Явление Господа апостолам в восьмой день. Уверение Фомы

День Воскресения Христа окончился полным уверением апостолов в этом радостном событии, но один из них, Фома, «называемый Близнец, не был тут с ними». Когда ученики в радости сообщили ему: «Мы видели Господа», – он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Апостол Фома был человеком простых и прочно сложившихся воззрений, во всех важных вопросах он искал самого твердого удостоверения.

b9d1a0a83550d37b2dc06efe1ef66a02_s-15952.jpg

Уверование Фомы. Г.К. Блох, XIX век

Когда Иисус собирался с апостолами в Иерусалим ко гробу Лазаря, Фома, страшась погибнуть от рук иудеев, понуждал всех еще раз обдумать чрезвычайную опасность такого путешествия (см. Ин. 11, 16). Когда Господь в прощальной беседе сказал: «Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», – то Фома для полной ясности пытливо спросил: «Не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» (Ин. 14, 5). Так и теперь характер не позволял Фоме уверовать с чужих слов, при всей его любви к собратьям. В его понимании, Христос истощил Свои силы на Кресте и был побежден смертью, – какой же силою Он воскрес? Фома считал это невозможным. Но и отсутствие Фомы при явлении Господа апостолам в день Воскресения Его, и это упорство ученика в неверии были промыслите льны: для успеха грядущей проповеди Евангелия Воскресение Христа следовало удостоверить миру возможно более убедительнее.

Прошла неделя, в которую Господь не являлся апостолам, давая им возможность спокойно обдумать совершившееся и приучая их мало-помалу к новым обстоятельствам жизни без Его зримого присутствия. В следующее воскресенье «опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Как и прежде, Иисус пришел, «когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» Приветствовав апостолов миром, Спаситель обратился с мягким упреком к Фоме, который в своем стремлении к надежным и непоколебимым доказательствам закоснел в неверии. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои», – осяжи собственными перстами рубцы от гвоздей, пробивших Мои руки, «подай руку твою и вложи в ребра Мои», пронзенные копьем, «и не будь неверующим, но верующим». Иисус исполнил желание, высказанное учеником, а уверяя в Своем Божественном всеведении, повторил слова Фомы, сказанные в Свое отсутствие. Подобным образом в начале Своего служения Спаситель возжег веру в Нафанаиле, который назвал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым, уразумев, что Иисус видел его, когда никто из людей не мог видеть.

Слушая слова Господа, осязая Его раны и видя Его Божественное всеведение, апостол Фома умилился сердцем и в полном соответствии со своим характером выразил твердое исповедание веры в Иисуса как Мессию: «Господь мой и Бог мой!» – Фома прямо назвал Учителя Богом, не ограничившись именем «Сын Божий», которым иудеи называли и пророков.

Обращая Свой взор в том числе и в будущее, к не пришедшим еще в мир христианам, которые не увидят Его проповедующим и чудотворящим среди людей, не будут иметь возможность осязать Его крестные раны, Господь сказал Фоме, что вера без очевидных свидетельств и знамений для Бога ценнее: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Вера в том действительно и состоит, чтобы внутренним духовным чувством принимать невидимое. И чем осязательнее знамения, тем менее достоинство веры человека. Господь ищет свободного движения к Нему нашего сердца. Он мог бы в один миг величайшим знамением привести к вере в Себя все человечество, но тогда многие религиозно незрелые души покорятся лишь из страха, а это недостойно Его Божественной любви. Спаситель и прежде свидетельствовал, что Ему более угодна вера не от чудес и знамений, но от Его слова истины, от Его Божественного учения (см. Ин. 4, 48; 6, 26-27; 14, 11).


Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 545-547.


STSL.Ru


5 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...