Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в навечерие Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как утренняя заря перед восходом солнца, так Предтеча Господень перед явлением солнца правды, Господа нашего Иисуса Христа, возгласил в пустыни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. гл. 3, 2). «Не обманывайтесь и не думайте, что вы спасетесь, что вы те, о которых пророчествовал Авраам, унаследуете уготованное вам Царство Небесное. Нет! Покайтесь, перемените свои взгляды, перестаньте грешить, ибо уже наступает Царство Небесное, исправьте стопы ваши» - так проповедовал Святый Иоанн Креститель.

_12.jpg

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Он был как великие ветхозаветные пророки. Слово его, как слово пророка Исаии, и невольно иудеи должны были помнить, что выступит Предтеча уготовить стопы Спасителя: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Лк. гл. 3, 4). Ибо Он уже идет. Конечно, иудеи не понимали духовной проповеди Иоанна Крестителя и не могли понять. Они считали себя наследниками Царства Небесного. Большая часть иудейских сект принадлежала фарисеям и саддукеям. Фарисеи верили в загробную жизнь и в закон Божий, но они исковеркали его. Взяли из разных преданий, истолковывая неправильно духовный смысл закона, тем самым убив его, а он должен животворить, управлять их к вечному спасению. А саддукеи не верили ни в загробную жизнь, ни в ангелов, ни в дьявола. Они считали, что наступит время, и сейчас уже наступает, и Господь истребит всех врагов своих избранников, а они будут царствовать на земле над всеми народами. Так греховно и беззаконно они полагали.

Святый Иоанн Предтеча явился на берегах Иордана в пустыне. Слово его горело как слово пророка Исаии, как пророка Илии. Внешне он был похож на древних пророков. Пищей ему служили акриды, растения и горький невкусный мед диких пчел, а одеждой, о которой он заботился еще меньше, чем о пище, ему служили власяны. Молва о таком великом проповеднике распространилась повсюду, и к нему начали стекаться народы, чтобы услышать его проповедь. Иоанн Креститель своим прозорливым взором видел прекрасно одетых фарисеев и саддукеев с беззакониями в их душах: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3, 7-12).

Дорогие братья и сестры, Господь и нас сегодня зовет к покаянию и исправлению жизни. Святый Иоанн Златоуст говорит: «Мало быть крещенным. Не все крещеные спасутся. А надо быть благочестивым, исполнять Заповеди Господни и свято их хранить». Особенно Заповеди о смирении, терпении, кротости, любви и милосердии, которых у фарисеев и саддукеев и не было. Внешне они казались людям благочестивыми и делали вид, что они молятся. Иоанн Креститель осудил их: «Вы, пораждения ехидны, пораждения гнусных отцов, гнусные дети. Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. гл. 3, 7). Грядет Судия живых и мертвых, и на Страшном Суде отделит праведников от грешников, как человек на токе отделяет солому от пшеницы. Пшеница, праведники, - в Царство Небесное, а солома, то есть грешники, будут брошены в огонь вечный, где будут гореть и мучиться, и мукам их не будет конца».

Итак, покайтесь, исправьте свою жизнь. Перестаньте грешить, перестаньте думать, что вы избранные. Избранные - это те, которые исполнят заповеди Господни, которые не только будут крещены, но покаются и принесут плоды покаяния: любовь, смирение, милосердие, взаимную помощь и так далее. Дорогие братья и сестры, сегодня для нас не менее великое время, чем было тогда. Спаситель уже грядый. Он был еще в Назарете, а Иоанн Креститель уже объявил о Его пришествии, и сказал, что нужно, чтобы достойно встретить Его. К сожалению, многие фарисеи и книжники не встретили и не приняли Его, несмотря на то, что совершал Спаситель. Ни один из великих пророков: ни Моисей, ни Илья - никто не совершал таких знамений, какие совершал Спаситель. Он воскрешал умерших, возвращал зрение рожденным без глаз, исцелял бесноватых и больных. Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин. гл.8 46). Фарисеи и книжники следили за Ним, как за Иоанном Предтечей, чтобы в чем-нибудь обличить Его, но никто не мог ничего найти за Спасителем. Господь так сказал об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». (Мф. гл. 11, 11). Кто удостоится Царствия Небесного, тот будет больше, чем был святой Иоанн Предтеча на земле. В Царствии Небесном все будут как ангелы в раю, где радости не будет конца.

Дорогие братья и сестры, наше время - благодатное. Мы можем свободно ходить в храмы, в которых ежедневно совершается литургия. Открыты монастыри, выпускается огромное количество православной литературы. Кто думал тридцать, сорок или пятьдесят лет тому назад, что так будет. Ничего не было. В ручную переписывали молитвословы, евангелие. Верующие машинистки печатали духовную литературу: авву Дорофея и другую. Переплетали ее, раздавали, и так спасались. Сейчас полная свобода. Как никому много нам дано. Кому дано много, с того много и взыщется. Будем внимательны сегодня в наше непростое время. Время очень благодатное для спасения и очень страшное для погибели. Сегодня многие люди хлынули в Церковь. Спрашивают: «Чего от меня хотят? Я молюсь, причащаюсь, каюсь. Чего еще нужно?» А нет той любви жертвенной, нет того покаяния, смирения, терпения, милосердия, которых ждет от нас Господь. К любви призвал нас Господь. Поэтому Святый Иоанн Златоуст и говорит: «Покайтесь, пока еще не поздно».

На каждом шагу Господь звал Иуду к покаянию. Один из вас предаст Меня. (Ин. 13, 21). Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. (Ин. гл. 13, 26) И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. (Ин. гл. 13, 27). Он не покаялся. Тридцать серебренников – это цена больного, не способного к работе раба в те времена. Иудеи могли бы тридцать тысяч дать. И не нужен был Иуда. Некоторые католические богословы говорят: «Если не Иуда не было бы спасения». Нет. Иуда не нужен был. Когда Господь вышел из Гефсиманского Сада, Иуда еще не подошел. Кого ищете? Все упали от страха на землю, поклонились. Иисус им говорит: «Это Я. Оставьте их, а меня берите». Три раза Господь повторил: «Кого ищете?» Все упали от страха на землю. Это Я и все. И когда Его уже брали, Иуда подбежал, и как завещал им, поцеловал Спасителя. Поздно было. И Господь звал его к покаянию: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. гл. 22, 48). Мог бы покаяться. Но нет. Дьявол вселился в него. Он бросил деньги и удавился. Апостол Петр тоже напугался и отрекся. Но у него была великая вера. Он оплакал свое покаяние, и, как говорят предания, до конца жизни глаза у апостола Петра была красными. Ночью, когда запевали петухи, он вставал и плакал, хотя знал, что Господь простил его и восстановил в апостольстве, и он просветил всю вселенную. Таково покаяние. Такова великая любовь Господня к нам грешным.

Братья и сестры, сегодня великий праздник. Обновляется вся природа, освящаются воды. Будем стараться не толкать друг друга, без шума, с благоговением брать эту великую святыню и нести домой. Освятить свои дома и хранить ее как величайшую святыню. Крещенская вода называется Великая Агиасма. Только ей освящаются и иконы, и храмы, и облачения, и дома - все. Только крещенскою водой. Берите эту воду с благоговением, благодарите Господа и молитесь. Будьте верными сынами нашей русской православной Церкви, единственной и спасительной, чтобы стать твердой пшеницей на ниве Божией, а не плевелами, чтобы в оное время, а время, может быть, уже приближается, когда Господь придет судить живых и мертвых, удостоиться его блаженного призыва: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. гл. 25, 34). И не дай Бог услышать: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. гл. 25, 41) Не дай Бог. Дай Господи нам быть верными чадами и сынами нашей Церкви, православной и спасительной, покаянием, любовью, терпением, смирением, милосердием, молитвою и добрыми делами приготовить себя к вечной грядущей жизни и Страшному Суду, и удостоиться вечной блаженной жизни. Аминь. 



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

24 января 2017 г. (11 января ст. ст.)

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932). Елецкой иконы Божией Матери (1060).
08:30 - 10:30 Поздняя литургия
Успенский собор
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...