - отвествовал преподобный Дорофей, - бывает так, что чем ближе человек приближается к Небесному Царю, тем более грешным и никчемным он себя ощущает, тем более видит он свои грехи. 

Так объяснил это преподобный авва Дорофей.

Все святые проходившие путь Божий, подвизавшиеся о Господе, стяжавшие Божию благодать, приближавшиеся ко Господу, осознавали себя грешными. Преподобный Авраам называл себя пеплом и землей, Исаия окаянным и грешным человеком. Все святые древнейших времен и до нашего времени, прошедшие путь Божий, осознавали себя грешниками. 

Святой, память которого мы сегодня с вами, братья и сестры, празднуем, Святитель Иннокентий Московский, имел две отличительные черты, которые как бы красною нитью проходят через все его житие. Он имел живую веру в промысел Божий и глубокое смиренное мудрование о себе. Уже, будучи известным проповедником и будучи призванным к императору в дом для частной беседы с его семьей, он рассказывал о своих путешествиях и о жизни в дальних Сибирских странах, где он проповедовал Слово Божие среди алеутов. И когда слушавшие его пришли в восторг и изумление, о столь великих трудах и трудностях, которые он по благодати Божией преодолел, и сказали ему об этом, Святитель Христов отвествовал: «Здесь нет никакой моей заслуги, все дело в Божией благодати. Единственное мое дело состояло в том, чтобы решиться следовать в какой-то назначенный пункт, место, а дальше уже не было выбора. Отправившись однажды в путь, свернуть уже с этого пути было невозможно». 

А гордиться, по разумению человеческому, Святителю Христову было чем. Отправившись еще молодым протодьяконом вместе со своей семьей на проповедь слова Божия в дальние Сибирские страны к алеутам, Святитель Христов в течение десяти лет проповедовал Слово Божие в этих далеких северных странах, претерпевая все трудности жизни в этих диких краях, живя сначала в землянке. Сам путь его от места его жительства до места назначения продолжался различным видом транспорта: на санях, упряжках, водным путем в течение четырнадцати месяцев. После этого, когда начальство увидело успехи проповеди слова Божия у алеутов, оно направило Святителя Иннокентия к другим, более суровым племенам сикхам, которые до этого даже убили одного из проповедников. Но там своим смирением, своей заботой о ближних, Святитель Христов стяжал неизменную любовь этих диких и жестокосердных племен. 

Долгое время Святитель Христов Иннокентий провел в трудах и подвигах, проповедуя Слово Божие в дальних Сибирских странах. Труды его исчислить представляется нам даже невозможным. Это займет очень продолжительное время. Учредив епархию в Благовещенске, проповедуя в Якутии, Святитель Христов был вскоре возведен в митрополиты, а затем в преклонных годах уже был переведен на место почившего Святителя Филарета Московского, на Московскую кафедру. Здесь уже, будучи престарелым немощным старцем, он изрядно потрудился во Славу Божию. И при всех сих великих трудах Святитель Христов исповедовал свою никчемность. Не приписывал никаких подвигов своей чести, но все прописывал благодати Божией. 

Преподобный авва Дорофей приводит пример следующий, объясняя такое состояние святых. Он говорит, что святые, стяжавшие смирение Божие, были подобны людям, которые были обличены в некоторую драгоценную блистательную одежду. И поэтому когда хотели их покрыть славою их как бы покрывали неким рубищем, от которого они отбегали. Люди же грешные подобны людям нагим, которые ищут хоть какое-либо рубище похвалы, дабы прикрыть свою наготу. 

Будем же братья и сестры подражать жизни Святителя Христова Иннокентия, а паче подражать его смирению, потому что по слову святых, смирение одно способно спасти нас без наших добрых дел, только это будет долгим. Смирение же пришед, привлечет в нашу душу благодать и спасет нас.

Аминь.  

6 Октября 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

22 октября 2019 г. (9 октября ст. ст.)

Ап. Иакова Алфеева (I). Прпп. Андрони́ка и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обре́тение мощей прп. Севастиана Фомина исп. (1997). Корсунской иконы Божией Матери.
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, СЕРАФИМ (К.), СИМЕОН; иером. ГАВРИИЛ, ФИЛАРЕТ, ГЕРОНТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, ИРАКЛИЙ, ЕМИЛИАН, МОИСЕЙ, НИКИФОР, ИОСИФ 
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).