Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова) в неделю о блудном сыне

Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова) в неделю о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Дорогие братья и сестры!

Вчера, на всенощном бдении, мы с вами слышали песнопение псалма «На реках Вавилонских»… Началась постная триодь, приближаются дни Великого поста. Святая Церковь преподает нам пример покаяния и исправления, показывает пример человеческой жизни и отношения человека к Богу Отцу Небесному на примере отношения к отцу земному.

В евангельской притче о блудном сыне, которая сегодня читалась за Божественной Литургией, мы слышали, что был человек, и у него было два сына - старший и младший. И младший сын, чувствуя что он взрослый, стал говорить отцу, чтобы он отдал ему принадлежащую ему часть имения. «Отдай мое мне», - сказал сын отцу своему. Он просит это для того, чтобы самому управлять своей жизнью, потому что думает, что он лучше будет распределять силы и возможности, которые ему будут даны, нежели отец. Он берет наследство и уходит в ту страну далече, где расточает все свое имение и превращается в нищего человека. Нужно понимать, что он не был врагом самому себе. Он не расточал специально свое имение, он понимал, что это его собственность, но расточил все, живя блудно.

Так и в нашей жизни. Человек часто требует себе свое и от этого лишается всего, что ему должно было быть дано и чем бы он мог обладать потом. Он отказывается от целого, беря только маленькую часть того, что, как он говорит, принадлежит ему по праву. Как сказал старец Паисий Афонский, справедливость не в сем мире, а у Бога. И не стоит ее искать здесь на земле, ее нужно искать у Бога. Человек, думающий, что он поступил справедливо, взяв свое, потерял все, что у него было и что могло бы и должно было у него быть.

И вот, находясь в этом состоянии обнищания, этот человек просится пасти свиней. Он не получает ни от кого никакой помощи и пропитания и питается с этими свиньями, которых пасет. До какого состояния скатывается этот гордый человек, считавший, что он лучше управит своим имением, нежели его отец! Он превращается в нищего бездомного человека, питающегося со свиньями. И вот здесь, прийдя в себя, - говорит Евангелие, - человек вспомнил, что у его отца наемники находятся в лучшем состоянии: имеют пропитание, снабжение и проживание. Он говорит: «Пойду к отцу и попрошусь в число наемников его». И идет и исполняет свое покаянное желание делом. Придя к отцу, он очень медленно, не спеша, идет, стыдясь и боясь гнева отца. Но обратим внимание, что отец бежит навстречу сыну, обнимает его, воняющего свиньями, лобызает его в знак прощения, примирения и восстановления в сыновьем состоянии. Сын был принят отцом, был устроен пир, и началась новая жизнь младшего сына.

Часто мы на этом останавливаемся и не обращаем внимания на старшего сына. А старший сын пришел с работы. И услышав, что в доме пир, спросил: что это? Ему говорят: твой брат вернулся, отец устроил торжество и заколал тельца упитанного, то есть приготовил лучшую трапезу. Одел сына в лучшие одежды и надел на его руку перстень сыновний. Старший сын, опечалившись, не захотел даже войти в свой дом. Отец вышел к старшему сыну сам и на его упреки, что он не дал ему даже малого утешения за верную службу, отец ему ответил: все мое – твое. И всем, чем я обладаю, ты обладаешь тоже. Радуйся, что брат твой вернулся, будучи погибшим.

В нашей жизни мы видим человека, к сожалению, сейчас уже не часто, живущего благочестиво и исполняющего заповеди Евангелия. Когда этот человек видит, что Господь милует, прощает и благословляет грешника, то иногда в сердце этого человека зарождается зависть, огорчение и ропот. Он начинает всем сердцем возмущаться на Суды Божии. Видя пример Отца Небесного, который изображен в этой притче, мы должны понимать, что Господь приемлет всех и дождит на праведных. От нас же требуется постоянство в добре, исполнение заповедей Христовых, покаяние за свои грехи пред Отцом Небесным.

Если человек будет поминать свои грехи, каяться в них и просить прощения у Бога, не смотреть на своего соседа и не завидовать ему, а смотреть на дающего милость Господа, то он всегда будет со Христом и с Богом во веки вечные. Аминь.







< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

26 февраля 2017 г. (13 февраля ст. ст.)

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Прп. Мартиниана (V). Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Сщмчч. Василия Триумфова и Гавриила Преображенского пресвитеров (1919); сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920); сщмчч. Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова пресвитеров и Евгения Никольского диакона, прмцц. Анны Корнеевой, Веры Морозовой и Ирины Хвостовой, мч. Павла Соколова (1938). Заговенье на Великий пост.
05:00 - 06:30 Молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор
05:00 - 07:30 Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ; игум. МАНУИЛ, АРКАДИЙ, СЕРАФИМ (Д.), СЕРАФИМ (К.), АНТОНИЙ; иером. ВАРФОЛОМЕЙ, МОИСЕЙ, ВАЛЕРИАН, АВРАМИЙ, ЕРМОГЕН 
Предтеченский храм
05:30 - 07:30 Ранняя литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей