Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Геронтия в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня мы празднуем второй день Крещения Господня, Богоявления и Собор Святаго Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Господь о нем сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. гл. 11, 11). Святой Иоанн Предтеча скитался в пустыне, пока глас Господень ни воззвал его из пустыни на дело Божие, для того, чтобы исполнить всякую правду: то, что угодно Господу, что назначено в совете Святой Троицы и служит нашему спасению.

Собор славного пророка и Крестителя Господня Иоанна.jpg

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Святый Иоанн Предтеча был строгий аскет и строгий постник. Он жил в глубокой пустыни, а пищей ему служили акриды, особый род саранчи. По толкованию преподобного Арсения Великого и Исидора Пелусиота он питался растениями и диким медом, который на вкус был горький и даже неприятный. О жилище он абсолютно не заботился. Его домом была пустыня. Его назначение состояло в том, чтобы явить Христа Спасителя миру, подготовить сердца и души к пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Своей проповедью он готовил людей к покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», - говорил он.

Дело в том, что Ветхозаветный род был груб, и не мог вместить духовный смысл Царствия Небесного. Они представляли его земным, то есть считали, что Миссия пришел освободить их от владычества римлян и дать им первенство. Но Святой Иоанн Предтеча говорил не об этом. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. гл. 18, 36), - сказал Сам Спаситель. Он призывает нас в Царство, которое будет нам дано во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа праведникам, тем, кто жил по Его святым заповедям и исполнял Его Святую волю. Тогда Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. гл. 25, 34). Спаситель говорил о духовном Царстве, в которое можно войти через благодатное таинство Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. гл. 16, 16). Другого пути нет. Только через Таинство Крещения мы имеем надежду на спасение.

«Но не все те, кто крещены, спасаются и наследуют Царство Небесное, а кто исполняет волю Божию и уготовляет свою душу, свое сердце к принятию благодати Святаго Духа», - пишет Святый Иоанн Златоуст. Мы должны помнить, что через таинство крещения мы только начинаем путь спасения и не должны на этом успокаиваться. Нам нужно исправить свои духовные кривизны и шероховатости, то есть наши страсти и греховные привычки, которые борют нас от юности, и с помощью Божией очистить свои сердца и души.

Святой Иоанн Предтеча обличал человеческие пороки. Он вводил тех, кто приходил к нему в струи Иорданские, и они исповедовали свои прегрешения. Он еще не имел полной власти прощать грехи. Только после страданий Господа нашего Иисуса Христа, дается такая власть епископам и священникам. Те, кто приходили к Иоанну Крестителю на реку Иордан исповедовали свои грехи перед праведным святым человеком, и таким образом облегчалось состояние их души, и они получали силы к исправлению.

Господь пришел как простой израильтянин и со смирением просил крещение у кого? У своего раба. Святой Иоанн Предтеча в благоговейном ужасе отрицался и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. гл.3, 14) Я недостоин Тебя крестить. Ты меня крести Святым Твоим Духом». Но Господь сказал: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. гл. 3, 15)). Безгрешный Господь сразу вышел из воды, потому что не имел греха. Когда люди, которые приходили на Иордан, омывались в его водах, то от их грехов вода загрязнялась, становилась как бы мертвой, а Господь прикосновением Своего Святого Пречистого тела очистил воду. Святый Дух сошел на Господа нашего Иисуса Христа, на водное естество, на землю и на стихии. Таким образом, земля, загрязненная грехами человеческими, получила освящение. В праздник Крещения Господня происходит то же самое, что происходило тогда при Крещении Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник погружает Крест, как бы Сам Христос вновь погружается в воды, и освящается вода. Таким образом освящаются все стихии. А через таинство крещения освящаются человеческие души.

Возблагодарим Господа нашего Иисуса Христа, что Он так премудро все устрояет к нашему спасению. Мы должны помнить о том, что мы сами крещены, и должны благодарить Господа за это таинство и приносить плоды покаяния. Крещенскую воду нужно принимать с верою, благоговением и радостью, благодарить Господа за каждую ее каплю, освящать себя, свою душу и жилище. Через это Господь дарует нам новые силы и благодать к несению своего креста, исполнению воли Божией и устроению пути нашего личного спасения. Аминь.  



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

24 января 2017 г. (11 января ст. ст.)

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).
08:30 - 10:30 Поздняя литургия
Успенский собор
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...