Всемирный день театра

Всемирный день театра

Всемирный день театра – международный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта. Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Всемирный день театра установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО (учрежден в Праге (Чехословакия) в 1948 году). Союз Советских Социалистических Республик являлся членом МИТ начиная с 1959 года, с той поры, когда в столице СССР городе Москве, на базе Всероссийского театрального общества, был создан Советский Национальный центр Международного института театра.

День театра – профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков – ибо, как ещё 23 января 1933 года в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский, «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата, со временем трансформировалась в крылатую фразу «театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.

Для любителей театрального искусства День театра также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия в «храмах культуры», различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектаклей.

Театр – одна из форм современного искусства, где восприятие и эмоции режиссера передаются зрителям при помощи действий артистов на сцене. Современный театр – это совокупность различных форм искусств, сочетание сатиры, лирики, переживаний и психологического анализа.

1-mezhdunarodnyj-den-teatra.jpg

Само слово «театр» происходит от древнегреческого theatron, что дословно переводится как «место, где смотрят». В основном на сцене разыгрываются два самых распространенных жанра – трагедия и комедия, символами которых выступают маски. История театрального искусства зародилась еще в древнейшие времена. Своими корнями оно уходит в народные празднества, игры и всевозможные обряды. В результате этого появились первые трагические и комедийные действия, содержавшие сюжеты драматического характера. При этом использовались маски, костюмы, первые диалоги, песни и танцевальные сцены. В дальнейшем произошло отделение обрядово-культовых основ и действий, из хора стали выделяться персонажи. Постепенно массовые празднества превратились в организованные действия. Это послужило предпосылкой к созданию литературной драмы.

Процесс был невероятно выразительным в древнегреческих театрах, оказавших колоссальное влияние на развитие европейского искусства. В городах сценические представления являлись обязательной составляющей жизни общества. Древнегреческие постановки представляли собой массовые празднества. Под открытым небом строились амфитеатры, способные уместить несколько тысяч зрителей. В театрализованных представлениях принимали участие не только профессиональные артисты, но и обычные горожане. Неотъемлемыми элементами были хореография и музыкальные композиции. Древнеримский театр развивался гораздо активнее. Вид сцены был иной, техника игры стала максимально профессиональной. В эпоху Средневековья данный вид искусства в Европе фактически прекратил свое существование. Возродить его смогли только в XV веке. Все роли в спектаклях играли представители мужского населения. Первые женщины стали работать в бродячих театрах в Италии. Они исполняли комедийные постановки. Культура эпохи Возрождения сумела не только возродить обычаи античного театрального искусства, но и объединить их с народными достояниями.

В России планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара. Московское правительство попыталось разыскать через рижанина Юстаса Филимонатуса артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.

Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободыИоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов – 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора – немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.

Артамон_Матвеев.png

Артамон Матвеев

Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха, а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу.

Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно. Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией, а именно об этой стране шла речь в пьесе.

Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьёзного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение.

17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Царь сидел в кресле, царица с детьми смотрела «сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения», присутствовавшие вельможи стояли прямо на сцене. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно – зрелищем). В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актёров тоже пополнилась.

Как рассказывает дальше в своей статье Юрий Москаленко, «до нас дошли сведения даже о гонораре Иоганна Грегори. За первый спектакль, так потешивший царя-батюшку, немецкий пастор получил „40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев“. А кроме того, царь пожелал посмотреть в глаза актёрам, и все они предстали перед очи государя…», а сам «драматург» взялся за написание нового драматургического произведения:

Уже в следующем, 1673 году, окрыленный Грегори поставил второй спектакль. Он назывался «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо», где был уже другой, но все ещё библейский сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну. Справедливости ради следует сказать, что он её потерял ещё до того, как холодное лезвие коснулось кожи. Вот какими словами пытается соблазнить красавицу суровый полководец: «Не зрише ли, прекрасная богиня, яко сила красоты твоея мя уже отчасти преодолевает? Смотрю на тя, но уже и видети не могу. Хощу же говорити, но языком больши прорещи не могу. Хощу, хощу, но не могу же, не тако от вина, яко от силы красоты твоея низпадаю!»

Грегори умер в феврале 1675 года. Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру, который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались прежним успехом. Окончательно театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года.


Свои театральные традиции сложились и в Московской духовной академии, где существуют свои театральные коллективы.

Студенческий театр «Калейдоскоп» при МДА был создан по благословению ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения (ныне – митрополит Таллинский и всея Эстонии, Предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата). Театр начал свою деятельность в 2009 году с небольшого театрального кружка и уже прославился своими многочисленными сценическими постановками по произведениям классиков мировой и русской литературы. Основная цель театра – миссионерская деятельность. Большая часть спектаклей воспитательного содержания и ориентирована на детей, но на них с удовольствием приходят и взрослые. В работе театра принимают участие студенты Московских духовных школ и воскресной школы при Покровском храме академии. Кроме того, силами студентов МДАиС успешно осуществляет свою деятельность и драматическая студия «Ипостась» культурно-массового сектора миссионерского отдела МДА.

32804565.jpg

Рождественский спектакль «Смелые сердцем»
студенческого театра МДА «Калейдоскоп»

Для выступлений с авторскими программами, а также в составе сводных театральных мероприятий МДА на площадку духовной академии приглашаются творческие коллективы православных школ, а также ВУЗов и общеобразовательных школ Москвы, Подмосковья и других регионов России. Как правило, эти выступления приурочены к церковным праздникам года (рождественские и пасхальные спектакли и утренники, музыкальные вечера, Неделя святых жен-мироносиц и т.д.) и государственным праздникам. Все мероприятия рассчитаны на широкий круг зрителей и практически все возрастные категории.

Студенческий театр МДА неоднократно принимал участие в столичных фестивалях. Совершаются и выездные театральные представления академических творческих коллективов.

92.jpg

Премьера спектакля «Ревизор» постановки
драматической студии «Ипостась» при МДА

15 февраля 2019 года по благословению ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия впервые в истории Московских духовных школ и Сергиева Посада состоялся Сретенский бал в городском ДК имени Ю.А. Гагарина. Программа мероприятия состояла из двух частей. В бальной программе приняли участие учащиеся из Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ, православной гимназии прп. Сергия Радонежского и воспитанники кадетских училищ. Планируется проводить подобные совместные мероприятия на регулярной основе.



Теги: Праздник
27 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...