Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта

Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта

10 ноября 2017 года Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры приглашает на мастер-класс по пошиву требного комплекта. Занятие для участников группы бесплатное.

Данный мастер-класс не будет предоставлен в открытом доступе, т.к сотрудники Золотошвейной мастерской поделятся своими наработками и опытом с теми участницами, которые будут шить непосредственно с ними во время занятия.

Дополнительную информацию по предстоящему мастер-классу можно узнать в обсуждениях группы соцсети «ВКонтакте».

Для участия необходимо зарегистрироваться в группе и заявить о своем желании участвовать в мастер-классе.

Список необходимых материалов:

1. Ткань церковная шелк или парча шириной 0,5 м – 1,5 м (если позволяет рисунок, ткань можно кроить поперек);

2. Подкладочный материал (шелк, вискоза или х/б) 0,5 м (ширина 1,5 м);

3. Набор крестов (9 шт.): 6 епитрахильных крестов 8–9 см, 2 епитрахильных креста 5–6 см, 1 маленький крест для епитрахили 2,5–3 см;

4. Галун шириной 2 см – 8 м или 2 галуна: один шириной 2,5 см – 5,5 м и второй шириной 1,5 см – 2,5 м;

5. Пуговицы (7 шт.);

6. Петли (12 шт.);

7. Бахрома (70 см);

8. Шнур (2 м);

9. Бортовка шириной 1,5 м – 0,5 м.

Мастерская может отправить недостающие материалы, но об этом нужно написать в личные сообщения группы.

Золотошвейная мастерская Лавры будет благодарна за репост данного объявления.

Золотошвейная мастерская Лавры «ВКонтакте»


Краткая справка

С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья, начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.

Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы» (см.: Исх. 26, 1).

Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.

Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства.

До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие, как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое.

Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством.

Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.

На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» – купцов или промышленников.

Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких, как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой.

Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники.

Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья.

Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры.

Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы.

Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома.

С 2003 года в стенах Лавры действует золотошвейная мастерская, оснащенная новейшим вышивальным оборудованием.

Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования.

В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV–XIX вв.

Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья.

В создании уникальных предметов шитья мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки.

При создании изделий используются, преимущественно, натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования. 




24 Октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...