Зрение веры. Свидетельство Кутузова

Зрение веры. Свидетельство Кутузова

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Познавая Христа Иисуса, человек начинает понимать, что такое Бог. Начи­нает любить Бога. Как можем мы лю­бить Невидимого, Непостижимого, Ве­ликого Необъятного Творца миров? Церковная песнь поет: «Бога человеком невозможно видети, на Него же не сме­ют чины ангельские взирати...» И про­должает песнь: «Тобою бо, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно...» Бог открылся лю­дям во Христе. Слово Божие воплотилось в Человеке, и ви­димой стала Божия Мудрость и Сила, создавшая все. Родил­ся Христос. И с этого мгновения всякий человек получил возможность встречать Бога и быть с Ним... Двадцать веков тому назад люди, жившие в Палестине, тридцать три года встречали Бога, как мы встречаем друг друга. Но не все они узнали Свет Божий в Человеке Иисусе, а только те, чье серд­це искало последней правды, жаждало истинной чистоты жизни. Такое сердце было открыто и готово для высшего света и слова. Мы знаем: не все тогда, две тысячи лет тому назад, уверовали во Христа, и не все веруют сейчас в Божию Любовь, воплотившуюся на земле. Некоторые смущаются еще злом, окружающим их, и думают, что зло должно было бы уйти само, без их усилий, без их веры в Бога... А те, кто ве­руют, приносят Богу плод своей жизни и усыновляются. Ис­тина открывается не внешним чувствам человека, не осяза­нию, не зрению, но — сердцу, духу Жизнию своего сердца живет человек... Некоторые неразумно говорят: мы бы уверо­вали, если бы нам дали увидеть, удостовериться опытом теле­сных чувств... Но удостоверение внешних чувств не есть удо­стоверение разума и сердца. В отличие от животных человек свои высшие ценности удостоверяет не чувствами тела, а жизнию духа  верой.

Духовная природа человека возвышается над чувствами. Все мученики за свои убеждения, все герои, борцы за правду в мире и за лучшую жизнь страдали и умирали, но не отрека­лись от своих убеждений, от своей веры, надежды и любви. Хотя чувства тела им громко говорили, что страдания их на­прасны, бессмертная душа их убеждала, что высшие ценнос­ти, ради которых стоит страдать и умирать, существуют. Та­кова духовная, не материалистическая природа человека. Мы это особенно ясно видим в героях и праведниках челове­чества. Дух в них побеждает материю. Светлая вера движет их жизнию и через них спасает многих людей и целые народы. Путь высокой веры есть направление, данное всем людям... Даже не верующие в Бога, сами того не понимая и не желая признать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетель­ству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Вся жизнь личная и историческая строится на вере в свидетельство других. Мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к тем близким людям, свидетельству которых нельзя не верить. И мы правы, что верим им. Истина к нам приходит через нашу справедливую веру.

0_468a8_eec23d28_XL1.jpg

Генерал-фельдмаршал граф М.И. Голенищев-Кутузов

Также и знание Бога, Небесного Отца. Для тех, кто еще не имеет личного опыта веры, она приходит и усиливается от праведных свидетелей Божьей близости и любви к людям. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн, апостолы Петр, Павел и другие верные не обманывают человечество своим свидетельством Истины. И великое множество подобных им свидетелей живого общения с Богом говорит нам о близости Бога к нам. Для чего же нам упорствовать в мыслях, что мы не дети Отца Небесного? Для чего бессмысленно верить, что мы — дети хаоса, случая, слепой, не могущей даже думать материи? Стоит нам только принять истину, что Бог есть действительный Хозяин нашей жизни, как сразу станет мирно у нас на сердце и мы будем видеть вокруг себя поря­док, смысл, разум, красоту бытия. И свою земную жизнь поймем как большую ценность, идущую от временного и проходящего к вечному...

Так понимали свою жизнь и лучшие из отцов русской ис­тории.

