Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) после акафиста преподобному Сергию в неделю о блудном сыне

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) после акафиста преподобному Сергию в неделю о блудном сыне
Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». (Пс. 136, 1).

Дорогие братья и сестры, приближаются покаянные дни Великого поста, и в сегодняшний день Святая Церковь за утренним богослужением предлагает нам эту покаянную песнь. Это песнь о далеком прошлом, о евреях, которые жили за шестьсот лет до Рождества Христова. В Иерусалиме был замечательный храм Иерусалимский, великая святыня. Но евреи уклонились в идолопоклонство. Они с насмешкой проходили возле храма и посвистывали. За это Господь предал их в вавилонский плен на семьдесят лет. И там, находясь в рабстве, они вспомнили о своем родном Отечестве и своей великой святыне, и эти их горькие вспоминания и их скорбь вылились в плачевную песнь «На реках Вавилонских...». «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136, 5), - плакали они.

Святая Церковь напоминает нам, что мы тоже недалеки от них. Господь нам все дает. Святая Церковь перед Великим постом нас призывает к покаянию и говорит нам, что в нашей жизни было событие еще страшнее, чем с евреями в то время. Имеется ввиду грехопадение первых людей, изгнание их из рая. «О раю мой, раю мой, сладкий мой раю», - плакал Адам, когда был изгнан из рая. Мы услышим эту песнь в Прощеное Воскресение, когда будет вспоминаться изгнание Адама из рая. Как бы не удалился человек от Бога и от Церкви, он не может забыть о Небесном Отечестве. Душа бессмертна, и совесть постоянно напоминает: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». (Пс. 136, 5). Господь, постоянно напоминая нам об этом, призывает нас к покаянию: приидите ко мне, все труждающиеся и я успокою вас. Возьмите иго мое на себе и научитесь от мене, ибо я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Да, мы такие же, как те древние иудеи. Господь дал нам и дает: свободу веры, церкви, литературу духовную. Сорок лет назад никому и не снилось, что так будет. Много храмов, по несколько литургий служат в праздники и в будни, а мы, как те древние иудеи, смотрим глазами и не видим, слушаем ушами и не слышим, потому что огрубело сердце наше, привязались мы к земной жизни, суетной, временной, к этой рыночной, несчастной экономике. Думаем, как бы побольше заработать или достать побольше, как бы лучше пожить, получше коттедж построить, машину купить хорошую, чтобы у меня была лучше, чем у соседа или у товарища.

Современные СМИ, интернет, телевидение губят души человеческие, а хуже того – детские, тем, о чем пишут и что показывают на своих сайтах и в передачах. Но самое главное - гибель эта идет от нас самих, нашего русского народа, который создает эти передачи. Года два назад на одном из патриотических каналов ведущий обращался к родителям: «Смотрите за вашими мальчиками, чтобы они не увлекались компьютерными играми». Почему? Потому что не вырастут они мужчинами. Отрицательное воздействие идет на половую и умственную систему. Ведется уничтожение народа России компьютерными играми. Сейчас женятся, по десять, по пять лет живут, а детей нет. Что за супружество без детей? На всех уровнях учат, чтобы уменьшить рождаемость, чтобы уменьшить православный русский народ, не говоря уже о наркотиках. Наркоман не может стать отцом, а наркоманка матерью.

Надо видеть, к чему ведут наши поступки. Нам дана свобода воли. Мы должны следить за собой, совесть подскажет, как поступить в том или ином случае. Нельзя трудиться в воскресные и праздничные дни. Не угодно Господу Богу. Шесть дней работай, а седьмой - Господу Богу твоему. Заповедь великая и святая. Самые счастливые и богатые государства те, которые свято хранят воскресные и праздничные дни. И напротив, нарушение праздничных дней разрушает нашу жизнь. Мы теряем даже то, что в будни заработали, за грех нарушения праздничного дня.

Итак, дорогие братья и сестры, Господь подготовляет нас к Великому посту, зовет нас, чтобы наглядно показать картину отпадения и возвращения покаявшегося грешника. Для этого Господь и рассказал притчу о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший достиг возраста, попросил разделить имение, отец уступил ему. Тот ушел, видимо недоброе сердце имел, не любил отца, тяготился опекой о нем и расточил отцовское наследство, живя блудно в стране далече. Старший сын остался при отце. Он добрый был, любил, уважал отца, посчитал безумием оставить любящего отца. Младший сын остался без средств, когда настал голод в той стране, и у него не было, что кушать. Ему не давали даже того корма из желудей и мякины, которым кормили свиней. Наконец, измученный и истощенный, он опомнился, пришел в себя. И сказал в душе своей перед Богом: «Я согрешил перед небом и перед землей, пойду к отцу моему и скажу: Отец мой, я согрешил против неба и против тебя, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня хотя бы в наемники. Сколько рабочих избыточествует хлебом у отца моего, а я с голода умираю»… И пошел. И отец вышел ему навстречу, обнял его, поцеловал, простил ему грехи, велел одежду ему дать хорошую.

