Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах



В наше время, когда возрождается духовная основа святой Руси – православная вера – московский художник Сергей Николаевич Ефошкин написал серию картин, отражающих события XIV века. Эти полотна вдохновили православного педагога Софью Олеговну Никулину на создание созвучных картинам стихов. Благодаря этим работам начинаешь понимать дух того времени, далекие события становятся рядом, их ощущаешь без толщи веков.


***

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.


Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.


Вo время тяжких испытаний

(Под игом Русь тогда была)

Вблизи Ростова, по преданью,

Мария сына родила.


Дитя все с нетерпеньем ждали.

Как утешенья средь скорбей.

И вот младенцу имя дали

«Сын радости» – Варфоломей.


В семье боярина Кирилла,

Благочестивого отца.

Три сына, как известно, было.

Но средний умилял сердца.


Он был украшен воздержаньем.

Постился строго с ранних лет.

В молитве и благодеяньях

Проходит дней его расцвет.


Любил он бедную одежду,

Трудился для семейных нужд.

Был кроток, тих, во всем прилежен

И развлечений детских чужд.


Одно в нем близких огорчало:

Давалась грамота с трудом,

Но это тоже означало

Особый Промысел о нём.


Он старца дивного встречает,

Ему решается сказать.

Что более всего желает

Науку книжную понять.


И черноризец [1], помолившись,

Просфору [2] отроку подал.

А тот, вкусив её, не сбившись,

Псалтирь [3] с усердьем прочитал.


С тех пор успешно он учился,

Тем радуя отца и мать.

И больше прежнего молился,

Мечтая сам монахом стать.


Как отраженье жизни новой

В небесном отблеске зари.

Всегда защитой и опорой

Служили нам монастыри.


Лишь только брата два женились,

В один из тех монастырей

Отец и мать переселились

И с ними их Варфоломей.


Своих родителей седины

Сын возмужавший уважал.

До самой праведной кончины

Во всем их старость утешал.


Почтил умерших поминаньем

И милостыню раздавал,

Благоговейно, со слезами

Он сорок дней Псалтирь читал.


Всё бренно в мире быстротечном.

Блажен, кто Богу угодил.

В Хотькове на покое вечном

Лежат Мария и Кирилл.


Чету святую люди знают.

Здесь многих путников причал.

Их непременно посещают.

Как Преподобный [4] завещал.


Сказанье дальше продолжая.

Спешим подвижнику вослед.

Стефана-брата убеждает

Он навсегда оставить свет.


Они в лесу уединились.

Вдали мирская суета.

Здесь Богу горячо молились

У возведенного креста.


Потом построить храм решили.

И вот средь зелени густой

С любовью церковку срубили

Во имя Троицы Святой.


Стефан, уже монахом ставший,

(Жену он рано потерял).

Себе иной судьбы желавший.

Душой томился, унывал.


Он вскоре с братом расстается –

Знать, так Господь благословил.

В безлюдной чаще остается

Блаженный юноша один.


Как прежде, молодой отшельник,

Ища спасения души,

В нужде, невзгодах, искушеньях [5]

Упорно трудится в глуши.


Какое вскоре утешенье!

За то, что праведно он жил.

Достиг в монахи постриженья

И Сергий имя получил.


Но бесы святости не терпят,

Они, с затворником борясь,

В смятенье приводя и трепет.

Являются ему не раз.


Наводят ужасы и страхи.

Голодных хищников стада.

Но сила Божия в монахе,

И страхований нет следа.


Зри, современный наш читатель,

На проявленье Божества.

На лик святой, простое платье...

С мятежным миром нет родства.


Ни тени грешных пожеланий.

Всё – воплощение Христа.

И нам, потомкам, в назиданье:

Свет веры, кротость, чистота.


И потому к нему, как к Ною,

Всяк зверь с покорностью идёт.

Ведь повинуется земное

Тому, в ком Дух Святой живёт.


Всё тайное бывает явным.

Слух о подвижнике – в миру.

Поговорить о самом главном

Приходят странники к нему.


И вскоре за молвою следом

Услышал радонежский лес

Звон топоров, людей беседы,

Увидел множество чудес.


И вот уже общиной дружной

С ним многие живут в трудах.

Теперь об их печётся нуждах

Великий труженик-монах.


Заботится об их жилищах,

Им воду носит, хлеб печет.

Дрова готовит, варит пищу.

Так жизнь теперь его течёт.


Желал безмолвствовать в пустыне.

Но воля Божия сильней!

Он служит людям и поныне –

Наставник братии своей.


Проходит время, и однажды

Сказали иноки: «Беда!

Как часто мы томимы жаждой,

Но далеко от нас вода».


Игумен [6], выслушав, спустился

В овраг вблизи монастыря,

К земле иссохшей преклонился.

Молитву кроткую творя.


И тут Господь являет чудо:

Родник из недр фонтаном бьет!

К нему доньше отовсюду

Честной стекается народ.


Идут на Сергиев источник

От скверны сердце очищать.

Омыть заплаканные очи,

Вкусить надежды благодать.


Всё место это стало свято.

Растёт и крепнет древний град.

Смиренным иноком когда-то

Основан Сергиев Посад.


Мы тоже многие стремимся

Сюда, где дух его почил.

И Божьим чудесам дивимся

И вспоминаем, как он жил.


При нём обитель укреплялась

Во всех делах её благих.

И много там чудес случалось.

Вот только несколько из них.


Во искушенье все припасы

Закончились в монастыре.

Монахов жалобные гласы!

Ведь нет ни крохи на дворе.


И многие тогда взроптали:

«Уж мочи нету так терпеть!»

Но тут в ворота постучали.

Стоит обоз. В телегах – снедь.


Так трое суток продолжалось,

Что неизвестный доброхот,

К насельникам [7] имея жалость.

Привез провизии на год.


Всё по молитвам совершилось.

Напрасно незачем роптать!

И с той.поры установилось:

Во всём на Бога уповать.


Однажды батюшке в обитель

Больного сына на руках

Принёс благочестивый житель.

Но мальчик умер на глазах.


Тогда отец, убитый горем,

Уходит. Гробик мастерит.

Но, возвратившись, видит вскоре:

Малютка жив и в келье [8] спит.


Он бросился к ногам святого,

Но тот его остановил.

Мол, нет тут чуда никакого!

Так думать даже запретил.


Не для людского прославленья

Творил молитвы он свои,

А ради веры укрепленья.

Во имя жертвенной любви.


За увядающие нивы

Молился и для Бога жил.

И, как слуга трудолюбивый.

Пешком всю землю исходил.


Он усмирял князей гордыню,

Объединял их во Христе.

В преданьях помнят и доныне

Игумена того везде.


С митрополитом [9] Алексием

Христово стадо верно пас.

По их предстательству Россия

Была спасённою не раз.


Над ней, родимой, снова тучи!

Восстал ордынский хан Мамай.

Пошёл на нас волной могучей

Испепелить весь отчий край.


Дары и просьбы отвергает

Надменный вождь, безбожный хан.

Знать, за грехи Господь карает.

Тяжёлый крест Отчизне дан.


в ту пору славный князь Димитрий

Землёю русской управлял.

Готовясь к предстоящей битве,

Он с верой этот крест подъял.


И Троице Живоначальной,

Спеша все почести воздать.

Пришёл с дружиной достохвальной

Благословенье старца взять.


С надеждой ждал их Преподобный,

Молитву в храме возносил.

Он предсказал и плач надгробный,

И славу ратную Руси.


Благословил идти без страха,

Коль Русь святая дорога!

И в подкрепленье двух монахов

Послал на злобного врага.


В смиренье иноки одеты,

Но, слыша Сергия наказ.

Встают Ослябя с Пересветом

В ряды дружины в тот же час.


Под Божьей Матери покровом

Теперь вся воинская рать.

В день Рождества Её святого

Не страшно будет умирать!


На берегу родной Непрядвы

Встань, юный витязь, не робей!

Зовёт к началу бранной жатвы

Татарин наглый Челубей.


Выходит он, насмешник дерзкий.

Дрожит под ним свирепый конь.

Ну что? Мол, здесь сражаться не с кем!

Погоним русичей за Дон!


В войсках томленье, ожиданье.

Орлов паренье в небесах.

Коней нетерпеливых ржанье...

России участь на весах.


На поединок выезжает

Послушник верный Пересвет.

Его нисколько не смущает,

Что он в доспехи не одет.


На нём оружие нетленно.

На схиме [10] вышит Крест Христов.

Кончина воина блаженна.

Он к этому всегда готов.


Святой водою окроплённый.

Помчался русский богатырь.

Небесной молнии подобный, –

И пал на выжженный пустырь.


Его копьём сражён татарин.

Обоих их настигла смерть.

