Юноша-христианин: духовно-нравственные беседы, посвященные христианскому семейству

Юноша-христианин: духовно-нравственные беседы, посвященные христианскому семейству


Сын мой! Если ты примешь слова мои 

и сохранишь при себе заповеди мои, 

тогда рассудительность будет 

оберегать тебя, 

разум будет охранять тебя.

Притч. Сол. гл. 2, ст. 1

Наставь юношу при начале пути его, 

он не уклонится от него, 

когда состареет.

Гл. 22, ст. 6

Лучше ли становятся времена или хуже? Вот вопрос, который иногда предлагается и на который отвечают различно.

Времена сами по себе ни хороши, ни худы; они бывают такими, какими их сделают люди. И потому надо бы поставить вопрос так: лучше или хуже становятся люди?

Каковы будут времена и люди – это отчасти зависит от людей, ныне живущих. Они готовят участь потомкам своими добродетелями или пороками, просвещением или невежеством, распущенностью или строгостью нравов. Одно поколение образует другое. Родители, вас беспокоит будущность ваших детей!? Но ведь единственно только от вас зависит не мучить себя такими заботами. Лучше спросите самих себя, исполнили ли вы свои родительские обязанности по отношению к вашим детям? Дело не в том, доставили ли вы им приличные их состоянию доходы, оставите ли им достаточно денег и имения, но так ли вы одушевили их Богом и добродетелью, что они никогда не уклонятся от святилищ человеческого сердца; научили ли вы их, образовали ли их ум настолько, что они сами могут добывать себе хлеб насущный и жить независимо от других; приучили ли их к воздержанию и строгости?

Если вы, положа руку на сердце, можете отвечать на эти вопросы утвердительно, тогда счастье ваших детей составлено и утверждено на прочных основаниях; тогда прочие заботы вы можете возложить на Вечного Отца; Он все устроит для них во благо, как все устроил и для вас.

Лучше ли становятся времена или хуже – это зависит от улучшения или от развращения нашего потомства.

Посмотрите прежде всего на окружающих вас молодых людей. В их нравственности, образовании и занятиях вы, как в пророческом зеркале, узнаете их судьбу, когда, может быть, вас уже и не будет на этом грешном свете.

Наблюдайте за молодежью. Понятно, не надо уж слишком строго осуждать глупостей, свойственных их возрасту Кому неизвестна буйная молодость, когда человек, еще полу-юноша, полу-муж, живет пылким и страстным воображением? Вспомните, старцы почтенные, ваши молодые лета! Не то ли же было когда-то с вами?

Но строго наблюдайте, зорко следите, благородные ли чувства и любовь к честности движут сердца их или же они равнодушно относятся к добродетели, к св. вере и ее внушениям. Примечайте, любят ли они приобретать полезные знания и сведения; любят ли заниматься работами или время проводят в праздности (а ведь вы знаете, что праздность есть мать всех пороков) и жизнь ведут рассеянную. Замечайте, какие им больше нравятся удовольствия: укрепляющие ли тело и душу, удовольствия благородные, или они любят проводить время в грубых увеселениях, которые тело и душу только расслабляют да отравляют.

Грустно, тяжело, сердце разрывается, когда видишь, как молодое поколение в полном цвете сил и здоровья разрушается ядовитой росой всех пороков!.. Как юноши, а таких немало, боясь полезных трудов, свое воображение наполняют сладострастными бреднями развратных книг; забавы и подражание моде обращают в главное занятие своей жизни, а за работой скучают. Нынче юноши еще на школьной скамье вместо того, чтобы учиться да учиться, вместо того, чтобы гордиться величием души, самоотвержением Церкви и Отечеству, находят удовольствие и пользу в ухаживании за молодыми особами (чем развращают и их нравственность), в безнравственных разговорах «насчет любви», гордятся тем, кто кого превзойдет во всех родах сладострастия и распутства; ставят себе в заслугу расточать драгоценные часы своей жизни, равно как и достояние своих отцов и дедов, добытое трудом и потом...

В целом, однако, такие безнадежные развратники, печалящие своих родных и отечество, составляют, к счастью, меньшинство. Все еще много таких, которые скромно идут по стопам своих отцов; много между юношами и таких, которые возвышаются силою характера, исправностью в делах, чистотою нравов, распространяя таким образом благосостояние на свой дом, делая честь своим родителям, принося благословение своему Отечеству.

Молодость хороша и приятна, заманчива и завидна, когда протекает спокойно и тихо, точно свежий ручеек в роскошной долине, покрытой цветами, когда она без всякого шума и бурных волнений вливает свои светлые струи в реку времен и народов, тогда она не возмущает общественной жизни, а украшает ее.

Но вы, юноши, наслаждаясь счастьем молодости, берегите же это сокровище, потому что потеря его так же невозвратна, как и ужасна по своим последствиям! Нет ничего легче на свете, ничего проще и обыкновеннее в жизни, как молодому человеку испортить себя не только на целую жизнь, до могилы, но даже на целую вечность. Не полагайтесь слишком много на свои свежие силы; не доверяйтесь только своему недозрелому уму или только своей воле, а чаще слушайтесь совета людей опытных... Итак, кто бы вы ни были, молодые люди, выслушайте нашу речь к вам до конца, она будет для вас небесполезною... Здесь пойдет речь о вас, о вашей будущности, о счастье вашем или погибели, о самых важных ваших пользах. Не думайте, будто мы хотим, чтобы вы перестали быть веселыми, жизнью счастливыми, переменили свою натуру, сделались скучными и задумчивыми...