Почему? Потому что он пришел с великим раскаянием, не формально, а всей душой испытал голод. И слезы проливал не один день, может быть, месяц или год. И отец принял его всей душой. Так и мы, дорогие братья и сестры, гордыней, грехами самолюбием, тщеславием, немирностью, нелюбовью, жадностью, жестокосердием удаляемся от Отца нашего Небесного. Несмотря на это, Господь не оставляет нас, ждет нашего покаяния. «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему… Призови меня в день скорби твоея, когда тяжело тебе в горе, в бедствии, я услышу и избавлю тебя... Если вы, - говорит Господь, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст просящим у Него. Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и откроют вам». Это Слово Божие. Это Слово не человеческое. Господь исполнит то, что обещал. Господь недалеко от нас. «Я с вами всегда, - сказал Господь перед Вознесением. - Я не оставлю вас сирых. Я всегда услышу вас. Только призовите Меня».

Итак, дорогие братья и сестры, будем стараться возвращаться на путь спасения к Господу Богу. Далеко мы отошли от него. Кто телевидением, интернетом, кто деньгами, суетою земною и так далее… Нам дано все. Покаяние дано, исповедь дана. Причащение Святых Христовых бессмертных и животворящих Тайн, Тела и Крови Христовой. Никому не дано такого счастья, которое дано православному христианину, тем более русскому православному человеку. Никто не знает такой радости, какую переживает истинный сын Русской Православной Церкви во время богослужения. Каждый праздник у нас имеет свою духовную красоту и в богослужении и в песнопении. Особая благодать Святого Духа снисходит на верующих православных христиан. Поэтому будем верны Богу, нашей Церкви, посещать храм ее, как это делали наши предки. Боже сохрани, чтобы они пропустили воскресную службу или работали в этот день. Это было недопустимо. И Господь давал им счастье и здоровье.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Храм Господень – это рай на земле. Это училище благочестия. Постоянно посещайте его. И в нем воспитывайте свою душу для вечной жизни, для Царствия Небесного». Святой Макарий Оптинский вторит ему: «Даже тот, кто не причащается, бывает, получает не меньшую благодать, может быть, такую же, как и причащающиеся»… и выходят из храма и несут эту милость Божию в дома свои.

Вспоминаю свои детские годы, как приходила бабушка или мать из церкви. Сразу рассказывали все: что там читалось из Евангелия, какую батюшка проповедь говорил - и такая радость была! С какой любовью мы ждали Рождества или Пасхи, или Великого поста! Нас было семеро у родителей. Отец умер в возрасте тридцати пяти лет, мать осталась в тридцать пять лет одна с нами. Самому старшему было пятнадцать лет, а младшая Надя родилась через два месяца после смерти отца. Что мы пережили, нищета была, во всем недостаток. Но мама была церковная, поднимала руки к небу и плакала и небо не оставило нас. Если бы была не церковная, разобрали бы нас по советским детдомам и мы не знаю, где бы мы очутились. У нас не было никаких удобств современной детской жизни, ни колясок - ничего, но мы знали, что такое Великий пост, что такое Пасха, что такое Рождество и ходили в церковь. И это знание нам помогало всю жизнь. Больше всего ищите Царства Небесного и правды его, оправдания перед Ним, а все другое приложится. Разве Господь не знает, что нам нужна пища и одежда? Знает Господь, и сказал : просите и дано будет вам.

Итак, дорогие братья и сестры, вступая в подготовительные дни Великого поста будем и мы вспоминать эту трогательную песнь на реках Вавилонских. Мы тоже в плену у диавола. Хоть не в крепком, но все равно на каждом шагу - искушения. Будем вспоминать о Царствии Небесном, о той великой радости, которая нас ждет. Как сказал Апостол Павел: «Око не видело, ухо не слышало, на сердце человеку не восходила та радость, благодать, то счастье, которое Господь уготовил любящим его на Небесах».

И дай Господи, чтобы при помощи Твоей, при помощи благодати Божией, под молитвенным Покровом Божией Матери, по молитвам преподобного Сергия и всех святых Господь помог нам достойно вступить в дни Великого поста, пройти его как должно, достойно встретить Пасху, праздник из праздников и в оный день, когда Господь придет, услышать эти радостные слова: «Приидите, благословенные Отца моего, унаследуйте уготованное вам Царство от сложения мира. Аминь». 


STSL.Ru


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

27 июля 2017 г. (14 июля ст. ст.)

Прп. Стефана Махрищского (1406). Ап. от 70-ти Акилы (I). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей