Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать четвертую неделю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать четвертую неделю по Пятидесятнице
Во имя отца и Сына и Святаго Духа.


Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему(Исх. 20, 8-10)

Дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос всегда в субботние праздничные дни приходил в синагогу учить народ. Однажды, когда он учил народ в одной из синагог, он увидел там великую страдалицу, одержимую бесом. Восемнадцать лет страдала она, была скорчена, не могла выпрямиться, и Господь подошел к ней и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. гл. 13, 12). Возложил на нее руки. Она тотчас исцелилась. Но что мы видим дальше? Начальник синагоги, не смея прямо говорить к Спасителю, возмутился, сказав, что людям надо в будничные дни приходить и исцеляться, а не в Воскресный день. По его мнению, в этот день ничего нельзя делать. Господь постыдил этого лицемера, фарисея и безбожника и сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-17).

Таким образом, Господь в сегодняшнем евангелии говорит нам о назначении праздничных и святых дней. Господь и Бог на всяком месте славимый и покланяемый, восхотел, чтобы отдельные дни были отделены для Его Славы и для нашего спасения. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. Я тебе даю шесть дней, трудись, а седьмой оставляю для вас же, для души твоей, для спасения Господу Богу Твоему. Так и должно быть, как и всегда было в Ветхом Завете. Этот день считался Субботой. Когда Господь творил мир, Он мог в один день, мгновенно его сотворить. А сказано в шесть дней, а в седьмой почил от дел своих. В Ветхом Завете праздновали Субботу, а ныне Воскресение, потому что по учению Святых Отцов Господь наш Иисус Христос родился в воскресный день. В воскресный день он воскрес из мертвых, в воскресный день он ниспослал Духа Святаго на апостолов, на святую Церковь Свою, и по учению некоторых Святых Отцов Господь в Воскресный день придет судить живых и мертвых.

Итак, выходной и праздничный день принадлежит не нам, и посвятить мы должны его Господу Богу. Если бы не оставил нам Господь закона и заповеди отдыхать в выходной день, мы преждевременно истратили бы свои физические, тем более духовные силы. Итак, шесть дней работай, а суббота Господу Богу.

Как мы должны хранить праздничный, воскресный день? Конечно, мало два часа побыть в храме. А некоторые думают, можно потом и потрудиться, и поделать то, что хочешь повеселиться, поиграть в игры, в интернете посидеть и так далее. Нет! Господь сказал, что седьмой день полностью Господу Богу твоему.

Такой красоты богослужения никто не знает, как только наша русская православная Церковь. Какие чудные богослужения каждый праздник и воскресные дни. По гласам имеют прекрасные песнопения. Святое евангелие, стихиры и так далее. Пришел воскресный день. Утречком дома нужно помолиться и идти в храм, поблагодарить Господа за то, что Он помог нам прошедшую седмицу потрудиться, и, восстав живым, славить Бога, покаяться в грехах, которые совершили за эту седмицу, и попросить у Господа благословения и милости Его на грядущий день и на всю седмицу.

Так всегда было. Так чтили наши святые русские предки воскресный день. Так и должно быть. Нужно прийти в храм и там помолиться, пожертвовать на храм, на свечку, усердно помолиться Господу Богу за живых, за усопших, за родных и ближних. Святые Отцы учат, что очень хорошо почаще чистосердечно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Невозможно, конечно, каждый воскресный день и праздник причащаться. Святый Иоанн Златоуст говорит, что даже и те, которые не причащаются, а присутствует на этом великом и страшном Таинстве Евхаристии, где хлеб и вино претворяются в Пречистое Тело и Кровь Господа нашего, где верные, кто каялся, причащаются, тоже улучают великую благодать Господню.

Возвратясь домой, мы должны провести остаток дня в благочестивом размышлении, рассказать своим ближним и родным о Евангелии, что читалось, почитать духовную литературу, заняться добрыми делами. Сейчас, Слава Богу, есть жития Святых, толкования на Евангелие, Апостол, Псалтырь. В праздники не грешно делать добрые дела. Сколько окружает нас одиноких пожилых людей. Можно их посетить, принести продуктов, помолиться вместе с ними, сделать уборку, постирать. В будничные мы работаем - некогда, а доброе дело не грешно делать и в праздники.

Если мы будем верно хранить святые воскресные и праздничные дни, то великая милость Божия будет над нами. Те из благочестивых семейств, которые свято хранят воскресные праздничные дни, благоденствуют, и Господь милость им подает. Те из православных государств, где свято хранится воскресный день, богаты и благоденствуют. И мы должны, дорогие братья и сестры, это помнить. Хватит нам шесть дней для суеты, для трудов, для работ. Трудиться надо. «Кто не работает, - говорит апостол Павел, - тот пусть и ни ест». Только надо помнить, что великая милость над нами. Господь уделил эту частичку времени не для себя, а для нас, чтобы нам сохранить здоровье и душу спасти, приготовиться к вечной блаженной жизни.

В одном из Патериков повествуется, как один знатный человек по имени Варда очень заболел. Все тело и грудь его были в ранах. Его лечащие врачи и родственники пошли в храм святого мученика Маккия, где находились мощи Самсона Странноприимца. Заплакал бедный человек, что не может он по случаю болезни идти в храм и приложиться к мощам Странноприимца Самсона. Взмолился и заплакал. Является ему благообразный старец и говорит:

-Варда встань и иди в храм Святого мученика Маккия и приложись там к мощам Странноприимца Самсона.

-Я не могу, я расслабленный, ноги мои не ходят.

-Я тебе говорю, встань и ходи.

Он встал и почувствовал силу и здоровье, развязал повязки и к удивлению увидел, что все раны оказались исцеленными. Тогда он с великой радостью пошел в храм и принес великое благодарение Исцелителю и Спасителю нашему Иисусу Христу и приложился к мощам. А я являлся ему Самсон Странноприимец.

Так наши предки, дорогие братья и сестры, всегда хранили воскресные и праздничные дни, и милость Божия бывала над нами. Дорогие братья и сестры, во исполнение этой святой Заповеди будем слушаться Господа нашего Иисуса Христа, верно хранить святые воскресные и праздничные дни, и милость Божия пребудет всегда над нами. А кто по болезни не может, тот пусть молится дома. Преподобная Меланья Римлянана по случаю болезни деторождения не могла быть в храме, но всю ночь она провела в псалмопении, и наутро, приклонив колени, она безболезненно родила своего сына.

Итак, дорогие братья и сестры, шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему и во твое спасение. Аминь.


STSL.Ru                                                                                                          


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

14 апреля 2021 г. (1 апреля ст. ст.)

Прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404–1405). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия Заварина пресвитера (1938).
05:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, АНФИМ; иером. ВАДИМ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, ПАЛЛАДИЙ 
Предтеченский храм
06:30 Постовая служба. Литургия Преждеосвященных Даров
Сергиевский Трапезный храм

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.