О предопределении

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Вот еще раз сподобил нас Господь в этом древнем святом храме вознести хвалебно-благодарственное пение преподобному и богоносному нашему авве Сергию. Мы прославляли его: «Радуйся, прежде век, яко имаши верный раб Христов быти, предусмотренный; радуйся, во оноже время во блаженное и небесное жилище предуставленный». Слова эти, кажется, понять просто. Господь еще прежде создания мира видел житие преподобного Сергия, что не будет он жалеть свою плоть, а будет источать с радостью ради Заповедей Христовых. Ради этой его любви и труда Господь уже тогда, еще прежде век, предопределил его к вечной небесной жизни. В таких немногих словах церковной гимнографии изображено учение Церкви о предопределении, впервые о котором сказал Святой апостол Павел в Послании Коринфянам в восьмой главе.

Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров.jpg

М.В. Нестеров "Ведение отроку Варфоломею"

К сожалению, в простом народе очень часто бытует мнение о предопределении очень близкое к фатализму. Даже есть такое известное народное выражение, что если кому-то предопределен какой-то вид смерти, то другого с ним не случится. На самом деле предопределение Божие основано на предведении. Оно не безусловно. Так определено и этому уже так и быть. Сколько бы человек не старался, исправить ничего не может. Нет. Предопределение Божие условное, и зависит оно, как ни странно, от нашей человеческой воли, куда она склонится к добру или ко злу.

Из Ветхого Завета мы с вами знаем очень хороший пример. Большая часть жителей города Ниневия прогневала Господа своей нечестивой жизнью, и Господь определил этот город в наказание - разрушение и землетрясение. Но, жалея тех невинных двенадцать тысяч младенцев, которые не умели отличить правой руки от левой, Господь посылает в этот город пророка Иону с проповедью. Если не покается народ, этот город будет разрушен, стерт с лица земли. Народ поверил пророку и наложил на себя трехдневный пост. Жители его осыпали голову пеплом, плакали, рыдали, даже младенцам матери не давали груди своей. Не кормили и не поили скот. Этот покаянный вопль: плач младенцев и рев скота, который не кормили и не поили - дошел до Господа, и Господь помиловал этот город: он остался целым, неразрушенным.

Жил некогда царь Иезекия. Он был очень благочестивый, однако заболел. У него на ноге случился нарыв. Господь через пророка Исаию вещает ему, чтобы он сделал определение о своем доме, составил завещание, потому что он умрет. Очень опечалился царь, придвинулся к стене, заплакал и не ленно обратился к Богу в покаянии с мольбой о пощаде. Это молитва известной книги пророка Исаии. Господь помиловал его. Не успел еще пророк Исаия выйти из города, как был к нему глас: «Вернись, скажи царю, что Я услышал его молитву, увидел его слезы и даю ему еще жизни пятнадцать лет».

В Новом Завете мы с вами знаем много примеров, когда многие люди были обречены до конца жизни быть инвалидами, хромыми, слепыми, не слышащими, парализованными и прочее. Однако по молитве и покаянию, по вере приходящих к Господу, и приносивших к нему больных, были исцелены, а умершие воскресали.

В Прологе есть очень хороший пример. Когда ангел Господень в виде инока сопровождал другого, уже настоящего инока, к старцу, он желал узнать тайны о Суде Божием. Когда они находились в одном доме, этот ангел разрушил стену, находящуюся внутри и вновь ее построил. Это очень удивило настоящего инока, и он спросил: «Ты кто такой? Почему ты это делаешь?» И напомнил ему прежние страшные вещи, которые он сделал. На это ангел сказал ему: «Вот в скором времени после нас должен прийти один человек. Стена должна была рухнуть на него и погубить. Но он сейчас сделал доброе дело, и Бог продлевает ему жизнь». В наше время также не оскудела благодать Божия, молитва и покаяние. Действительно люди, обреченные, приговоренные врачами к смерти, онкологические больные меняются к лучшему, каются, просят у Бога прощение, за них молятся, и Господь продлевает им жизнь.

Но какова наша жизнь? Господь еще прежде век видел нас. Кем? Верными своими рабами или жалкими рабами моды, телевизора, компьютера, интернета, телефона, курения, винопития, блуда, еще какой-нибудь постыдной, нехорошей страсти. Кем и как нас предвидел Господь еще тогда, и, соответственно, куда он нас предопределил к вечным мукам или блаженству? Господь премудро сокрыл и скрывает от нас наше будущее, потому что действительно знать его не полезно. Человек, например, будет знать, что он приговорен к мучениям и скажет: «А зачем мне стараться, все равно я в аду буду гореть». И пустившись во все тяжкие, будет еще больше и больше грешить. Другой наоборот, узнав, что он предопределен в рай, конечно, не сможет понести этого, и будет радоваться, веселиться, принимать помыслы тщеславия и гордыни и, конечно, погрешит. Поэтому Господь сказал еще в Ветхом Завете: «Если праведник будет творить правду, но потом вдруг падет и умрет в падении своем, Я не помяну его правду, Я буду судить его в этом грехе. Наоборот, если грешник будет грешить, а потом исправится, будет творить правду, то Я не помяну его беззаконий, когда он умрет в этой правде».

Все мы должны бояться Суда Божия и не пытаться узнать его, потому что узнать его бывает порой действительно страшно. Мне рассказывали один такой печальный пример, об одной жительнице Сергиева Посада. Еще в молодом возрасте ей было сказано, что она умрет страшной смертью: сгорит в аду. Много лет жила эта бедная женщина. Не знаю, как она могла жить, зная, что у нее будет такая страшная кончина. Ей было уже восемьдесят три или восемьдесят четыре года, когда действительно случилось несчастье. От электропроводки загорелся дом. Дочка и внуки выскочили, а она осталась там. Поэтому, конечно, не полезно нам знать наше будущее. Нужно трудиться над собой, посмотреть на свою жизнь. Если мы осознаем действительно, что мы жалкие рабы греха, страстей и вещей, то еще есть время на покаяние. Нужно просить у Господа сил и искренне покаяться, жалеть и скорбеть согласно тяжести нашего падения, нашего греха, и просить ангела хранителя посетить небесного покровителя, чье святое имя носим, чтобы они помогли нам отстать от этой страсти, искать доброго пастыря, чтобы через него Господь помог нам излечиться от этого страшного недуга: какого-то порока, греховной страсти - чтобы наследовать жизнь вечную. И, конечно же, нужно просить нашего преподобного авву Сергия, потому что он был верным рабом Христовым. Будем молить Господа, чтобы Господь даровал и нам такое счастье действительно носить великое имя раба Христова. Аминь. 


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

11 декабря 2017 г. (28 ноября ст. ст.)

Свт. Феодора, архиеп. Ростовского, племянника прп. Сергия Радонежского (1394). Свт. Михаила, еп. Смоленского, собеседника прп. Сергия Радонежского (1402). Сщмч. Серафима (Чичагова), митр. Петроградского (1937). Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Сщмчч. Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего пресвитеров, прмчч. Рафаила Тюпина, Викентия Никольского и мц. Анисии Маслановой (1937); мц. Параскевы Федоровой (1938); сщмч. Николая Крылова пресвитера (1941). Обре́тение мощей прп. Сергия Сребрянского, исп. (2000). Свт Михаила, еп. Смоленского.
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение. Славословие
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей