Жизнь преподобного Сергия Радонежского как пример непрерывного воcхождения к святости

Жизнь преподобного Сергия Радонежского как пример непрерывного воcхождения к святости

В 2014 году Россия отмечала 700-летие преподобного Сергия Радо­нежского. Это событие общегосударственного значения, соответ­ствующее масштабу личности великого старца и его роли в судьбе нашей страны.

По мнению русского историка В. О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрож­дение, сделавшее возможным и возрождение политическое».

Великий старец не оставил будущим поколениям писаний и по­учений, возможно, что они по разным основаниям просто не дошли до нас. Но поучением стала вся жизнь великого старца, все его на­ставления и пророчества. Имя преподобного Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считал­ся и считается сегодня всенародным учителем и наставником. Нрав­ственный авторитет скромного игумена был так велик, что князья и митрополиты, бояре и простые люди обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием, пото­му что еще при жизни преподобный Сергий почитался величайшим из пророков. Дар пророчества дается избранным — праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Преподобный Сергий был истинно народным святым. Великий старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял.

С нашей точки зрения, именно на примере жизни преподобно­го Сергия мы можем найти сегодня те идеи, которые способствуют формированию духовно-нравственных основ становления современ­ного человека, отсутствие которых ведет к нравственной и духовной опустошенности.

Преподобный Сергий является покровителем русского образова­ния. Более ста лет назад огромное количество учеников и студентов начинали свой день с молитвенного обращения преподобному Сер­гию Радонежскому. Это свидетельствует о том, что он всегда являл­ся одним из тех святых, которым отдается наибольшее почитание среди молодежи.

Несмотря на то, что после себя преподобный Сергий не оста­вил ни строчки, мы можем сказать, что сама его жизнь составля­ет целое учение. На примере его жизни мы можем увидеть, какие он внес в жизнь важнейшие для всего русского народа религиозно-философские идеи, способствующие нравственному подъему совре­менной молодежи.

Для русского человека очень важно то, что преподобному Сергию было свойственно глубокое созвучие народу, «великая типичность». Отсюда особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная ка­нонизация в народного святого.

Будучи отшельником, он спокойно «поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок».

Преподобный Сергий был не только созерцателем, он был «де­лателем». И сегодня очень важно восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим о делах и жизни великого старца, ставшего для русских людей «немеркнущей звездой».

Позна­вая жизнь преподобного Сергия Радонежского, мы познаем самих себя. Поскольку именно на примере жизни великого старца мы мо­жем найти сегодня те религиозно-философские идеи, которые спо­собствуют формированию духовно-нравственных основ человека. В связи с этим нам показалось интересным, опираясь на текст по­вести Б. К. Зайцева «Житие преподобного Сергия Радонежского», определить такие константы восхождения великого старца к свято­сти, которые бы совпадали с константами духовно-нравственного са­мосовершенствования человека. Сделав это, мы сможем понять, что помогло преподобному Сергию Радонежскому стать покровителем учащихся, покровителем земли Русской, а также той «немеркнущей звездой», о которой говорит в своем произведении Б. К. Зайцев.

Жизнь отрока Варфоломея отмечена очень важной чертой — он совершал добрые поступки, всегда добросо­вестно исполнял всякое дело. Это, с нашей точки зрения, является первой константой на пути восхождения преподобного Сергия к вы­сокой духовности.

Далее следует отметить принципиально важную роль встречи Варфоломея со старцем. Именно ему отрок поведал свои огорчения в обучении и просил молиться за него. Когда же он пришел домой и начал читать псалмы, родители были поражены его умением. Вскоре он опередил в учении своих сверстников и своего брата Стефана. И с тех пор чтение заняло важное место в жизни Варфоломея, что также формировало его духовные основы. Таким образом, второй констан­той, по нашему мнению, является постоянный интерес к чтению.

В историях с неудачами, успехами в учении Варфоломей всег­да оставался смиренным и скромным мальчиком, что помогло ему непрерывного восходить по пути самосовершенствования. Следова­тельно, смирение и скромность становятся третьей константой вос­хождения к высокой духовности.

У Варфоломея очень рано обозначилась живая связь с Богом, и к порогу юности он уже больше всего любил службы, церковь, чтение священных книг. За свое отрочество Варфоломей все больше осозна­вал свое стремление уйти в высший мир. Он уходил в мир созерца­ния и непосредственного общения с Богом. Таким образом, одной из следующих постоянных величин является любовь к Богу, к службе и Церкви, чтение церковных книг.

Когда Варфоломей ушел с братом в леса, они поселились на Ма­ковице, где стали строить собственноручно «церквицы», «келийки», здесь преподобный показал свое трудолюбие и впоследствии слу­жил примером всем своим братьям в этом деле. Данный факт помо­гает нам выделить следующую константу, а именно трудолюбие.

Начав одиночную жизнь, преподобный Сергий не раз доказывал, что он не только способен не поддаваться искушениям, но и выдер­жать все трудности жизни. А всё потому, что он отличался упор­ством, невероятным терпением, а главное, «боголюбием» — всё это возвышало его и готовило к святой, но более сложной жизни. Из­вестно также, что, помимо игуменства, преподобный Сергий был и исцелителем, и чудотворцем и видел видения, но пришел он к этому не сразу. К этому его привел только трудный и долгий путь само­совершенствования, самопросветления. К этому привел его и аске­тический подвиг. Это непрерывное восхождение к святости длилось не за какой-то отдельный жизненный период, а всю жизнь от детства до его старости. Несмотря на то, что он был и учителем, и на­ставником, и судьей в житейских делах, он всегда оставался тихим, кротким и работящим человеком.

Конечно же, нельзя не сказать о том, что преподобный Сергий — покровитель земли Русской, поскольку именно он в свое время бла­гословил Дмитрия Донского на битву с монгольским игом. И, как мы знаем, Русь одолела врага. После этого события слава о подвижнике разнеслась по всей стране, он уже тогда был образцом благочестия и простоты. Как отмечает Б. К. Зайцев, преподобный Сергий всегда оставался простым «без пестроты».

Таким образом, преподобный Сергий Радонежский пришел на Маковицу послушным Варфоломеем, а ушел величайшей славой Рос­сийской. Теперь это «немеркнущая звезда», которая по сей день све­тит, учит и ведет. Его путь непрерывного восхождения к святости определяется всей его жизнью. И на этом пути важное место отво­дится не только его родителям, но и выделенным нами константам духовно-нравственного становления великого старца: глубокая лю­бовь к Богу, постоянное самосовершенствование, пристрастие к чте­нию, скромность и смирение, а также упорство и терпение, трудолю­бие, способность не поддаваться искушениям, добрые поступки.

На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что выявленные нами константы духовно-нравственного становления могут быть положены в основу концепции духовно-нравственного воспитания личности. Обращение к духовно-нравственным основам становления вели­кого старца играет также определяющую роль в воспитании таких важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию. Следование выде­ленным нами константам духовно-нравственного становления лич­ности на примере жизни Сергия Радонежского — это путь восста­новления цельности личности и ценности жизни каждого человека, путь восстановления утерянного нравственного идеала.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. М.: РГБ, 2014.


18 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...