Замечательный Пролог

Замечательный Пролог

«Слово от Патерика» (пересказ фрагмента «Пролога» на русском языке) [1]

«Один брат спросил авву Силуана:

– Что мне делать, авва, дабы стяжать умиление? Ибо я весьма обуреваюсь (побеждаюсь) унынием и сном. И утром, когда встаю, делаю это с большим усилием и без пения не читаю псалмов, а сна одолеть не могу.

Старец ответил:

– Чадо! произносить тебе псалмы с пением («со гласом») [2] – прежде всего есть знак гордыни и возношения: вот я-де пою, а брат мой не поет. Затем, пение на голос помрачает сердце, делает его сухим и не дает душе умилиться. Посему, если хочешь прийти в умиление, то остави песнопения на гласы. И когда стоишь, творя твои молитвы, то пусть ум твой внемлет смыслу («силе») стиха (псалма), а ты представляй себе, что стоишь пред Богом Живым, истязующим сердца и утробы. Когда же проснешься («восстанешь от сна»), прежде всего прослави Бога устами твоими и начинай тотчас твое правило легко и тихо, с воздыханиями и поминая и грехи свои, и муку, где будешь мучиться.

Брат сказал:

– А я, авва, с тех пор как стал иноком, пою чин («упражнение») правила и часы по Октоиху (то есть на 8 гласов).

На это авва ответил:

– Вот от этого и бежит от тебя умиление. Смотри, как великие отцы, будучи неграмотными («бескнижники») и не зная ничего, ни гласов (пения – «гласа»), ни тропарей, кроме только нескольких псалмов, просияли, однако, в мире, как светила. И свидетели истинности моего слова авва Павел Простый, и авва Антоний, и авва Памва, и авва Аполлон и другие; они мертвых воскрешали и над бесами получили власть, но не за песнопения, тропари и гласы, а за молитвы и пост, ибо не красота пения спасает человека, а страх Божий и соблюдение Христовых заповедей. Пение же на гласы многих свело и в «преисподняя земли»; не только мирские, но и священники утопили себя в блуде и в страстях, ибо такое пение скорее («паче») является мирскими песнями: ради слушания их они и в храмы собираются. Подумай, чадо: каковы (необыкновенны, чудесны) дела на небесах, – а о них не пишется, что там с Октоихом поют. А один чин (ангельский) непрестанно поет лишь «Аллилуиа», другой – «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», третий – «Благословенна слава Господня от места дома сего». И ты, чадо, возлюби Христово смирение и подвизайся (старайся, «внимай») блюсти ум свой во время молитвы. И где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, а будь смиренномудрым, и даст тебе Бог умиление» (8 мая).

Это почти всякому известно по опыту: «устав» мешает молитве, и именно умиленной молитве. Сушит («жестоко творит» сердце)... И здесь мы читали в прошлом году «Серафимово» правило и... плакали. А теперь два часа идут «гласы», а сухо...

И преподобный Серафим уговаривал Ксению сократить Саровский устав, как непосильный. Сам же дал короткое «правильце» Дивеевским, но наставлял их творить постоянно молитву Иисусову... Он хотел им – молитвы, а не «молитвословия».

Подобное помню и в «Невидимой брани». Нужно бы найти... Подобное у епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь»:

– Однако ж не надо набирать много молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в (во время) жару усердия молитвенного [3].

– Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькою молитовкою и с своим молитвенным словом... Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе» [4].


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. – М.: Правило веры, 2008. С. 448-450.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Про́лог (от греч. «предисловие») – сборник ежедневных чтений, прототипом которого послужили греческие месяцесловы – Миноло́гии и Синаксари́. «Пролог» содержит краткие жития святых по дням их церковного поминовения, начиная с сентября и кончая августом. Помимо этого сборник пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало «Пролог» своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Впервые «Пролог» был издан в Москве в 1641-1643 годах.

Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертогра́д (греч. λειμωνάριον) – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них.

[2] По 8-ми гла́сам (мелодиям).

[3] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – М.: Правило веры. 2004. С. 202.

[4] Там же. С. 205.


4 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...