Проповедь в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Архимандрит Иоанн (Захарченко)

Достославный святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни. После мученической кончины страстотерпца от прославлен­ных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Мученик Христов явился особенным покровителем своего родного го­рода Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов.


Вмч. Димитрий Солунский. Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых муче­ников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, ко­торые оставил нам Господь Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32–33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5: 44–45).

Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Хри­стовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.

Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об от­ношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Вниматель­но читая жизнеописания святых мучеников, мы можем заметить, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напро­тив, страдальцы за веру видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Святые му­ченики мо­лились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им гре­ха жестокости сердца. Так действуя и поступая, эти праведники быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.

Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можно сказать, что как далеко мы отстоим от образа жизни святых мучени­ков, так и далеки мы и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими со­весть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь люб­ви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различны­ми страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода ос­корбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее уст­роение, благодаря чему обнаруживаются наши страсти, об искорене­нии которых мы могли бы позаботиться.

Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбле­ния от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелателях только обидчиков, но никак не поймем, что они – наши благодетели, исцеляющие наши души от страстей и тем самым доставляющие нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.

Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение. 

По учению святых отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устрое­ния вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей. 

Будем в своей христианской жизни подражать святым муче­никам в великодушном перенесении самой смерти. Если же бу­дем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе да­же начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призы­вать себе в помощь святого великомученика Димитрия и про­чих святых мучеников.

Источник: Архимандрит Иоанн (Захарченко). Проповеди. – Киев, 2000.


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

27 ноября 2020 г. (14 ноября ст. ст.)

Апостола Филиппа (I). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Сщмчч. Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мчч. Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Феодора Грудакова пресвитера (1940); cщмч. Сергия Константинова пресвитера (1941).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ; иером. ВАДИМ, АГАФОН, ИПАТИЙ, АРИСТАРХ, ЕРМОГЕН, ПРОКЛ, СЕРАПИОН    
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.