«Все держится любовью, а не борьбой за существование...» Слово свт. Макария (Невского) в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

«Все держится любовью, а  не борьбой за существование...» Слово свт. Макария (Невского) в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

2 Кор. 9, 15

Любовь ваша, таившаяся в сердцах ваших, в знаменательный для нас день восхотела проявить себя неким видимым знаком. Таково свойство истинной любви: она не может долго таиться в сердце — непременно выйдет наружу, чем-нибудь проявится. Прекрасен дар любви вашей, но еще прекраснее самая любовь. Величие ее ни с чем не сравнимо, пределам ее нет конца. Ее именем благоволит именоваться Сам Бог. Любовь — не свойство Божие, а существо Его: Бог есть любовь, и пребывающий в любви — в Боге пребывает (1 Ин. 4, 16).

Любовь есть источник блаженства. Не в любви ли блаженство Всеблаженного? Не в любви ли Сына блаженство Отца, видящего в Нем Себя, Свою премудрость, Свою силу? Не в любви ли Отца блаженство Сына, Которому Отец всё показует (Ин. 5, 20), Которым всё творит и в Котором всей любовью почивает? Не с Отцом ли и Сыном всегда Дух Святой — Жизнь от Жизни и Животворящий, от Отца исходящий и в Сыне любовью почивающий?

Любовью всё вызвано из небытия в бытие. Любовь Божия всё сохраняет, обо всем промышляет. Любовь и блаженство живут нераз­дельно. Где любовь — там и блаженство, где блаженство — там и любовь.

В любви — счастье супружеской жизни. В любви — счастье семей­ной жизни. Как тепло, как светло среди того общества людей, где лю­бовь к другим составляет принадлежность каждого члена, где любовь полагает душу свою за други своя!

Любовь на землю Сына Божия низвела, любовь на Крест Его воз­вела. Любовь небо с землей соединила, любовь всё разоренное воедино собрала: из небесных и земных, Ангелов и человеков, любовь образо­вала Церковь под единым Главой — Богочеловеком.

 
Покров Пресвятой Богородицы

Любовь есть мировая сила, всё объединяющая. Все отдельные части беспредельного мира связаны одна с другой любовью: ничто не живет только для себя, а всё служит для других и держится другими. Не борьбой сильных со слабыми, не войной с другими за свое сущест­вование сохраняется бытие мира и порядок, а служением одних для других. Не борьбой матери с дитятей сохраняется жизнь, а любовью матери к дитяти до самозабвения. Не для себя солнце светит и греет, а для других; не себя вода напояет, а других. Царь живет подданными, подданные — царем, их счастье — в их полном единении; дети живут родителями, счастье родителей — дети, подпора их старости — их сыны и внуки. Счастье детей — родители: около них дети и веселы, и довольны, и спокойны; очевидно, что здесь господствует не закон борьбы, а закон любви, самопожертвования в пользу других.

Впрочем, рядом с этим законом самопожертвования существует другой мировой закон — закон самосохранения. Здесь закон любви как бы делится надвое: любовь как жизнь для других и любовь как жизнь для себя. Но эти два закона не исключают один другого, не уничтожают, а только ограничивают друг друга и тем уравнивают жизнь тварей. Как существуют рядом свет и тьма, тепло и холод, так живут совместно закон самопожертвования в пользу других и закон самосохранения в пользу свою.

Мы говорим об этих двух законах потому, что в наше время неко­торые учат, что всё существующее держится одним законом, который они называют борьбой за существование; таким образом, они отри­цают значение закона самоотречения во благо других, тогда как этот закон, как жизнь для других, или самопожертвование, имеет господ- ственное значение. Но когда люди, вследствие греховного поврежде­ния своей природы, стали руководиться в своей жизни по преимуще­ству законом самосохранения и ради его стали вступать в борьбу за свое существование и вследствие этого стали пренебрегать зако­ном самопожертвования, законом любви — тогда расстроилась гар­мония в мире разумных существ, нарушился стройный порядок их жизни; с тем вместе расстроилось их счастье. Вместо любви появи­лась вражда; всякий стал заботиться только о себе, забывая о других; всякий стал устраивать свое счастье, хотя бы и со вредом для блага других. Умножилось беззаконие — иссякла и любовь; удалилась от людей любовь — удалилось и счастье. Супруги, вместо того чтобы быть одним телом, одной душой, раздвоились и стали друг с другом враждовать: сильный стал обижать слабого, слабый — мстить силь­ному. Восстали чада на родителей и родители на детей своих; брат брату стал не своим, а только соседом; богатый стал притеснять бедного, бедный — похищать у богатого; начальник гордится пред подчиненным, подчиненный лицемерит пред начальником. Всем стало тесно, всем холодно, всем трудно. А всё это оттого, что иссякла любовь.

Но жив Господь, жива и Церковь Его, которая есть тело Его (Еф. 1, 22-23; Кол. 1, 24): вечно пребывает в ней истина Господня, вечно пребывает и благодать в ней. Вечно пребывает с Церковью любовь Христа, как Главы ее,— не оскудеет до конца любовь и между членами Церкви, как членами тела Христова. Эта любовь между чле­нами, между пастырями и пасомыми, не может навсегда исчезнуть, хотя иногда и ослабляется по причине греха, но силой благодати Христовой, пребывающей в Церкви, эта любовь, это единение опять восстановляется, искра любви, таившаяся под пеплом немощи чело­веческой, силой благодати Христовой возгорается и воспламеняется.

Воспламенившись, она уже не может таиться в сердцах, а выходит наружу и проявляется в многообразных видах любви: в попече­нии одних о других и в послушании последних: с одной стороны — в служении спасению других до самозабвения, с другой — в желании слышать наставления и неуклонно следовать советам наставляю­щего.

Эта-то любовь, возлюбленные, и подвигла вас сделать то, что вы сделали для нас, оказав внимание ваше к смирению нашему в этот знаменательный день для нас.

Слава Богу за неизреченный дар Его — дар любви, в коем заклю­чается счастье на земле и блаженство на небе! Наши сердца пре­исполнены чувством благодарности и к вам, возлюбленные, за дар любви вашей, паче же за любовь вашу, яже о Христе Иисусе, Которому слава в Церкви вовеки.


Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 1. 


STSL.Ru


Источник: STSL.Ru
14 Октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.