Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Филиппа в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая православная Церковь и все мы, ее верные чада, приближаемся к празднованию великого вселенского события Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Два последних воскресения перед этим великим событием Церковь постановила совершать память тех лиц, которые были непосредственными предшественниками и участниками в истории этого события. Сегодняшнее воскресение посвящено памяти святых праотцев. Следующее воскресение будет посвящено памяти святых отцев.

Святые праотцы.jpg

Святые праотцы

Кто же такие святые праотцы? Это все те люди, все те праведники, которые жили до Рождества Христова, которые веровали обетованию Божию и ждали пришествия Спасителя, и своею верою, своими делами по вере приуготовляли это великое событие. А святые отцы, память которых будет совершаться в следующее воскресение - это непосредственные родственники Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В первой главе евангелия от Матфея перечисляется родословная Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его». (Мф. гл. 1, 2) Это и есть святые отцы. Праотцы – это не только кровные Его родственники, но вообще все те, кто были в Ветхом Завете. Кто же это были и что это за люди?

Здесь можно вспомнить самые разные имена, целый сонм имен. Прежде всего, конечно, это праведники еврейского народа, потому что именно его Господь Сам избрал и произвел от одного человека - праотца Авраама. Но это также и те праведники, которые были до Авраама, которые называются Ветхозаветными Патриархами, и род которых в библейской истории возводится к самому праотцу Адаму, первому человеку, которого сотворил Бог. Как мы знаем, Адам был сотворен совершенным человеком и помещен в рай сладости. Затем случилось грехопадение. Он и Ева были изгнаны из рая. Вне рая, в этой земной юдоли скорбей, тягот, лишений и трудов они оплакали этот свой грех, свое преступление и получили прощение от Бога. Они возвратили, хотя и не полностью, благодать Божию и получили великое обетование, что от них в будущем родится великий потомок, и что, как сказано в Библии, семя их потомка сотрет главу змия. То есть этот потомок, который родится в отдаленном будущем, он сможет победить дьявола, который в образе змия склонил первых людей в раю ко греху.

Сегодня, совершая память всех этих Ветхозаветных людей, начиная от самого праотца Адама, мы должны подумать о том, чем же мы, современные верующие люди, православные христиане, можем быть причастны к череде этих святых людей. Какое значение их история имеет для нашей истории и для нашего спасения. Здесь мы должны, прежде всего, вспомнить слова Священного Писания, слова Апостола Павла, который говорит о том, что все мы являемся также чадами, детьми праотца Авраама, но чадами не по крови, а по духу, по вере, потому что сказано, что Авраам был отец всех верующих.

По плоти он явился родоначальником еврейского народа, от которого и произошел обетованный Миссия Христос, а по духу он является отцом всех верующих людей. Поэтому сегодня, когда мы совершаем память святых праотцев, мы должны понять наше состояние в нашей жизни, ибо недаром этот род праведников возводится к праотцу Адаму. Все мы, являясь его отдаленнейшими потомками, несем в себе то греховное повреждение, которое, к несчастью, он получил, преступив Заповедь Божию в раю. Это греховное повреждение, которое святые отцы называют «ветхий человек» или «ветхий Адам», есть именно то, что мешает нам приблизиться к Богу, что в Ветхом Завете являлось стеною между Богом и человеком, средостением, которое тянет нас к земным делам, словам, помышлениям, удовольствиям, развитие чего приводило к тому, что все люди до Христа, оказываясь отверженными благодатью Божией, нисходили во ад. Но мы, к счастью, живем после Рождества Христова, после пришествия Миссии и имеем возможность спасаться именно потому, что нам дан новый Адам - Христос, благодаря Которому мы имеем возможность получать доступ к благодати Божией.

Сегодня читалось евангельское чтение, которое очень своевременно подходит к празднованию нынешнего события. Как вы слышали, была прочитана притча, в которой было рассказано о том, что некий господин решил позвать своих друзей на свой пир. А друзья эти стали отрекаться и приводить разные житейские причины. Кто-то, как было сказано, купил волов и хотел их испытать, кто-то землю, кто-то женился и так далее. То, что они отказывались, привело к тому, что господин разгневался и послал своего слугу, чтобы он вышел на распутье и позвал людей совсем посторонних: нищих, бродяг, грешников. Как известно, эта притча о всех нас, христианах. Это именно прикровенное изображение тех событий, которые произошли в истории человечества, когда кровные предки Господа нашего Иисуса Христа, ждавшие Мессию и имевшие это обетование от Бога, при приходе на землю Господа нашего Иисуса Христа начали находить самые разные предлоги для того, чтобы не участвовать в Вечере Спасителя, чтобы не участвовать в Царствии Божием. Уже после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и Сошествия Святаго Духа на апостолов, Господь призвал язычников на Свою Вечерю, то есть народы до этого находящиеся вне Закона Божия, вне Благодати, вне познания истинного Бога.

Мы христиане, в том числе и чада Русской Православной Церкви, являемся как раз теми, кого Господь призвал на различных распутьях, с различных мест этой земной жизни для того, чтобы нам недостойным этой милости, поучаствовать в этой Вечери. Потому что те, кого ожидалось позвать изначально, отказались. Эта притча не только показывает нам, какой великой чести мы удостоились, но также является и грозным предостережением, которое заключается в том, что мы ведь тоже можем оказаться на месте тех людей в притче, которые стали приводить всякие разные житейские причины и отказываться от участия в пире. Так очень часто и происходит в нашей христианской жизни, когда мы, зная обетование Божие, зная призыв Божий, начинаем придумывать самые разные житейские предлоги, которые якобы не дают нам участвовать в пире Господнем. Поэтому сегодняшнее евангельское чтение заканчивается весьма грозными и назидательными словами, что много званых, а мало избранных (Мф. гл. 22, 14).

Все мы, призванные от язык, и есть эти званные. И нас действительно очень много. Христианская история показывает несметное количество людей званных, которые были позваны, чтобы поучаствовать в Вечере Господней, но много ли из них оказалось избранными, тех, кто действительно вошли в Чертог Царский. Этот вопрос мы должны сегодня задать. Для того чтобы нам на него получить ответ, мы должны вспомнить и то чтение, которое было прочитано в Апостоле. Перед тем как апостол Павел обобщил свою мысль, сказав, что мы не должны уже больше жить по ветхому человеку, он перечислял разные наши грехи и беззакония, которые все мы непрестанно совершаем, даже несмотря на то, что идет Святой пост и осталось всего две недели до Рождества Христова. Этим он хотел показать нам, что это и есть действие нашего ветхого человека, «ветхого Адама», и что если мы от этих действий не откажемся в своей жизни, не сможем их преодолеть благодатию и помощью Божией, то мы окажемся теми званными, которые не войдут в число избранных.

Поэтому сегодня, когда мы празднуем память святых праотцев, давайте помолимся и им, и Божией Матери, которая от них произошла, как прекрасный плод, и самому Господу нашему Иисусу Христу, чтобы нам достойно пройти эти последние недели, уже буквально дни перед Рождеством Христовым, достойно встретить этот великий праздник и быть не только званными, но и избранными. Аминь. 



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

29 апреля 2017 г. ( ст. ст.)

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. АЛЕКСАНДР, ГЛЕБ (Р.); игум. ИЛАРИОН, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, НИКАНДР, НИКОЛАЙ, АНАСТАСИЙ; иером. ПАИСИЙ, ВАЛЕНТИН, ЕРМОГЕН
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей