Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троице-Сергиевой Лавре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие – Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633) [1]. Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре Преподобного Сергия.

tzar mf_romanov.jpg

Царь Михаил Феодорович Романов

Вот как описывает происходившее в своей летописной хронике очевидец и современник келарь Троицкой обители Авраамий (Палицын, 1550-1626):

«И пребыв на Костромe немноги дьни, и поиде благовeрный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и с материю своею, благовeрною государынею, великою старицею Марфою Ивановной и со всeм его царьским синьклитом и с воиньствы к царьствующему граду.

Во градe же Ярославлe тогда съeхашяся на поклонение государю от всeх градов многое множество дворян и дeтей боярских и гостей и торговых всяких людей, срeтающе государя со кресты и с честными иконами. Исхождаху же во срeтение з женами и з дeтьми своими, радостно поклоняхуся государю. В Ярославлe же пребысть нeколико дьней, а в Ростовe и в Переславлe Залeском немного пребысть, обходяще честныя монастыри, знаменающеся к чюдотворным иконам и ко многоцeлебным мощем святых.

И прииде в великую Лавру [2] преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Архимарит же Деонисей и священницы облекошяся во вся священныя ризы и келарь старец Аврамей со всею братиею стрeтили государыню и государя с честным крестом за святыми вороты, и вшедше в церковь Святыя Живоначальныя Троица и совершивше молебное пeние о царьском его многолeтном здравии. Благовeрный же великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна, знаменавшеся ко образу Святыя Живоначальныя Троица и у цeльбоносных мощей великих чюдотворцов Сергиа и Никона и седьмицу дьней во обители препочивше и братию довольно учреди, поиде из обители со множеством воиньства на царьский свой престол» [3].

Достаточно детально передает событийный контекст визита царя в Лавру российский историк Николай Иванович Костомаров:

«К царю неслись отовсюду печальные вести, что везде на Руси казаки и разные воры ходят шайками, грабят и мучат людей. Царь не в силах был отвечать на все это, не только показать свою управу. Он написал о том в Москву земскому собору, а сам остался в Ярославле. Земский собор просил царя идти скорее в Москву, но извещал его, что во дворце нет запасов… денег нет ни в одном приказе, все Московское государство разорено в конец; иные уезды и города запустели… ужаснее всего было то, что казалось не унималась распущенность безгосударного времени. Михаил Федорович бы в тревоге и медлил; и не ранее 13-го апреля переехал из Ярославля в Ростов.

viezd.jpg

Выезд царя

Отсюда он отписал в Москву, что должен идти мешкотно: подвод нет; провожавшие его служилые люди должны были идти пешком. Видно было, что для царя, что ни шаг, то новая тревога, новое раздумье. Были, правда, вести и ободрительные: пришло известие, что Казань покорилась и строптивый Никанор Шульгин целовал крест избранному всею землею царю. Заруцкий не думал покоряться, разбойничьи шайки не уменьшались.

Из Ростова прибыл царь к Троице» [4].

Известный исследователь отечественной истории Руслан Григорьевич Скрынников замечает:

«Государство Русское переживало неслыханно трудные времена. Когда Михаил на пути в Москву сделал остановку в Троице-Сергиевом монастыре, многие казаки уже разъехались из его ставки. В Троице государя встречала чуть не вся столичная знать, множество дворян и другие чины. Выступая перед ними, Михаил с гневом и слезами обличал казачьи грабежи...» [5].

487f915e_.jpg

Въезд царя Михаила Федоровича
в Москву 2 мая 1613 г. Литография.
Тип. И.Д. Сытина. 1913 г. ГРМ, Москва

Николай Костомаров повествует о напряженности момента:

«23-гo апреля на дороге, на стану в селе Сваткове явились к государю на глаза израненные и донага ограбленные дворяне и дети боярские; они извещали, что недалеко от Москвы, в Мытищах и на Клязьме, на них напали казаки, изранили, держали у себя под стражею на станах и хотели перебить, но они развязались и ушли; сверх того, пришло известие, что воры-казаки напали на город Дмитров, совершили там бесчинства, и дмитровцы разбегаются; по селам и деревням везде происходили убийства и мучительства. Эти происшествия очень поразили молодого царя и мать его: 26-го апреля они говорили митрополиту казанскому Ефрему и бывшим с ним особам, духовным и светским, что, когда царю били челом о царстве, тогда уверяли, что все Московское государство в единомыслии, и воровства нет, а теперь оказывается, что это была ложь, и царь не хочет идти в Москву на свой царский престол. Насилу упросили его, и Михаил отослал в Москву грамоту к митрополиту ростовскому Кириллу, бывшему главным в освященном соборе за неимением патриарха, и ко всему земскому совету Москвы, где понуждал, чтобы употреблены были меры к прекращению разбоев, тем более, что в Москве нет никакой торговой и жители, которые в московское разоренье разбежались, не могут теперь возвратиться и заселить столицу. Земский собор, получив эту грамоту, велел прочитать се в Успенском соборе перед казацкими атаманами и казаками, а те сказали, что они души свои на том дают и крест целуют, хотят великого государя слушать, будут сыскивать воров и класть им наказание. Тогда по всей Москве и в подгородных слободах устроили о6ьезжих голов, которые должны были наблюдать, чтобы не было бесчинств, и атаманы обязывались устроить между собой так, чтобы через день двое атаманов у третьего осматривали его станицу в подмосковных таборах, и как только проведают про какое-нибудь воровство — не потаят его, а выдадут преступников. По близким околицам разосланы были отряды преследования воров и доставки их в Москву; но это было возможно только близ Москвы: в даль посылать нельзя было отрядов; притом, дворяне и дети боярские самовольно разъехались. С отпиской такого содержания земский совет послал к царю суздальского архиепископа Гермогена и князя Ивана Воротынского, Василия Петровича Морозова и окольничего князя Данила Ивановича Мезецкого с людьми всяких чинов. Они уверяли, что земский совет учинит заказ крепкий, чтобы воровства не было, и просили умилосердиться над православными христианами, идти не мешкая к Москве, чтобы учинить радостными всех людей Московского государства» [6].

Не без колебаний согласился молодой Михаил Романов взойти на российский престол. Но и сама страна пришла к этому историческому моменту путем тяжелых испытаний. Изнемогший от потрясений Смуты русский народ осознал происходящие катаклизмы ничем иным, как Божиим воздаянием за содеянные грехи. Россия выстрадала свое решение присягнуть на верность Богом дарованному монарху. Визит царя в Троицкую обитель содействовал его духовному укреплению перед ответственным служением.

b139e20c0b9b.jpg

А.П. Рябушкин. Сидение царя
Михаила Федоровича с боярами
в его государевой комнате.
Холст, масло. 1863 г. ГТГ, Москва

2 мая 1613 года Михаил Федорович Романов торжественно въехал в Москву, а 11 июня – венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Это событие положило конец Смутному времени и дало начало правлению в России царской династии Романовых.

Царь Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», т.е. миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. В источниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил». Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает смиренный, т.е. смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю.


Примечания

[1] Прославлен в лике святых как преподобный. Память: 12 (22) мая, а также в Соборах Тверских, Радонежских и Московских святых.

[2] 8 (19) июня 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь получил почётный статус Лавры.

[3] Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и бывших потом в России мятежах. – Изд. 2-е. – М.: Синод. тип., 1822. С. 236.

[4] Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII стол. 1604-1613. – М.: Чарли, 1994. С. 767.

[5] Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. – М.: Московский рабочий, 1986. С. 321.

[6] Костомаров Н.И. Смутное время... С. 768.


23 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...