Замечательный Пролог

Замечательный Пролог

«Слово от Патерика»
(пересказ фрагмента «Пролога» на русском языке)

«Один брат спросил авву Силуана:

– Что мне делать, авва, дабы стяжать умиление? Ибо я весьма обуреваюсь унынием и сном. И утром, когда встаю, делаю это с большим усилием и без пения не читаю псалмов, а сна одолеть не могу.

Старец ответил:

– Чадо! произносить тебе псалмы с пением («со гласом») – прежде всего есть знак гордыни и возношения: вот я-де пою, а брат мой не поет. Затем, пение на голос помрачает сердце, делает его сухим и не дает душе умилиться. Посему, если хочешь прийти в умиление, то остави песнопения на гласы. И когда стоишь, творя твои молитвы, то пусть ум твой внемлет смыслу («силе») стиха (псалма), а ты представляй себе, что стоишь пред Богом Живым, истязующим сердца и утробы. Когда же проснешься («восстанешь от сна»), прежде всего прослави Бога устами твоими и начинай тотчас твое правило легко и тихо, с воздыханиями и поминая и грехи свои, и муку, где будешь мучиться.

Брат сказал:

– А я, авва, с тех пор как стал иноком, пою чин («упражнение») правила и часы по Октоиху (то есть на 8 гласов).

На это авва ответил:

– Вот от этого и бежит от тебя умиление. Смотри, как великие отцы, будучи неграмотными («бескнижники») и не зная ничего, ни гласов (пения – «гласа»), ни тропарей, кроме только нескольких псалмов, просияли, однако, в мире, как светила. И свидетели истинности моего слова авва Павел Простый, и авва Антоний, и авва Памва, и авва Аполлон и другие; они мертвых воскрешали и над бесами получили власть, но не за песнопения, тропари и гласы, а за молитвы и пост, ибо не красота пения спасает человека, а страх Божий и соблюдение Христовых заповедей. Пение же на гласы многих свело и в «преисподняя земли»; не только мирские, но и священники утопили себя в блуде и в страстях, ибо такое пение скорее («паче») является мирскими песнями: ради слушания их они и в храмы собираются. Подумай, чадо: каковы (необыкновенны, чудесны) дела на небесах, – а о них не пишется, что там с Октоихом поют. А один чин (ангельский) непрестанно поет лишь «Аллилуиа», другой – «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», третий – «Благословенна слава Господня от места дома сего». И ты, чадо, возлюби Христово смирение и подвизайся (старайся, «внимай») блюсти ум свой во время молитвы. И где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, а будь смиренномудрым, и даст тебе Бог умиление» (8 мая).

Это почти всякому известно по опыту: «устав» мешает молитве, и именно умиленной молитве. Сушит («жестоко творит» сердце)... И здесь мы читали в прошлом году «Серафимово» правило и... плакали. А теперь два часа идут «гласы», а сухо...

И преподобный Серафим уговаривал Ксению сократить Саровский устав, как непосильный. Сам же дал короткое «правильце» Дивеевским, но наставлял их творить постоянно молитву Иисусову... Он хотел им – молитвы, а не «молитвословия».

Подобное помню и в «Невидимой брани». Нужно бы найти... Подобное у епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь»:

– Однако ж не надо набирать много молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в (во время) жару усердия молитвенного.

– Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькою молитовкою и с своим молитвенным словом... Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе».

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. М.: Правило веры, 2008. - С. 448-450.


4 Июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.