Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Нафанаила (Бачкало)

Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Нафанаила  (Бачкало)
Статья посвящена памяти известного на рубеже XIX–XX вв. композитора — иеромонаха Свято-Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого в новое время. В ее основу положены архивные документы, дающие ценные сведения о незаурядной личности отца Нафанаила, недоступные широкой общественности. Многим знакомы его музыкальные труды, но мало кому известно что-либо о его жизни. Этот пробел и призвана устранить статья, знакомящая читателя с биографией иеромонаха Нафанаила.

Иеромонах Нафанаил (Бачкало), безусловно, является уникальной личностью в истории Русской Православной Церкви. Многим знакомы его духовно-музыкальные сочинения. В Троице-Сергиевой Лавре, в московских духовных школах, во многих мужских и женских монастырях, на приходах — везде можно услышать нотные сочинения или изложения «Нафанаила (Бочкало)». Но при этом никто не знает, кто он такой, где жил и трудился и даже в какой промежуток времени. Нет ни одного труда, начиная с XIX и кончая XX веком, который был посвящен хотя бы косвенно изучению его жизни и его наследия. Лишь в 2006 г. вышла небольшая статья о нем протодиакона Сергия Голубцова († август 2006 г.). Отец Сергий считал, что работа в данном направлении не принесет никаких результатов.

Действительно, о жизни и деятельности отца Нафанаила сохранилось крайне мало сведений. Их буквально по крупицам приходилось собирать в различ-ных архивах. Были просмотрены и изучены более 70 архивных дел, хранящихсяв следующих государственных учреждениях: Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Почти во всех хранятся лишь документы, содержащие сухие канцелярские данные: где, что и когда.

Прежде чем приступить к описанию жизненного пути иеромонаха Нафанаила, необходимо сделать несколько замечаний о его фамилии. Практически во всех публикациях и справочниках отец Нафанаил записан как Бочкало. В документах Лавры в промежуток с 1885 по 1920 г. встречаются оба варианта фамилии — и через «о», и через «а». Однако обе эти фамилии обозначали одного и того же человека, что хорошо видно при сравнении личных данных «Бочкало» и «Бачкало». Остается лишь выяснить — какая из них правильная? Очевидно, что единственным достоверным источником может служить лишь личный автограф самого иеромонаха Нафанаила. Нигде в известных нам его рукописях, а также в лаврском архиве не удалось обнаружить полного автографа, содержащего фамилию, но лишь сан и имя. Разрешить вопрос помогло уголовное дело, заведенное на него в 1930 г., и письмо, написанное ему священником Алексием Белинским. Во многих местах данного уголовного дела присутствует автограф иеромонаха Нафанаила в виде фамилии «Бачкало». Так же и в письме священника Алексия к отцу Нафанаилу написана его фамилия как «Бачкало». Очевидно, что данный вариант фамилии и является верным.

Иеромонах Нафанаил (в миру Никита Яковлевич Бачкало) родился 15 сентября 1866 г. в селе Сорокотяги Киевской губернии, в простой верующей крестьянской семье. Как он сам впоследствии писал, из желания стать святым в 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую Лавру, где был послушником. Но через четыре года Никита ушел из монастыря. Год спустя, то есть в 1887 г., он оказывается в Санкт-Петербурге и становится певчим Исаакиевского кафедрального собора. Находясь в столице, он в течение трех лет занимается на курсах пения у профессора Сефери, а затем поступает в консерваторию. Известно, что учился он у профессора Габеля. Вокал был не единственным занятием Никиты: он овладел также навыками игры на фортепиано и скрипке.

В студенческие годы раскрывается его музыкальный дар. В двадцать четыре года он заканчивает консерваторию и начинает выступать в концертах; поет в операх в недавно открытом Панаевском театре. К нему приходит слава. Никита Бачкало становится певцом, известным как в Санкт-Петербурге, так и за его пределами. Его приглашают в Ревель, где он вместе с другими актерами дает концерты и участвует в операх. Вскоре вместе с Панаевским театром он отправляется в двухгодичное турне по западным странам. Однако, в силу ряда причин, 28-летний юноша оставляет все и снова уходит в монастырь. Теперь его путь лежит в Троице-Сергиеву Лавру.

В 1895 г. Никита Бачкало по промыслу Божьему оказывается в обители игумена Земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Здесь на него сразу же возлагают певческое послушание: он певчий, а затем помощник регента правого клироса Троицкого собора. В 1897 г. он принимает постриг с именем Нафанаил. Вскоре монах Нафанаил переводится в подведомственную Лавре Смоленскую Зосимову пустынь. Здесь он организует хор из числа братии и занимается с его участниками, совершенствуя их музыкальное образование. В это же время он начинает заниматься композиторской деятельностью: появляются на свет известные многим музыкальные произведения, изложенные по напеву Зосимовой пустыни. Год спустя (в 1898 г.) монах Нафанаил рукоположен в сан иеродиакона, а через два года — во иеромонаха.

Стоит заметить, что напев новообразованной Смоленской Зосимовой обители является творением отца Нафанаила. Особое место в музыкальном творчестве отца Нафанаила занимают церковные песнопения по напеву «Зосимовой пустыни». Практически во всех мужских монастырях, да и не только в них, можно слышать напевы, близкие музыкальной традиции Смоленской Зосимовой пустыни. Таким образом, напев Зосимовой пустыни имеет к иеромонаху Нафанаилу самое непосредственное отношение. Эту мысль подтверждает свидетельство очевидца тех дней — помощника инспектора Московской духовной академии иеромонаха Николая: «Дивное впечатление производят эти музыкальные переложения и сочинения о. Нафанаила. Большое ему спасибо, что он, наконец, уступая просьбам знатоков церковного пения, начинает выпускать свои произведения. Кто будет спорить относительно того, что церковное по духу пение — лучший проводник и истолкователь самих песнопений? И в то же время, как не пожалеть о том, что, с одной стороны, церковное пение стараются ввести в несродное ему русло итальянщины: как хотите, а православное пение не должно терять неотъемлемо принадлежащего ему стиля, характера, а с другой стороны, пение вообще падает. Увы, не только это нужно сказать о церквах приходских, но даже о монастырском пении.А между тем мера в мелодии и простота в изложении — краса церковной музыки и условие легкого и прочного ее усвоения. Вот эта мерность и простота и отличают музыкальные работы иеромонаха Троицкой Лавры о. Нафанаила. Это — мелодии, которые созданы автором для Смоленской Зосимовой Пустыни…, где он был регентом монастырского хора. И знаменательно, что паломники этой св. обители… выносили от зосимовского пения такое же впечатление, как послы князя Владимира в Царьграде. А зосимовское пение — творение о. Нафанаила (сочетавшего с крупным музыкальным талантом и серьезное образование: Московское Синодальное училище и Санкт-Петербургская консерватория) и усвоившего дух церковный».

Музыкальный талант Нафанаила был настолько ярким, что его имя становится известным далеко за стенами безызвестной в то время пустыни, упрятанной от людской суеты в глуши лесов. На рубеже веков эту обитель посещает известный владелец московской нотопечатни Николай Иоакимович Гаврилов. Услышав за службой интересные гармонизации и восхитившись красотой напевов, он изъявляет желание их напечатать. В поле зрения попал составленный молодым композитором — о. Нафанаилом — четырехголосный Обиход. Переданный для цензуры в Наблюдательный комитет Синодального училища церковного пения, Обиход был признан «весьма полезным и желательным». Однако на пути к его изданию возникли препятствия. К молодому композитору проявил интерес и директор Синодального хора Василий Сергеевич Орлов. Предположительно в 1903 г. он знакомится с иеромонахом Нафанаилом и предлагает ему поступить в Синодальное училище для улучшения образования. Нафанаила принимают в училище, выделяют бесплатно помещение для проживания. На занятия разрешено приезжать в свободное от послушаний в пустыни время. Более того, осенью 1904 г. отца Нафанаила переведут в Лавру, которая была ближе к Москве.

Свидетельством роста его профессионализма и авторитета явилось то, что в 1910 г. о. Нафанаила приглашают в состав Синодальной комиссии по вопросам церковного пения. Эта комиссия была организована по личному распоряжению императора Николая II, под председательством обер-прокурора Степанова. В октябре 1910 г. в актовом зале Синодального училища комиссия начала свою работу. Один из пунктов рабочей программы, принятой на этом заседании, был следующего содержания: «2. Для выработки списка Обихода и списка песнопений для однородного хора выделить подкомиссию в составе о. ректора архимандрита Бориса, протоиерея Металлова и иеромонаха Нафанаила». На заседании комиссии от 9 ноября 1910 г. был принят «список церковных песнопений для однородного мужского хора, допустимых к употреблению в русских монастырях». Его составителями явились архимандрит Борис, протоиерей Василий Металлов, священник Димитрий Аллеманов и иеромонах Нафанаил.

В 1912 г. иеромонах Нафанаил был назначен регентом первого лаврского хора. Он ревностно берется за возложенное на него послушание. Менее чем через месяц он покупает в Москве новые фисгармонию, скрипку и другие музыкальные инструменты. Усердие нового регента не замедлило принести достойные плоды. 1 июня Лавру посещает император Николай II. К его приезду готовился весь город. Естественно, что монашеский хор не мог не участвовать в этих торжествах. Хор под управлением о. Нафанаила пел перед императором, и Николай II лично наградил регента — иеромонаха Нафанаила — золотым крестом «из Кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА».

В следующем, 1913 г. вся Российская империя торжественно отмечала 300-летие дома Романовых. Император со своей семьей совершил паломничество по памятным местам династии Романовых. 24 мая он посещает Лавру. К этому юбилею отец Нафанаил написал кантату: «Кантата, трехсотлетия Царств[ующего] дома Романовых», которую исполнил во время пребывания государя в обители.

Необходимо заметить, что к этому времени отцом Нафанаилом было написано большое число произведений и созданы многие гармонизации песнопений (значительная часть их напечатана в книжном издательстве Гаврилова). В основном это были духовные произведения, предназначенные для исполнения во время богослужения. Кроме этого, о. Нафанаил сочинял гимны, кантаты и пьесы духовно-нравственного содержания. Иеромонах Нафанаил становится известным русским хоровым деятелем.

Наступил 1917 год. «Красная власть» пришла и в Троице-Сергиеву Лавру. 3 ноября 1919 г. обитель была закрыта. Часть братии, вместе с наместником архимандритом Кронидом (Любимовым), поселилась в Гефсиманском скиту. Остальным было благословлено жить, как выражаются, «где Господь укажет». Так для 53-летнего иеромонаха Нафанаила начались сложные годы странствования по приходам.

Первым местом, где поселился отец Нафанаил, было село Барково Александровского уезда Владимирской губернии. Здесь он прослужил 5 лет. Затем перешел на другой приход того же уезда Погост Новосергиевск. В нем он пробыл всего 2 года, после чего решил отправиться в Москву. До 1927 г. отец Нафанаил служит и регентует на приходах: в храме «Николы Болванки», в Замоскворечье в церкви Святой Троицы в Кожевниках, уезжает в Сергиев Посад, снова возвращается в Москву и служит в Богоявленском монастыре.

В 1927 г. по приглашению орехово-зуевского епископа Никиты отец Нафанаил становится клириком храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехово-Зуева, в то время единственного действующего храма в городе. Через год Синод предлагает ему оставить этот храм и выбрать любой другой приход. Причиной такого решения послужил донос на о. Нафанаила. Уставший от постоянных переездов 62-летний отец Нафанаил ушел на покой и остался жить в г. Орехово-Зуево. К этому времени он купил здесь дом и обзавелся небольшим хозяйством.

Чтобы прокормиться, отец Нафанаил был вынужден встать на паперть и собирать милостыню. По праздникам его чада собирались у него дома, где вместе молились и пели. Так продолжалось до 1930 г. 29 января 1930 г. в ОГПУ на иеромонаха Нафанаила, Вьюгину Евфросинию Родионовну и еще пятерых монахинь было заведено уголовное дело под № 31 по статье 58.10 Уголовного кодекса. Состав преступлений гласил: агитация против налоговой политики Советской власти и возбуждение «религиозных масс» тем, что Советская власть административным путем закрывает церкви. Они были арестованы, и началось следствие. После месячного ареста в марте, «Особое Совещание ОГПУ» г. Москвы постановило освободить осужденных из-под стражи, лишить избирательного права и права проживания в Московской, Ленинградской и ряде других областей. Дальнейшая судьба иеромонаха Нафанаила (Бачкало) осталась неизвестной.

* * *
Все музыкальные труды иеромонаха Нафанаила можно условно разделить на богослужебные и внебогослужебные. К первым относятся богослужебные песнопения, представленные в разных типах книг: «Всенощное бдение», «Литургия», «Молебны», «Заупокойные службы», «Постная триодь», «Службы на весь Великий пост», «Преждеосвященная Литургия», «Песнопения в пятницу 5-й седмицы на всенощной и задостойник в Субботу Лазареву и неделю Ваий», «Страстная седмица» и «Заупокойные службы и отпевания мирских, монашествующих и священников». Известно, что иеромонах Нафанаил отправил в конце 1911 г. или в начале января 1912 г. сборники «Всенощное бдение» и «Литургия» на отзыв в Санкт-Петербург регенту Придворной певческой капеллы профессору Петербургской консерватории Михаилу Георгиевичу Климову: «Литургию вашу получил и просмотрел довольно основательно. Впечатление остается очень хорошее. Видно, что Литургия написана с большим практическим знанием тех задач, кои так пренебрегаются нашими «церковными» «власть имущими» людьми, Ваша Литургия имеет очень много достоинств — хорошее голосоведение, удобная десситура (расположение) голосов, естественная, изящная гармония, как в собственных Ваших сочинениях, так и в гармонизациях мелодий древних распевов. Ваши собственные композиции написаны в духе «древних распевов», что имеет свою прелесть и ценность, особенно в виду предназначения их для монастырских хоров. Ваша Литургия вполне удовлетворяет самым строгим требованиям своего назначения».

Войдя в историю как автор богослужебных песнопений, иеромонах Нафанаил обращался к самым разным музыкальным жанрам и видам церковной гимнографии. Другой род его творчества составляют «сочинения для музыки и пения». По своему предназначению они охватывают все возрастные категории: для детей, для молодежи и для взрослых. К этой же группе относятся гимны и кантаты.

В заключение отметим, что вопрос об объеме всего музыкального наследия иеромонаха Нафанаила до сих пор остается открытым. Известна только малая часть этого наследия, написанная в период с 1898 по 1914 г., то есть за 16 лет. Хотя были в его жизни как минимум еще 16 лет музыкального творчества. На сегодняшний день доступны лишь те его труды, что были изданы до революции; ведется работа по сбору и переизданию их. Важным представляется также вопрос о его неопубликованных рукописях. Из устного свидетельства профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) известно, что есть рукописи отца Нафанаила, датированные 1929 г. В частности, у самого отца Матфея имеется рукописный оригинал нотного 33-го псалма, который был написан иеромонахом Нафанаилом в 1929 г.

Известно, что отец Нафанаил был регентом в этой пустыни в течение шести лет (1898–1904); за это время и появился на свет напев Зосимовой пустыни, автором которого является иеромонах Нафанаил. Смоленская Зосимова пустынь расположена в так называемой Ульяновой пустоши в 25 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от железнодорожной станции Арсаки. В конце XVII в. сюда пришел из Троице-Сергиева монастыря старец-схимник Зосима вместе с монахом Ионой. Святая жизнь старца Зосимы привлекла сюда многих монахов, но после преставления старца Зосимы (†1710 г.) все монахи разошлись из пустыни по другим монастырям. Лишь народ продолжал посещать могилку старца. На том месте, где когда-то была монашеская пустынь, осталась настоящая пустынь — ничего кроме могилки Зосимы не было. В 1848 г. над этой могилкой была построена деревянная часовня, а около 1870 г. была положена над ней гранитная плита. Лишь в 1896 г. последовал Указ Священного Синода от 22 апреля за № 2012, повелевающий «восстановить общежительную мужскую пустынь, с наименованием ея Смоленскою Зосимовою». Этот момент можно считать началом возрождения пустыни, существовавшей в конце XVII — начале XVIII в. в виде небольшой монашеской общины, объединенной старцем Зосимой.

Из этой небольшой исторической справки можно легко заметить, что никакого напева «Зосимовой пустыни» до 1896 г. и быть не могло. Откуда же он взялся? Некоторые специалисты считают, что это творение иеромонаха Нафанаила. Чтобы подтвердить данную точку зрения, можно привести следующие аргументы. Следует отметить, что отец Нафанаил был человеком скромным и, как и подобает монаху, не стремился к получению славы. Трудился он во Славу Божию. Возможно, что такому монашескому смирению его научил духовник — старец Алексий Зосимовский, который всех своих чад в первую очередь учил именно этой добродетели. Почему же он тогда впоследствии стал открыто печататься? Свои музыкальные труды он согласился издавать лишь для пользы церковного пения, а без имени автора цензура бы не допустила к изданию ни одного нотного сборника, составленного иеромонахом Нафанаилом.

С. А. Волковинский
Вестник ПСТГУ V: Музыкальное искусство христианского мира, 2008. Вып. 2 (3). С. 139–146


27 Февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
28 марта 1917 года после произнесения мятежной проповеди в пустыни Святого Параклита в Троице-Сергиеву Лавру был возвращен иеромонах Смарагд, в прошлом священник 3-го Рижского пограничного полка.


101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева

Отец Сергий Трубачев родился 26 марта 1919 года в с. Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева и его супруги Клавдии Георгиевны, урожденной Санковой. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре...

День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

26 марта 1589 года преставилась ко Господу юная княжна Евдокия Магнусовна (+ 1589), дочь вдовой королевы Марфы Владимировны и племянница Иоанна IV Грозного, внучка последнего Старицкого князя Владимира Андреевича. Погребена в Успенском соборе Троицкой обители.

Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»
Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»

В ночь на 26 марта 1821 года «великая буря» сорвала железную кровлю со всеми стропилами и обрешеткой с ограды Троице-Сергиевой Лавры между Красной и Ректорской башнями. Убыток составил около 800 рублей.

Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича
Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича

25 марта 1479 года, 540 лет назад, у великого князя Московского Иоанна III Великого и Софии Палеолог родился сын княжич Василий. Зачатию предшествовало явление Софии преподобного Сергия Радонежского.