Вымоленное причащение

Вымоленное причащение

Один священник рассказал вологодскому архиепископу Никону случай из своей пастырской практики: «Произведен я был в священники на приход близ нашей Северной столицы, где живет много православных финнов. Помню, день клонился к вечеру. В окно я увидел подъезжающего к дому молодого финна. Он, войдя ко мне, помолился святым иконам и приветствовал меня. Я спросил о причине его приезда. Тот ответил: „У моего отца родился сын, которого необходимо крестить на дому. Наша приходская церковь от нас далеко, да, кстати, и отцу нездоровится, он просит приобщить и его“. „Теперь уже поздно, — распорядился я, — распряги лошадь, подкрепись чем Бог послал и отдохни". Финн так и сделал. Прошло два часа. Как ни старался — уснуть, так и не мог. Меня не оставляла мысль, что больной меня ждет и мне необходимо спешить к нему. Тогда я стал будить его сына с просьбой собираться и ехать. Тот начал уверять, что отец не так слаб и что можно обождать до утра. Но неотвязной была мысль, что надо ехать немедленно. Финн с неохотой внял моей просьбе, запряг лошадей, и мы отправились в путь. Шестнадцать верст мы проехали благополучно. На горизонте показались огоньки той деревни, куда мы направлялись. Еще несколько мгновений — и лошадь доставила нас к нужному дому. В полутьме я увидел в окне высокую фигуру хозяина. Он протирал запотевшие стекла. Тогда я подумал: „Напрасно было предпринимать ночной путь из опасения, что больной умрет без напутствия святыми Тайнами“. Войдя в дом, я, видя новорожденного малютку слабым, поспешил его окрестить и затем приступил к исповеди самого отца. Оказалось, что финн весьма благочестив. В течение всей своей жизни он ежедневно слезно просил Господа о даровании ему христианской кончины и напутствования перед смертью святыми Тайнами. После искренней, слезной исповеди и благоговейного причащения больной лег на лавку в передний угол и попросил позволения немного отдохнуть. Я сел рядом с ним и стал записывать в памятную книжку имя новорожденного младенца. Вдруг почувствовал позади себя судорожные движения больного. Когда я оглянулся и посмотрел на него, то понял, что он уже скончался».

Раскаявшийся клятвопреступник

Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме во имя великомученицы Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду (Церковь XV в. была разрушена в 1928 г. На этом месте построили здание Госплана, ныне в нем Госдума.), из своей пастырской практики вспомнил такой случай. «В моем приходе, — рассказывал он, — жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец родителей. Когда ему исполнилось двадцать лет, он познакомился с единственной дочерью благочестивой вдовы. У девицы было среднее образование, и отличалась она редкостной красотой, она была бедна состоянием, но богата благочестием и добрыми душевными качествами. Молодой человек стал у них бывать и, видимо, увлекся. Первоначально он вел себя благородно, но со временем девушка стала жаловаться матери на то, что молодой человек, когда они остаются наедине, позволяет себе некую нескромность в обращении с ней. Женщина, защищая достоинство дочери, при первом удобном случае высказала молодому человеку, что она свободного обращения не приемлет, и просила его больше к ним не приходить. Юноша со слезами стал уверять мать, что он настолько привязан к ее дочери и сердце его полно такой любви, что он жить без нее не сможет и погибнет, если перед ним закроют двери их дома. Тогда мать сказала ему: „Коли моя дочь действительно нравится вам, я не против того, чтобы она стала вашей женой. Но вы повенчайтесь!" Молодой человек, видимо, готов был исполнить желание матери и повенчаться, но в то же время стал уверять, что только через год они смогут сочетаться церковным браком, в чем и дал честное и благородное слово. „Только, ради Бога, разрешите мне, — продолжал он, — бывать у вас как жениху“. Мать подумала и ответила: „Я только тогда позволю вам бывать в нашем доме, когда вы в первый же воскресный день со мной вместе согласитесь пойти в кремлевский Успенский собор, где пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери дадите клятву исполнить свое обещание". На это предложение он охотно согласился. И в первый же воскресный день, стоя на коленях пред чудотворным образом, в присутствии вдовы дал следующую клятву: „Владычице, клянусь пред святым Твоим образом, как пред живой, что я через год исполню свое обещание свято и женюсь на девице, избранной мной. Если же я этого не исполню и окажусь клятвопреступником, тогда Ты, Матерь Божия, иссуши меня до основания". После этой великой и страшной клятвы молодой человек стал бывать у вдовы как родной, а через год его избранница разрешилась от бремени мальчиком. В первое время он как отец ребенка приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение всего мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божиих, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая с того дня не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгий. Она подошла к нему и сказала: „Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния". Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовника, с великим плачем во всем покаялся, затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве пред Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день утром меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован таинствами причащения и елеосвящения. С каждой минутой он слабел. Прочитан был, наконец, канон на исход души. Все молились и плакали. Вдруг больной воодушевился, силился приподняться и с чувством радости тихо-тихо, но ясно произнес: „Вижу Тебя, Владычице мира, грядущую ко мне, но взор Твой не строгий, а милостивый“, — и с этими словами скончался».


Источник: Троицкие цветки с луга духовного. Короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией // Сост. архим. Кронид (Любимов). - СТСЛ, 2018.


STSL.Ru


29 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...