Но вечно жив и светозарен

Священноинок Пересвет.


– Приспело, братья, время битвы! –

Провозгласил великий князь.

На поле славы и молитвы

К полудню сеча началась.


Был бой жестокий и кипучий:

В открытой битве жалок трус.

И кровь лилась, как дождь из тучи.

За веру правую, за Русь!


Смешенье тел, железа скрежет...

О сколько нынче новых вдов!

Сочатся раны под одеждой,

И кони топчут седоков.


Всё время Сергий преподобный

На поле том незримо был.

И к вечеру во храме Божьем

Всем о победе возвестил.


Молитва русского монаха,

А на хоругвях [11] – Спаса лик.

Уже бежит Мамай со страхом:

«Как христианский Бог велик!


Нашли татары здесь могилу.

Их кончилась над нами власть.

Откуда же такая сила

Вдруг у Димитрия взялась?


Все княжества по доброй воле

Плечом к плечу стояли с ним.

За битву на широком поле

Назвал народ его Донским.


Не страшен враг. Сладка награда

Для тех, кто верой облечён.

Вот так за Русь сражаться надо:

Святой молитвой и мечом!


Семь дней убитых хоронили

С залитых кровию холмов.

На небо ангелы носили

Их души под святой Покров.


Тогда на поле Куликовом

Была Россия спасена.

Так неужели будет снова

При нас повержена она?


От предков нам она досталась

Богохранимою страной.

И православьем укреплялась,

Как нерушимою стеной!


Подвижников и чудотворцев

Немало было на Руси.

И не сумели богоборцы

Их свет нетленный угасить.


В церквах веками воздается

Святому Сергию хвала!

И величание поется,

И славятся его дела.


Он милосердьем украшался.

Одетый в Божью благодать,

Учеников своих старался

В любви Христовой наставлять.


За них он пламенно молился,

И вот однажды в час ночной

Во двор обители спустился.

На свет влекомый неземной.


Тогда в сиянии чудесном

Он птиц предивных увидал.

В ночи раздался глас Небесный,

Который батюшке сказал,


Что так умножится и стая

Потом его учеников,

И Лавра [12] станет здесь святая

Под сенью золотых крестов.


И вскоре, по молитвам старца.

Откроются монастыри,

В которых будут подвизаться

Духовных дел богатыри.


И за великое смиренье

Печальник праведный, святой

Был удостоен посещенья

Пречистой Матери Самой.


Глубокой ночью осветилась

Вся келия огнём живым.

Царица света появилась

С апостолами [13] перед ним.


Повержен ниц его келейник,

Он сам коленопреклонён.

И этот миг, мой современник.

Над ракою [14] изображён,


Где старца мощи [15] почивают.

И каждый день сюда народ.

Святого пеньем ублажая,

С мольбой и просьбами идёт.


Светильник Божий! Он, как прежде.

Усердно молится за нас.

И припадаем мы с надеждой

К его мощам в печали час.


Он в грозные, худые годы

Отчизны горестной моей

Стал утешением народа

И ангелом среди людей.


Нас старец радонежский кличет

За други душу положить!

Державе возвратить величье!

Порфиру [16] царственную шить!


Христианин! Об этом помни:

Отчизна – мать, её храни!

Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.


Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия – поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.


Заступник, Господу угодный!

Крест помоги нам донести.

Моли, наш Сергий преподобный,

Русь православную спасти!


Источник: Никулина С.О. Игумен земли Русской. Житие ПреподобногоСергия Радонежского в стихах. Худ. С.Н. Ефошкин. – Рязань, Изд. «Зерна», 2002.


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Черноризец, инок – монах.

[2] Просфора – специально испеченный хлеб для богослужения.

[3] Псалтирь – книга божественных песнопений (псалмов).

[4] Преподобный – монах, достигший святости.

[5] Искушенье – испытание.

[6] Игумен – настоятель мужского монастыря.

[7] Насельник – житель монастыря.

[8] Келья – жилище монаха.

[9] Митрополит – глава церковного округа.

[10] Схима – высшая степень монашества; одежда монаха-схимника.

[11] Хоругвь – церковное знамя.

[12] Лавра – крупный монастырь.

[13] Апостол – ученик Иисуса Христа.

[14] Рака – гробница, где почивают мощи святого.

[15] Мощи – останки тел святых.

[16] Порфира – пурпуровая одежда царей.


STSL.Ru


18 Июля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...