Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Тавриона (Иванова) на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В древнем Риме в Церкви, когда посреди храма ставили вертеп, он, как правило, стоял до праздника Сретения Господня. Мы знаем, что Господь крестился в тридцатилетнем возрасте, когда Он пришел на реку Иордан к святому Иоанну Предтечи. Сретение Господне – это праздник, отстоящий от праздника Рождества Христова на сорок дней, когда Матерь Божия по Ветхому Завету принесла своего первенца для того, чтобы посвятить Его Богу в Иерусалимский храм.

~ Крещение Господне. Фреска Духовского храма ТСЛ.jpg

Крещение Господне. Фреска Духовского храма 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Праздник Крещение Господне – это выход Спасителя на общественное служение, на проповедь. До этого времени Он тридцать лет прожил в Назарете, занимаясь вместе со своим названным отцом Иосифом Обручником ремеслом плотника. Кто приходил на реку Иордан к святому пророку Иоанну Предтечи, когда к нему пришел Господь? Такие же, как мы с вами грешники: мытари, блудницы и блудники, фарисеи, саддукеи - все те, кто сознавал свою греховность и необходимость очищения, исправления своей жизни в покаянии перед пророком Предтечей. Когда Господь стал посреди этой толпы грешников, Иоанн Предтеча в ужасе спрашивал Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. гл. 3, 14) Как ты можешь, Агнец Божий, вземляй грехи мира, прийти и креститься у меня?» Но Господь Ему говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. гл.3, 15).

Вход Спасителя в воды Иордана промыслительно указывал на его распятие, крестную смерть и сошествие во ад. А выход из святых вод Иордана - на Его будущее Воскресение, Вознесение и Пятидесятницу. В это время - почему этот праздник называется Богоявление - как описывает евангелист: «И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася ему небеса, и виде духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на него. И се, глас с небесе глаголя: сей есть Сынъ мой возлюбленный, о немже благоволих.» (Мф. 3, 16 - 17). В этот момент небо, которое было закрыто после грехопадения Адама, открылось, ибо Господь, придя, для того чтобы спасти не праведников, а грешников, то есть нас, в этот момент убрал это препятствие, которое заключалось в первородном грехе Адама - нераскаянности первого человечества.

Крещение Господне положило начало нашего спасения. С этих пор, как говорит апостол: «Тела' ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1 Кор. 6, 15). (У нас есть таинство покаяния).

В этот день промыслительно освятились все водные стихии, и нам дана помощь в нашей жизни помимо таинств - крещенская вода, Святая Агиасма. Любое свое дело и начинание христиане освящают крещенской водой, которая обладает удивительной силой.

В житии преподобного Амфилохия Почаевского, который подвизался в середине прошлого века, описывается, как богоборческие власти изгнали его из Почаева, и он служил в одном из приходов на Западной Украине. К нему приходили толпы болящих, бесноватых, и он всех их исцелял, отслужив молебен, освятив воду и окропив их. Власти видя, что у них не получается справиться с ним, поместили его в местную психиатрическую больницу. Врачи спрашивали преподобного Амфилохия: «Как же ты можешь исцелять? Как ты это делаешь?» А он отвечал им: «Принесите мне священническое облачение, требник, кадило, чащу, и вы увидите, на следующий день в вашей психиатрической больнице никого не останется. На что они говорили: «А ты так попробуй». Преподобный Амфилохий отвечал им: «Как же может воин идти в бой без оружия».

Господь дал нам это оружие - святую крещенскую воду. Какие бы у нас не случались неприятности, если мы с верою принимаем ее, с верою окропляем наше жилище, освящаем наши дела, то, как войны Христовы мы идем по нашей жизни с этим удивительным оружием.

В этот праздник Крещения Господня будем помнить о том, что Господь помимо самого великого таинства - таинства причащения, дал нам таинство покаяния и помощь в нашей жизни - крещенскую воду, Святую Агиасму. Будем трудиться и использовать все это оружие, чтобы Господь удостоил нас Царствия Небесного. Аминь.


STSL.Ru


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

30 мая 2017 г. (17 мая ст. ст.)

Ап. Андроника и св. Иунии (I). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893).
08:30 - 10:30 Поздняя литургия
Успенский собор
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей