Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова) в неделю о блудном сыне

Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова) в неделю о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Дорогие братья и сестры!

Вчера, на всенощном бдении, мы с вами слышали песнопение псалма «На реках Вавилонских»… Началась постная триодь, приближаются дни Великого поста. Святая Церковь преподает нам пример покаяния и исправления, показывает пример человеческой жизни и отношения человека к Богу Отцу Небесному на примере отношения к отцу земному.

В евангельской притче о блудном сыне, которая сегодня читалась за Божественной Литургией, мы слышали, что был человек, и у него было два сына - старший и младший. И младший сын, чувствуя что он взрослый, стал говорить отцу, чтобы он отдал ему принадлежащую ему часть имения. «Отдай мое мне», - сказал сын отцу своему. Он просит это для того, чтобы самому управлять своей жизнью, потому что думает, что он лучше будет распределять силы и возможности, которые ему будут даны, нежели отец. Он берет наследство и уходит в ту страну далече, где расточает все свое имение и превращается в нищего человека. Нужно понимать, что он не был врагом самому себе. Он не расточал специально свое имение, он понимал, что это его собственность, но расточил все, живя блудно.

Так и в нашей жизни. Человек часто требует себе свое и от этого лишается всего, что ему должно было быть дано и чем бы он мог обладать потом. Он отказывается от целого, беря только маленькую часть того, что, как он говорит, принадлежит ему по праву. Как сказал старец Паисий Афонский, справедливость не в сем мире, а у Бога. И не стоит ее искать здесь на земле, ее нужно искать у Бога. Человек, думающий, что он поступил справедливо, взяв свое, потерял все, что у него было и что могло бы и должно было у него быть.

И вот, находясь в этом состоянии обнищания, этот человек просится пасти свиней. Он не получает ни от кого никакой помощи и пропитания и питается с этими свиньями, которых пасет. До какого состояния скатывается этот гордый человек, считавший, что он лучше управит своим имением, нежели его отец! Он превращается в нищего бездомного человека, питающегося со свиньями. И вот здесь, прийдя в себя, - говорит Евангелие, - человек вспомнил, что у его отца наемники находятся в лучшем состоянии: имеют пропитание, снабжение и проживание. Он говорит: «Пойду к отцу и попрошусь в число наемников его». И идет и исполняет свое покаянное желание делом. Придя к отцу, он очень медленно, не спеша, идет, стыдясь и боясь гнева отца. Но обратим внимание, что отец бежит навстречу сыну, обнимает его, воняющего свиньями, лобызает его в знак прощения, примирения и восстановления в сыновьем состоянии. Сын был принят отцом, был устроен пир, и началась новая жизнь младшего сына.

Часто мы на этом останавливаемся и не обращаем внимания на старшего сына. А старший сын пришел с работы. И услышав, что в доме пир, спросил: что это? Ему говорят: твой брат вернулся, отец устроил торжество и заколал тельца упитанного, то есть приготовил лучшую трапезу. Одел сына в лучшие одежды и надел на его руку перстень сыновний. Старший сын, опечалившись, не захотел даже войти в свой дом. Отец вышел к старшему сыну сам и на его упреки, что он не дал ему даже малого утешения за верную службу, отец ему ответил: все мое – твое. И всем, чем я обладаю, ты обладаешь тоже. Радуйся, что брат твой вернулся, будучи погибшим.

В нашей жизни мы видим человека, к сожалению, сейчас уже не часто, живущего благочестиво и исполняющего заповеди Евангелия. Когда этот человек видит, что Господь милует, прощает и благословляет грешника, то иногда в сердце этого человека зарождается зависть, огорчение и ропот. Он начинает всем сердцем возмущаться на Суды Божии. Видя пример Отца Небесного, который изображен в этой притче, мы должны понимать, что Господь приемлет всех и дождит на праведных. От нас же требуется постоянство в добре, исполнение заповедей Христовых, покаяние за свои грехи пред Отцом Небесным.

Если человек будет поминать свои грехи, каяться в них и просить прощения у Бога, не смотреть на своего соседа и не завидовать ему, а смотреть на дающего милость Господа, то он всегда будет со Христом и с Богом во веки вечные. Аминь.







< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

25 ноября 2017 г. (12 ноября ст. ст.)

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (960 г. до Р. Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651). Сщмчч. Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров (1937). Иконы Божией Матери «Милостивая».
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей