Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумена Тавриона (Иванова) на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В древнем Риме в Церкви, когда посреди храма ставили вертеп, он, как правило, стоял до праздника Сретения Господня. Мы знаем, что Господь крестился в тридцатилетнем возрасте, когда Он пришел на реку Иордан к святому Иоанну Предтечи. Сретение Господне – это праздник, отстоящий от праздника Рождества Христова на сорок дней, когда Матерь Божия по Ветхому Завету принесла своего первенца для того, чтобы посвятить Его Богу в Иерусалимский храм.

~ Крещение Господне. Фреска Духовского храма ТСЛ.jpg

Крещение Господне. Фреска Духовского храма 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Праздник Крещение Господне – это выход Спасителя на общественное служение, на проповедь. До этого времени Он тридцать лет прожил в Назарете, занимаясь вместе со своим названным отцом Иосифом Обручником ремеслом плотника. Кто приходил на реку Иордан к святому пророку Иоанну Предтечи, когда к нему пришел Господь? Такие же, как мы с вами грешники: мытари, блудницы и блудники, фарисеи, саддукеи - все те, кто сознавал свою греховность и необходимость очищения, исправления своей жизни в покаянии перед пророком Предтечей. Когда Господь стал посреди этой толпы грешников, Иоанн Предтеча в ужасе спрашивал Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. гл. 3, 14) Как ты можешь, Агнец Божий, вземляй грехи мира, прийти и креститься у меня?» Но Господь Ему говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. гл.3, 15).

Вход Спасителя в воды Иордана промыслительно указывал на его распятие, крестную смерть и сошествие во ад. А выход из святых вод Иордана - на Его будущее Воскресение, Вознесение и Пятидесятницу. В это время - почему этот праздник называется Богоявление - как описывает евангелист: «И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася ему небеса, и виде духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на него. И се, глас с небесе глаголя: сей есть Сынъ мой возлюбленный, о немже благоволих.» (Мф. 3, 16 - 17). В этот момент небо, которое было закрыто после грехопадения Адама, открылось, ибо Господь, придя, для того чтобы спасти не праведников, а грешников, то есть нас, в этот момент убрал это препятствие, которое заключалось в первородном грехе Адама - нераскаянности первого человечества.

Крещение Господне положило начало нашего спасения. С этих пор, как говорит апостол: «Тела' ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1 Кор. 6, 15). (У нас есть таинство покаяния).

В этот день промыслительно освятились все водные стихии, и нам дана помощь в нашей жизни помимо таинств - крещенская вода, Святая Агиасма. Любое свое дело и начинание христиане освящают крещенской водой, которая обладает удивительной силой.

В житии преподобного Амфилохия Почаевского, который подвизался в середине прошлого века, описывается, как богоборческие власти изгнали его из Почаева, и он служил в одном из приходов на Западной Украине. К нему приходили толпы болящих, бесноватых, и он всех их исцелял, отслужив молебен, освятив воду и окропив их. Власти видя, что у них не получается справиться с ним, поместили его в местную психиатрическую больницу. Врачи спрашивали преподобного Амфилохия: «Как же ты можешь исцелять? Как ты это делаешь?» А он отвечал им: «Принесите мне священническое облачение, требник, кадило, чащу, и вы увидите, на следующий день в вашей психиатрической больнице никого не останется. На что они говорили: «А ты так попробуй». Преподобный Амфилохий отвечал им: «Как же может воин идти в бой без оружия».

Господь дал нам это оружие - святую крещенскую воду. Какие бы у нас не случались неприятности, если мы с верою принимаем ее, с верою окропляем наше жилище, освящаем наши дела, то, как войны Христовы мы идем по нашей жизни с этим удивительным оружием.

В этот праздник Крещения Господня будем помнить о том, что Господь помимо самого великого таинства - таинства причащения, дал нам таинство покаяния и помощь в нашей жизни - крещенскую воду, Святую Агиасму. Будем трудиться и использовать все это оружие, чтобы Господь удостоил нас Царствия Небесного. Аминь.


STSL.Ru


< Назад | Возврат к списку

Богослужения

24 января 2017 г. (11 января ст. ст.)

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).
08:30 - 10:30 Поздняя литургия
Успенский собор
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...