Пришлось мне говорить, как горячо верил в Бога Суво­ров, как просвещенно и глубоко защищал веру Ломоносов. Сейчас я приведу вам свидетельство веры прославленного сына русского народа фельдмаршала Михаила Илларионо­вича Кутузова.

Вот что говорит он нам своею жизнью. Восьмого августа 1812 года Императором Александром I Кутузов был назна­чен командующим российской армией, отходившей к Москве. Приняв в Петербурге это назначение, Кутузов сей­час же отправился в Казанский собор и, сняв все свои орде­на и украшения, долго стоял перед чудотворной иконой Бо­жьей Матери, молясь за русский народ и испрашивая помо­щи. Накануне своего отъезда из Петербурга он принял бла­гословение в Казанском соборе крестом и иконой. Прибыв в действующую армию, отходившую к Москве, 25 августа, накануне Бородинского сражения, Кутузов в своем приказе по армии говорит, что возлагает «...все свое упование на по­мощь Всевышнего...». И приказывает пронести по войскам чудотворную икону Одигитрии (то есть Путеводительницы), вывезенную из Смоленска. Со слов очевидцев (свидетельст­во которых нашло свое отражение и в «Войне и мире» Тол­стого), так описывается это прохождение иконы сквозь ряды армии: «... За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных. Но вот толпа, окружавшая икону, вдруг рас­ступилась. Судя по поспешности, с которой люди расступи­лись перед иконой, к ней подходил кто-то очень важный. И действительно, это был сам главнокомандующий Кутузов. Остановившись позади священника, Кутузов перекрестился привычным широким крестом, потом достал рукой до земли и, вздохнув, опустил седую голову. За ним стояла свита. Не­смотря на присутствие генералов, солдаты продолжали мо­литься, не обращая на них внимания... По окончании молеб­на Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени и поклонился иконе до земли. Он с трудом поднялся и прило­жился к ней. За ним приложился и весь генералитет».

Кутузова нельзя понять, если не знать его глубокой веры и надежды на Бога. Перед Бородинским боем в своем прика­зе он говорит, что уповает «...на помощь Всевышнего и на храбрость и неустрашимость русских воинов». А из Тарутин­ского лагеря 20 сентября пишет: «Да всесильная десница Божия, управляющая судьбами царств, поможет нам преодо­леть врага нашего...»

Надо еще сказать, что Кутузова глубоко оскорбляло ко­щунственное отношение врага к православным церквам и святыням Кремля. Церкви перестали быть церквами. Враг их обращал в конюшни и амбары. Это вызывало великий гнев в Кутузове. Как и многие православные русские люди, он стра­дал, что святыни кремлевские, Богу посвященные, не огла­шаются церковной молитвой. И когда 8 октября генерал Дохтуров, явившись к Кутузову, доложил ему, что «Москва ос­тавлена неприятелем», престарелый вождь российского во­инства, обратившись к образу Спасителя, воскликнул: «Боже, Спаситель, наконец Ты внял молитве нашей и с сей минуты Россия спасена...» В донесении, посланном Императору Александру I по случаю изгнания вражеских войск из России, Кутузов призывает россиян возносить молитву Всевышнему.

Верующему человеку нельзя без волнения слышать о му­жественной и смиренной вере Кутузова.

22 февраля 1813 года из города Калиша, преследуя Напо­леона, окруженный почестями, осыпанный наградами, Ку­тузов пишет своей жене: «...Я все скитаюсь, окружен дымом, который называют славою; но к чему постороннему не сде­лаешься равнодушным? Я тогда только счастлив, когда спо­койно думаю о своем семействе и молюсь за их Богу...»

Два чувства хранил в себе победитель Наполеона: что слава, его окружавшая, — дым, и то, что истинное счастье всякого человека только в Боге.

После первой Отечественной войны была выбита в Рос­сии медаль, и слова на ней были: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Это слова псалма: «Не нам, не нам, но имени Тво­ему, Господи, дай славу!»

Поистине, славен человек — и народ, — который ищет не своей, а Божьей славы.


Источник: архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. Т. 1. - Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.


STSL.Ru


11 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...