Будьте набожны. Истинная же набожность состоит не в мнении, а в делах, дерево узнается по его плодам. Без благородных поступков самые благородные ваши мысли не имеют цены; без добрых дел ваша вера мертва. Вам труднее, чем пожилым людям, вести себя так, чтобы вы были довольны сами собою; вы спотыкаетесь по недостатку опытности и осмотрительности. Тем нужнее для вас поставить себе за правило ничего не делать, не предпринимать и не говорить не обдумав. А первый и вернейший шаг к достижению этого следующий: молчать, когда кипит в вас страсть; ничего не делать, когда чувствуете, что вы душевно расстроены. Пусть это служит вам правилом как в радости, так и в печали. Мы думаем, да и на опыте вам известно, что если вы более владели собою, то могли бы избежать многих неприятностей. Исполняйте это – и основание для вашего счастья положено. Но если ваша изнеженность и своеволие не допускают вас господствовать над собою, тогда никто не спасет вас от рабства страстям, благодаря которым ваша жизнь будет полною огорчений и неприятностей. Вы сами через свое своенравие и похоти сделались убийцами своего счастья.

Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Избегайте всякой несправедливости, снисходительно относитесь к другим и строго к самим себе. В поступках ваших оказывайте человеколюбие к незнакомым, верность к друзьям, великодушие к неприятелям.

Будьте осмотрительны в выборе друзей; удаляйтесь от дурных обществ и товарищей.

Особенно будьте благоразумны в обхождении с женщиною. Благонравнейшие из них облагородят вашу душу скорее, чем самый добродетельный друг; безнравственные же скорей порубят, чем самый развратнейший из ваших знакомых.

Сохраняйте уважение к себе в обществе женщины. Не шутите теми священными чувствами, которые вы некогда, может быть, должны будете отдать добродетельной жене.

Юноши-христиане! Если вы действительно чувствуете истинную любовь, вас достойную, то почитайте невинность, имя и спокойствие любимой особы. Разве может истинная любовь желать бедствия любимому существу?..

И тело ваше сохраняйте так же чистым, как и ваше сердце. Горе вам, если сладострастие забушует в крови и вы сделаетесь жертвою ваших скотских похотей! Можете ли вы, не краснея, войти в круг ваших невинных товарищей? Можете ли вы с чистою совестью подать руку невинной жене для вечного союза? Почитайте самого себя, тогда и вы будете почтены другими. Юноши! Может быть, наши слова и тронули ваши сердца. Если так, то запомните их навсегда. Будьте велики и добры, да прославится дом ваш, да гордятся вами родные ваши и да украшается вами Отечество ваше.

Скажем вам еще одно слово, взятое из жизни: никогда вы не будете счастливее других, если не будете лучше их. Запомните это слово, вспоминайте его всякий раз, когда вами овладеют страсти или раскаяние доведет вас до отчаяния...

Боже, неистощимый в благости и щедротах, Которому поклоняются все, одаренные разумом, твари на небе, на земле и в преисподней! Прими и от нас поклонение от всей души и сердца нашего! О, как приятно ощущение жизни в себе. Но все земное не возбуждает в нас такого блаженства, какое испытываем, когда наше сердце к тебе, Боже, возносится; когда дух наш к Тебе устремляется! Только тогда мы вполне счастливы, только тогда нам и весело и покойно! Тогда сердце наше обнимает любовью всех людей; мы готовы исполнить требование всякого, готовы всем оказывать и любовь, и уважение. Но бывают и такие минуты, тяжелые для нас, когда мы сознаем в себе и злобу, и зависть, и мстительность, строптивость и противление старшим, леность и нерадение!

Что, если бы наши родные и ближние узнали, что в нас являются такие мерзкие порывы? Как взглянули бы на нас люди, нас уважающие? Если же мы страшимся обнаружить свои склонности перед людьми, то как они должны быть отвратительны пред Твоим всеведением, Боже!

Мы чувствуем, Праведный Боже, что взор Твой проникнет в нас, что ты знаешь все наши мысли... Повергаемся пред Тобою, Боже, и умоляем благость Твою: не допусти нас увлекаться нашими помыслами, ниспошли нашему духу силу и крепость в борьбе с искушениями; не допусти прельститься гибельным пороком; даруй нам благодать спасаться от суетных людей; сохрани нас от ухищрений беззаконников; спаси от людей, оставляющих пути Твои, от тех, которым неприятны слова закона Твоего, которые радуются, делая зло, и восхищаются пороками. Научи нас, Боже, украшаться осмотрительною скромностью, удерживаться от злословия, ненавидеть ложь. Озари нас духом смирения и кротости; просвещай мрак ума нашего, чтобы мы смотрели за каждым шагом своим, чтобы не увлекались прихотями сердца и не оставили путей Твоих!

Боже спасения нашего! Благослови путь жизни нашей и охраняй нас на всяком месте Твоим Промыслом! Подчини нас всецело всесвятой воле Твоей, возбуждай нас к неутомимой деятельности, направляй дела и занятия наши к славе Твоего имени; даруй нам благодать жить трудами рук своих, а не предаваться лености; сделай нас способными на всякое доброе дело во славу Твою. Помилуй нас, Господи, когда придет день Твоего взыскания, когда настанет час всеобщего Суда, да удостоимся мы воспевать Твою силу, превозносить милости и щедроты Твои, прославлять Тебя, Создателя нашего, во веки веков. Аминь.




11 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.