Высокие добродетели

Высокие добродетели

Кто не знает Троице-Сергиевой Лавры? Кому из русских православных неве­домо имя преподобного Сергия, Радо­нежского чудотворца? Нужно допус­тить, что человек совсем ничего не слыхал, что он ничем не интересовался, если кто скажет, что ему неведомо это имя. Что преподобные Антоний и Феодосий Печерские для Киева и Печерской Лавры, то преподобный Сергий Радонежский для Москвы и Троице-Сергиевой Лавры. Он основа­тель Лавры близ Москвы, устроитель ее. Он слава и величие Троицкой Лавры и даже не одной Лавры, но и всей Русской Церкви. Преподобный Сергий — Небесный покровитель и защитник основанной им Троицкой обители и весьма многих других оби­телей. Это Небесное светило, сиявшее при зем­ной жизни для всей тогдашней Московской Руси и доныне осиявающее всю Русскую Православ­ную Церковь. Его жизнь и подвиги — великое чудо христианской Церкви, тем более удивительное, что в лице преподобного Сергия не одна добродетель, не один подвиг нашли себе живое воплощение и осуществление; в лице преподобного — целый союз христианских добродетелей, целое богат­ство великих совершенств. Вспоминая эту дивную жизнь, не знаешь, чему больше удивляться: его ли необыкновенному смирению, когда он отклоняет от себя всякие почести и начальствование и, хотя соглашается принять игуменство в основанной им обители, однако решительно противится желанию святителя Алексия посвятить его в архиерейский сан? Его ли терпению, когда он живет в лесной чаще, ведет борьбу о злыми духами, перекосит лишения и голод? Его ли трудолюбию, когда он сам, игумен, служит братии, носит им воду, дрова, когда за несколько кусков гнилого хлеба строит крыльцо при келии одному из братии? Его ли миролюбию, когда он враждующих князей примиряет и приво­дит их к повиновению московскому князю? А что сказать о его монашеских, игуменских, священни­ческих подвигах? Сам он как инок подает самый совершенный пример послушания, смирения и нестяжательности. Как игумен он следит за братиею и в ночные часы и, если видит брата на мо­литве, сам благословит его и помолится с ним, не выдавая себя; если слышит пустую беседу, даст знак прекратить беседу и на следующий день по­учает тихо, с кротостью, терпением и смирени­ем. Сам часто ночи проводит в бдении и молитве. К божественной службе спешит в числе первых и последним оставляет Божий храм. О совершении же им священнического служения свидетельству­ют весьма красноречиво те небесные знамения, очевидцами которых были ближайшие из учени­ков Преподобного, столь же достойные сподвиж­ники его. Один раз ангел небесный видимо для ученика преподобного Сергия сослужил Препо­добному. В другой раз ученики его видели, как при совершении Божественной литургии огонь окру­жал Божественную трапезу и самого Преподобно­го, и потом, при освящении святых Даров, вошел в святую Чашу, из которой приобщался Преподоб­ный. Это благодать Святого Духа окружала угодни­ка Божия. А что еще сказать о самой молитве Пре­подобного, о небесных явлениях, бывших ему во время молитвы, о дарах прозорливости, о чудесах и знамениях, которые совершались им при жизни, совершаются и после его блаженной кончины?..

Его святые молитвы приклоняли к нему на ми­лость Живоначальную Троицу, в честь и славу Ко­торой устроена была первая церковь самим Пре­подобным. Много молясь о своих учениках, пре­подобный Сергий один раз удостоился видения, которое указало ему на будущее величие и значе­ние Троицкой обители. «Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмо­три — видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы». Такой голос был услышан преподобным Сергием, причем он увидел множество прекрасных птиц, прилетевших и в самый монастырь, и за его ограду. Это множество птиц указывало на великое множе­ство учеников, которые имели собраться под кров и защиту угодника Божия после его кончины.

В другой раз преподобный Сергий во время мо­литвы удостоился небесного посещения Самой Пречистой Девы Богородицы, пришедшей к нему со святыми апостолами Петром и Иоанном. Не вы­нося необычайного сияния, преподобный Сер­гий пал ниц. Пречистая же коснулась его Своими руками и сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои мо­литвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего». Нам, грешным, трудно и представить себе всю силу мо­литвы Преподобного, который удостаивался этих небесных видений. Нам трудно и вообразить, как велика, как горяча, как искренна должна быть мо­литва, за которой следует небесное явление. Для самого Преподобного и для учеников его эти яв­ления были сколько умилительны, столько и не­ожиданны. Сам Преподобный был долгое время в состоянии высшего духовного озарения, сияя в лице своем особою славою и небесным светом. И всю ночь после видения он оставался в бдении и молитве, прославляя Пречистую за Ее великую милость.

Слава и величие преподобного Сергия, раскры­вающиеся в его удивительной, поистине чудесной жизни, были воздаянием за те великие подвиги, которые он воспринял на себя в ранней юности и которым не изменял и во всю свою жизнь. В ран­нем детстве он избегал веселья и смеха, соблюдал строгий пост в среды и пятницы, вел такую жизнь, что все изумлялись ему, считая его иноком в мир­ской одежде. Едва достигши двадцати лет, он уже искал пострижения в иноки, но по любви и послу­шанию своим родителям остался в доме их до их кончины. После же кончины родителей он все свое наследство раздал нищим, а сам стал упражняться в лесу в строгом исполнении всех правил мона­шеских, перенося с великим терпением и сми­рением всякие тяжелые труды, скудость, недо­статок во всем необходимом, искушения от злых духов, страх от диких зверей и прочее. Долго от­казывался Преподобный от принятия священства и игуменства, но и по принятии их он не только не ослабел, но, наоборот, еще больше укрепился в ре­шимости строго соблюдать все монашеские уставы и требования и сам подавал братии пример терпе­ния, смирения, трудолюбия и искренней любви. Он хотел подражать Самому Господу и быть всем слугой, по заповеди Спасителя. Немало бывало разных скорбей и огорчений для Преподобного, когда братия роптала на скудость во всем и стро­гость жизни. Но Преподобный всех увещевал с ве­ликою любовию, незлобием и кротостию, внушая братии быть довольной тем, что есть, и не роптать на Промыслителя.

Поистине это величайший угодник Божий, богоносец, в котором обитал Сам Дух Божий; это истинный воин и ученик Христов, восприявший Христа в свою душу от самой юности своей; это светило духовное, сияющее в Церкви великими подвигами поста, воздержания, бдения и молитвы; училище благочестия и смирения, любви и терпе­ния; это великий молитвенник за землю Рус­скую пред Живоначальною Троицею.

Мы же, братие, празднуя светлую память пре­подобного и богоносного отца нашего Сергия, припадем с смиренной молитвой к сему угоднику Божию, чтобы и нас он наставил в вере и благочес­тии, чтобы и нас хранил под своим небесным по­кровом и заступлением. Преподобие отче Сергие, моли Бога о нас! Аминь.


Источник: Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.


STSL.Ru




6 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...