Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Алипия в праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем двунадесятый праздник – Сретение Господне. Сретение – это встреча, и все Священное Писание повествует нам о различных встречах человека с Богом и о том, как человек воспринимал Слова Божии при этих встречах.

Сретение Господне.jpg

Сретение Господне. Икона из ризницы 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сегодня мы празднуем особое событие – встречу в храме Господнем Богомладенца Христа с двумя праведниками Ветхого Завета: праведным Симеоном и пророчицей Анной. По преданию праведный Симеон был одним из семидесяти толковников, которые при царе Птоломее Филадельфе в Александрии в третьем веке переводили Священное Писание с еврейского языка на греческий. Ему по жребию достался текст пророка Исайи. И когда он дошел до места, где говорилось, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. Гл. 7, 14), то он усомнился в верности этого текста и решил исправить его : вместо «Дева» написать «молодая женщина». Но в это время явился ему Ангел Господень, который удержал его руку и сообщил ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного от Девы Христа Спасителя. Этой верой праведный Симеон жил долгие годы. Если верно предание, то ему к тому времени должно было быть уже около трехсот лет. И вот этот ветхий старец, который был благочестив и был полон Духа Святого по откровению свыше приходит в храм Божий, и здесь он видит молодую мать с младенцем на руках, и он тут же Духом Святым познает, что перед ним Спаситель мира. Он принимает на руки младенца и произносит те Богодухновенные слова, которые мы слышим теперь за каждой вечерней службой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

В его лице Ветхий Завет как бы прощается, и так как приходит время Нового Завета, всем своим старческим видом и вот этими словами «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», он говорит о том, что пришло время явиться в мир Спасителю, и как долго человечество ожидало этой встречи. Но ожидание праведников, таких как Пресвятая Богородица, праведный Иосиф, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и других праведников Ветхого Завета увенчалось тем, что Бог явился во плоти в мир для спасения рода человеческого. Праведный Симеон говорит : «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. гл.2, 34-35 )». Эти слова он обращает к Богоматери. И действительно, и во время явления в мир Христа Спасителя, и в настоящее время очень многие люди сомневаются в том, что Бог мог явиться в человеческом облике. Много различных ересей и разнотолков существовало во времена жизни Христа Спасителя, существует и до сих пор. Поэтому для одних, которые с верою и любовью приняли благовестие, он является камнем, на котором они строят свое спасение, а для других, неверующих и отвергающих истину Божию, является камнем преткновения, падения.

Господь говорит, что Он «с нами во вся дни до скончания века», поэтому Он рядом с каждым из нас. Он нам является и в явлениях природы, потому что в них видима его невидимая сила и Божество и в каждом из наших ближних, потому что они являются образами Божиими. Он является нам в Таинствах Церкви, и конечно, в Евхаристии, в которой мы приобщаемся, не только на руки, как Симеон, но внутрь себя принимаем Христа Спасителя. И вот для того, чтобы эти встречи с Богом были для нас спасительны, Господь призывает нас прежде всего к покаянию, к очищению своей души, для того, чтобы нам благополучно завершить течение нашей жизни и в радости встретить Христа Спасителя в Царствии Небесном. Аминь.


STSL.Ru


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

10 декабря 2018 г. (27 ноября ст. ст.)

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Прмч. Кронида (Любимова), архим. Радонежского, и с ним пострадавших прмчч. Ксенофонта (Бондаренко) и Серафима (Крестьянинова) (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Вмч. Иакова Пе́рсянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Николая Салтыкова, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937). Икон Божией Матери «Зна́мение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).
05:30  Ранняя Литургия
Успенский собор
06:30  Средняя Литургия
Троицкий собор
08:00  Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИЛИЯ, АЛЕКСАНДР; игум. МАНУИЛ; иером. ИППОЛИТ, ГЕРОНТИЙ, ИРАКЛИЙ, ХРИСТОФОР 
Предтеченский храм

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей